Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СТАНОВЛЕНИЕ МАШИННОЙ ИНДУСТРИИ В ГЕРМАНИИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТСТАЛОСТЬ ДО СЕРЕДИНЫ XIX В.
Создание капиталистической машинной индустрии в Германии произошло лишь во второй половине XIX в. Основная причина значительного отставания Германии заключалась в более длительном, чем в других странах Западной Европы, господстве феодализма и отсутствии единого государства. Внутри страны, раздробленной на ряд независимых больших и малых государств, существовали таможенные и валютные барьеры. Первое таможенное объединение ряда германских государств было достигнуто только в 30-х годах XIX в., а окончательное политическое объединение страны — лишь в 1871 г., с образованием Германской империи. Переход от феодального к буржуазному общественному строю в Германии проходил значительно медленнее, чем в Англии и Франции. Государственные реформы не ликвидировали ни феодальную монархию, ни землевладение феодального дворянства (юнкеров), которое лишь несколько поделилось своей властью с немецкой буржуазией. Германия, не имевшая мощных удобных портов, фактически была изолирована от морских торговых путей. Находясь в центре Европы, она в первой половине XIX в., как аграрная страна, фактически играла роль крупного придатка промышленных капиталистических стран — Англии, Голландии и даже Франции. Вывозя в западные страны сельскохозяйственное сырье и лес, немецкие купцы ввозили в Германию дешевые иностранные промышленные товары. Немецкая мануфактура, зародившаяся только в конце XVIII в., была весьма слаба, подавляющее большинство промышленных изделий производили ремесленные цехи, влачившие жалкое существование, но в то же время препятствовавшие рационализации производства. В середине XIX в. численность промышленных рабочих (1,5 млн.) уступала численности ремесленников (2 млн.). Внедрение первых паровых двигателей в немецкой промышленности началось лишь в 30—40-х гг. XIX в., но о промышленном перевороте еще не могло быть и речи. Так, на всех предприятиях земли Силезии в 1837 г. работало 8 паровых двигателей общей мощностью 158 л. с, а на хлопчатобумажных фабриках английского графства Ланкашир — 714 паровых машин общей мощностью 20 тыс. л. с. Промышленный переворот Индустриализация Германии развернулась по-настоящему только в 60-х гг. XIX в. Но запоздавший промышленный переворот был очень бурным. За 60-е гг. общая мощность паровых двигателей возросла почти в 3 раза; по этому показателю Германия обогнала Францию, но уступала Англии. В более поздней индустриализации были свои выгоды. В отличие от французской промышленности, которая зависела от поставки английских машин, механизация немецкой индустрии проходила в значительной степени на основе собственного машиностроения. Стали работать крупнейшие по тому времени машиностроительные предприятия, подобные заводу локомобилей Борзига, на котором в 1857 г. трудилось всего 37, а в 1866 г. — уже 1600 рабочих. Германская промышленность развивалась невиданными для XIX в. темпами: прирост промышленной продукции за 40-е гг. составил 13%, за 50-е — более 100, а за 60-е гг. — почти 50. При этом структура немецкой заводской промышленности не стала простым повторением английского аналога. Так, в 1856 г. немецкие специалисты разработали способ получения красителей из каменного угля, что послужило базой для развития анилиновой промышленности, получившей мировой рынок. Усиленное развитие тяжелой промышленности серьезно стимулировалось подготовкой вооруженных сил Пруссии, самого сильного немецкого государства, к борьбе за подчинение всей Германии и. к войне с Францией. В связи с этим был создан сильнейший в Европе военно-промышленный комплекс, где особую роль играли артиллерийские заводы Крупна (Рейнская область). Еще в середине столетия Германия выплавляла стали (основного военного металла) меньше, чем Франция, а в 1870 г. — в два раза больше Франции и примерно столько же, сколько выплавляла Англия. Важным фактором промышленного развития явился и размах железнодорожного строительства. В течение 1850-1870 гг. инвестиции в железные дороги (соответственно заказы на металл, уголь, машины) увеличились с 400 млн. до 4 млрд. марок. За индустриализацией последовала перестройка немецкой внешней торговли. Только за 50-е гг. объем германского экспорта увеличился более чем в 2,5, а импорта — в 2 раза. В германском экспорте вместо сельскохозяйственных продуктов стали преобладать готовые промышленные товары: металлоизделия, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, готовая одежда, кожевенные товары, сахар и т.д., а в импорте, наоборот, продукты сельского хозяйства и сырье, металлические руды и пр. В 60-х гг. под нажимом юнкеров, которых привлекала возможность беспошлинного экспорта сельхозпродуктов в Англию, Германия пыталась перейти к фритредерству, но завершение индустриализации страны диктовало господство жесткого протекционизма. Во второй половине XIX в. Германия из аграрного придатка индустриальной Англии превратилась в ее конкурента. «Прусский путь» в сельском хозяйстве В Германии освобождение сельского хозяйства страны от феодализма происходило путем постепенных затяжных реформ. В результате земля феодалов осталась в основном за ними, исчезла только крестьянская зависимость. Особенно ярко это проявилось в Пруссии, где к концу 60-х гг. 71% всех хозяйств владели 9% всей обрабатываемой площади, а 29% имели 91% площади. Прусский путь оказался самым невыгодным для крестьянства, но позволил юнкерам и аграрным предпринимателям организовать крупное сельскохозяйственное производство, одно из самых интенсивных в Европе. Вместо трехполья с принудительным севооборотом были введены травосеяние и плодопеременная система, при которой паровой клин сократился наполовину. Агрохимия поставила немецкое земледелие на научную основу, введя применение искусственных удобрений (недра Германии богаты калийными солями, а немецкая железная руда — фосфором). Последовало весьма широкое применение культиваторов, жнеек, молотилок, паровых плугов и других механизмов отечественного производства. Так, агрохимия и машины заменили крепостных крестьян. Германия вышла на первое место в мире по сбору картофеля и сахарной свеклы и развитию пищевых промышленных производств — сахара, крахмала и спирта. Продукция пищевой промышленности составляла важнейшую часть германского экспорта. Сохранив свой экономический потенциал, юнкерство сохранило и свои господствующие позиции в политической системе германской монархии (государственный аппарат, офицерский корпус и т.д.). Немецкий капитализм поэтому носил открыто милитаристский, явно агрессивный характер.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 310. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |