Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРЕВРАЩЕНИЕ США В ПЕРВУЮ ИНДУСТРИАЛЬНУЮ СТРАНУ МИРА. ИЗМЕНЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СТРУКТУРЫ




В конце XIX — начале XX вв. база быстрого индустриального роста США (обеспечение полной свободы экономической дея­тельности в результате Гражданской войны, большие сырьевые ресурсы, отсутствие морально изношенного оборудования и пр.) была дополнена огромным притоком рабочей силы. Аграрное перенаселение, войны, еврейские погромы — все это вызывало усиленный приток иммигрантов из Европы. В Америку на рубе­же веков переселились миллионы людей не только самых бед­ных, но и самых энергичных, настойчивых, волевых, не боя­щихся никакого труда. За XIX в. население Европы выросло в два с небольшим раза, а США — в 14 раз.

Защита американской промышленности от конкуренции им­портных товаров высокими таможенными тарифами (в конце XIX в. средний их уровень достигал 75% стоимости ввоза) соче­талась с полной свободой импорта иностранного капитала, ко­торый составил значительную часть американских промышлен­ных инвестиций.

Перед Первой мировой войной 2/3 валового национального продукта США принадлежали промышленности и строитель­ству (в основном железнодорожному). К XX в. уже были постро­ены четыре трансконтинентальные железнодорожные линии. Сдви­ги в самой структуре промышленного производства прежде все­го проявились в более высоких темпах развития тяжелой про­мышленности. В начале XX в. в Америке — впервые в истории мирового экономического развития — было достигнуто превы­шение удельного веса тяжелой промышленности в общей про­мышленной продукции (другие страны достигли этого только перед Второй мировой войной). Но и структура тяжелой про­мышленности изменилась довольно серьезно — появились и стали быстро развиваться вызванные к жизни научно-техническим прогрессом новые отрасли — нефтяная, автомобильная, алю­миниевая, резиновая, электротехническая и пр. Особую роль играли две первые. С распространением электричества освети­тельная функция керосина очень существенно сократилась, од­нако спрос на нефтепродукты возрастал: растущие потребности в бензине с лихвой компенсировали упадок производства керо­сина. Причина состояла в быстром росте автомобилестроения: в 1902 г., когда на американских дорогах ходило только 23 тыс. автомобилей, продажа бензина составила всего около 6 млн. баррелей (1 баррель — 0,11 т.), а в 1912 г., когда американский автопарк превысил 1 млн. машин, спрос на бензин составил 20,3 млн. баррелей; еще через 2 года бензина в стране было про­дано больше, чем керосина. Автомобиль, как никакое другое техническое устройство, изменил не только жизнь американс­кого населения, сделав его исключительно мобильным, но и решающим образом повлиял на структуру промышленности, закрепив за нефтепереработкой (инфраструктурой автопарка) ведущее место (независимо от того, где добывается и откуда поступает сырая нефть).

Перед Первой мировой войной мощность американских электростанций составляла более 5 млн. кВт, а английских, немец­ких и французских вместе взятых — около 3 млн. кВт. На каждо­го американского рабочего в это время приходилось в 4,5 раза больше механической энергии, чем на одного английского ра­бочего.

Развитие массового серийного производства в американской промышленности привело к появлению современных методов рациональной организации производства, прежде всего — по­точного метода — производство движется от сырья до готового изделия, нигде he поворачивая назад. При этом особую роль иг­рает сборка узлов и агрегатов на конвейере (первое применение конвейера на автозаводе Форда в 1913 г. дало поразительные результаты: сборка магнето автомобильного мотора заняла все­го 5 минут вместо 20).

Монополизация

Наиболее типичной формой монополизации в США стало трестирование предприятий, приносящее ощутимые выгоды. Так, благодаря монопольному положению в нефтяной промышлен­ности доходы «Стандарт Ойл» увеличились за первые 20 лет су­ществования с 8 до 57,5 млн. долл. В 80—90 гг. появились круп­нейшие тресты о текстильной, электротехнической, свинцовой, кожевенной, резиновой, сахарной, табачной и других отраслях промышленности, на транспорте и связи. Особенно важным объе­динением стал созданный Дж. Морганом в 1901 г. «Стальной трест», монополизировавший 43% производства чугуна и 66% произ­водства стали в США. В начале XX в. в США насчитывалось бо­лее 800 трестов, объединивших свыше 5 тыс. предприятий с ка­питалом свыше 7 млрд. долларов.

В стране возникли подобные феодальным наследственные династии королей нефти, стали, электричества, железных до­рог и т.д. (самые известные — Морганы, Рокфеллеры, Вандер-бильды, Дюпоны). Наибольшее значение получили две финан­сово-промышленные группы: Моргана и Рокфеллера. Первая, сложившаяся методом банковских инвестиций в промышленность, контролировала «Стальной трест», «Дженерал Электрик», объе­динение сельхозмашиностроения «Интернейшнл Харвестер», «Американскую телефонную и телеграфную компанию» и т.д.

Группа Рокфеллера сложилась вокруг крупнейшей промышлен­ной монополии — нефтяного треста «Стандарт Ойл». В 90-х гг. в группе Рокфеллера организовали свой банк для перекачки ка­питалов из нефтяной в находящиеся под рокфеллеровским кон­тролем объединения горнодобывающей, электротехнической, газовой и других отраслей.

Монополизация экономики в США приобрела наиболее законченные формы. Но здесь сильнее всего проявились и анти­монопольные тенденции, поскольку объединения явно грозили сковать мелких и средних предпринимателей, заморозив хозяй­ственную жизнь в стране (некоторым экономистам того време­ни казалось, что мелкий и средний бизнес уже обречен на гибель). По принятому Конгрессом США закону (1890 г.), всякое объединение в форме треста или иной форме, направленное на ограничение производства и торговли, объявлялось незаконным. Монополии, естественно, оказывали бешеное сопротивление, нередко судебным преследованиям вместо трестов подвергались рабочие объединения — профсоюзы. Тем не менее, ряд особо крупных монополий, в том числе «Стандарт Ойл» вынужден был разделиться на несколько более мелких объединений.

 

ГЕРМАНИЯ - ВТОРАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ДЕРЖАВА МИРА.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...