Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ




В XVII в. в России происходила, образно выражаясь, «вялоте­кущая» вестернизация вооруженных сил и быта. Однако когда на рубеже XVII — XVIII вв. были созданы регулярные сухопут­ная армия и военно-морской флот, для их обслуживания госу­дарство организовало первый военно-промышленный комплекс, состоящий их целого ряда мануфактур (металлургия и металло­обработка, кораблестроение, выработка парусины и пр). Разли­чие с Западом состояло в том, что и новые вооруженные силы, и работающие для них мануфактуры были основаны не на на­емном, а на принудительном труде. В армии и на флоте служили рекруты, сданные помещиками и сельскими общинами крепо­стные парни, а на предприятиях работали крепостные или при­писанные («посессионные») рабочие (мануфактуры с наемным трудом, производящие предметы народного потребления, со­ставляли меньшинство). Иными словами, происходила вестер­низация несвободной социальной среды и это стало вплоть до наших дней смыслом многочисленных проектов обновления эко­номики, основанных на «особом» пути России.

Вестернизация XVIII в., оплаченная невиданным ростом на­логов (подушная подать), оказалась довольно эффективной. Снаряженные отечественными крепостными мануфактурами рекрутские вооруженные силы (их преимущество перед запад­ными, наемными, состояло в однонациональном составе, а зна­чит, более высокой дисциплине) сумели завоевать Прибалтику и Причерноморье, а в начале XIX в. — сокрушить гегемонию наполеоновской Франции, освободить Европу от ее владыче­ства и обеспечить России почти на полвека положение супер­державы. Однако основанный на несвободной промышленнос­ти ВПК не мог преодолеть техническую отсталость, и знаменитый суворовский принцип «пуля — дура, штык — молодец», принесший России множество великих побед, оказался бессильным в Крымской войне, где столкнулись нарезное оружие и метал­лический паровой флот Запада и гладкоствольное оружие и де­ревянный парусный флот России. Почему Россия не произвела перевооружение своей армии своевременно, в первой половине XIX в.? Видимо, дело заключалось в психологическом упоении положением сверхдержавы, но главное — в крепостной эконо­мике, перестройки которой российская элита не хотела.

 

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ЗАПАДНОГО МИРА.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ

В конце XVII в. в Англии после революции, окончательно покончившей с феодализмом, установился буржуазно-демо­кратический политический строй, продолжающий в основном существовать и в наше время. А сама Англия, победившая в борьбе за господство на морях в XVIв. Испанию, в XVII в. — Голлан­дию, в XVIII в. — Францию, превратилась в мировую супердер­жаву. Оставаясь небольшой страной, она стала центром огром­ной колониальной империи, куда входила почти вся Северная Америка, Индия и другие регионы. Это означало приток новых капиталов в английскую промышленность и растущий спрос на английские промышленные товары. Невиданные в истории мас­совые европейские армии и морские флоты, где служили сотни тысяч человек, породили специфический массовый спрос на английские стандартизованные изделия (ткани определенных сор­тов для униформированной одежды солдат разных родов войск, форменные пуговицы, сапоги, каски, стандартные штыки, ру­жья и боеприпасы одинакового калибра и т.д.). Особенно воз­рос спрос на хлопчатобумажные ткани для пошива белья. Анг­лийская хлопчатобумажная промышленность рождена британс­кой колониальной империей (хлопок из английских колоний — Индии и Северной Америки) в упорной конкурентной борьбе с шерстяной отраслью, победу над которой удалось одержать благодаря более высокому спросу и низким ценам.

Несоответствие ручной технологии повышенному спросу на хлопчатобумажные ткани разрешилось внедрением машин. Сна­чала механизировали процесс хлопкопрядения (тюль — маши­на С. Кромптона, 1783 г.). Поскольку пряжи стало больше, срочно потребовался механический ткацкий станок, который был изоб­ретен в 1785 г. Э. Картрайтом. Новый станок, заменявший до 40 ткачей, потребовал более 30 лет для своего широкого внедрения в производство, что объяснялось высокой поначалу его це­ной и сопротивлением ткачей, труд которых он заменил. После механизации прядения и ткачества возникла потреб­ность в создании универсального двигателя, не зависящего от сил природы (как, например, водяное колесо). Таким двигателем явилась паровая машина, созданная Дж. Уаттом (патент 1784 г.). В том же году построили первую прядильную паровую фабрику. Паровая машина получила действительно универсальное при­менение в промышленном производстве, а несколько позже и на транспорте.

Применение машин вызвало резкое повышение спроса на металл. Развитие металлургии сдерживалось недостатком древесного угля, а при использовании каменного угля получался металл низкого качества. В 1784 г. Корт изобрел пудлинговую печь, которая дава­ла сталь из чугуна при помощи минерального топлива, а изоб­ретенные им же прокатные вальцы позволили получать метал­лические изделия нужной конфигурации. Производительность труда в металлургии благодаря этим изобретениям повысилась в 15 раз.

Прогресс металлургии, в свою очередь, способствовал быст­рому развитию английской каменноугольной промышленности. В шахтах появились рельсовые пути («трамвай») для конной вы­возки угля. Сочетание рельсов и паровой машины дало желез­ную дорогу. Первый локомотив был создан Дж. Стефенсоном в 1814 г., а железная дорога — в 1824 г., а механизированный водный транспорт на базе изобретенного американцем Р. Фултоном парохода появился еще раньше. Появление железных дорог и создание на их основе стабильных коммуникаций между различ­ными экономическими районами и отраслями промышленнос­ти вызвало коренной перелом в хозяйственной жизни страны.

Одной из последних проблем промышленного переворота стало фабрично-заводское сооружение самих машин: возникла совер­шенно новая отрасль промышленности — машиностроение. Это­му способствовало создание основных типов металлорежущих станков — токарного (Г. Модели, 1798г.) и строгального (Брам, 1802г.). Созданием фабричного машиностроения (первая полови­на XIX в.) и завершился переворот в технологической сфере эко­номики Англии. Если в 1800 г. в Англии работало 320 паровых машин, то через четверть века — уже 15 тыс.

Переворот произошел не только в технологической сфере: в Англии образовалась структура буржуазного индустриального общества. С помощью дешевых промышленных товаров буржуазия разрушила ремесленное производство. Возникли новые про­мышленные центры и в середине XIX в. почти половина Англии была занята в промышленности. Основным производителем стал промышленный рабочий, а место купца во главе буржуазного общества занял фабрикант. Промышленный переворот, как пе­реход от мануфактурной к машинной, фабричной, стадии про­изводства, явился подлинной революцией, которая происходит в истории каждой страны только однажды.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...