Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 10. Реформаторское движение мусульман в начале ХХ в.




Современные исследователи истории Казахстана часто оценивают джадидизм как исламский феномен, религиозно-обновленческое реформаторское течение, возникшее на рубеже XIX - начале XX вв. В его основе лежит введение в мусульманских школах ряда светских предметов и нового метода обучения чтению. Джадиды выступали также за преподавание в школах на национальном языке, за реформирование ислама и его приспособление к буржуазному развитию региона, за ограничение влияния духовенства на образование, за развитие национального искусства и литературы, за равноправие женщин. Ещё в 1921 г. Г.Сафаров писал так: «Мусульманская интеллигенция в лице «джадидов» выступает с требованием реформы школы, введения новой орфографии, изгнания арабщины и древнегреческой схоластики из преподавания и развития национальных культур. Постепенно это движение оформляется и политически как прогрессивно-национальное движение. Оно растет под влиянием татарской и киргизской (т.е. казахской) интеллигенции, где «джадиды» еще и раньше завоевали прочные позиции» [1]. При этом Г.Сафаров отмечал, что джадиды, по своей сути, модернизировавшие культуру своих народов, противостояли ортодоксальной позиции. Во время революции 1905-1907 гг. они выступали за реформы политического устройства страны. Следует отметить, что просветительское и реформаторское устремления джададизма заключались в том, что реформы касались не только проблемы школьного образования, но и затронули область национальной духовной культуры. Например А.Бенигсен выделяет три этапа становления джадидизма: религиозный (теологический), культурный и политический реформизм [2]. Джадидское движение начинает формироваться в 80-х годах XIX в. среди прогрессивно настроенной интеллигенции, ратующей за необходимость реформ во всех областях общественной жизни. Первым среди них был Исмагил-бей Гаспринский. В 1883 г. в Бахчисарае он основал газету «Тарджиман», которая на протяжении 20 лет служила делу просвещения всех тюркоязычных народов.

Вопрос 11. Национальная интеллигенция и ее общественно-политическая деятельность в начале 20 веков.

Начало XX века в Казахстане ознаменовалось подъемом национального самосознания народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали его различные течения, ядром которых стала национальная интеллигенция.

Особое место в истории Казахстана того периода занимает деятельность видного политика, ученого, публициста А. Н. Букейханова (1866-1937 годы).

Назревание политич. кризиса в Росс. империи в нач. XX века, усилившееся в результате поражения в русско-японской войне, вылившееся в события «кровавого воскресенья» подтолкнуло либерально-демократическую интеллигенцию, таких известных представителей российской науки и культуры, как П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, В.И. Вернадский и других создать партию росс. либералов. 11-18 октября 1905 г. в Москве сост. учредительный съезд, где была создана Конституционно-демократическая партия. Делегатом этого съезда от Омска был А. Н. Букейханов. В дек. 1905 года по инициативе А. Букейханова в Уральске прошел съезд представителей пяти областей К.-на, где было решено создать казахский национальный филиал партии кадетов. Однако эта инициатива не нашла поддержки ни в ЦК партии, ни на II съезде партии. 9 июля 1906 года указом Николая II Первая Дума была распущена и А.Н. Букейханов был в числе подписавших Выборгский манифест против роспуска Думы, за что был арестован. \\А. Н. Букейханов вынашивал планы создания нац.-дем. партии, важную роль в общественно-полит. жизни он отводил печати Так решено было организовать общенац. газету, кот. стала бы рупором общенац. связи, возрождения народа, осознания своей роли. Газета была названа «Казах» (1913-1918 годы), к работе в редакции были привлечены выдающиеся представители национальной интеллигенции. Это поэт, прозаик М. Дулатов (1885-1935 годы), его первое собрание стихов «Оян, казак» («Пробудись, казах») вышел в 1909 году. Заголовок книги стал манифестом к национально-угнетенному народу начала XX века. Редактором газеты «Казах» стал поэт, переводчик, лингвист, педагог А. Байтурсынов. \\Вместе с А. Н. Букейхановым инициатором созыва Каз. съезда в Уральске и создания нац. филиала кадетской партии был потомок Абулхаира Б. Каратаев (1860-1934 годы). Он стал депутатом II Гос. Думы. \\Выразителем различных идейно-политич. мнений и течений среди нац. интеллигенции была уже названная газета «Казах» и журнал «Айкап» (1911-1915 годы). «Казах» выражала идеи либерально-демократическою направления, вокруг нее консолидировались А. Букейханов. А. Байтурсынов, М. Дулатов и другие. Издателем и редактором «Айкап» был М. Сералин, в журнале сотрудничали Ж. Ссйдалин, Б. Каратаев, С. М. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Мнйлин. Объединяло эти издании то, что они выражали общенац. идеи, интересы каз. народа в условиях его колониального положения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 690.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...