Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТИПЫ ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА. ЭКОНОМИКА ОХОТНИКОВ




Этот древнейший тип хозяйства имеет немалые заслуги перед историей:

первый симбиоз человека с другим видом (приручение соба­ки);

глобальное расселение человечества (это легко понять в свете современных спортивных достижений: оказывается, человеку вполне под силу переплыть Тихий океан на веслах, а Атланти­ческий — и вовсе вплавь).

Охота на крупных животных требовала больших загонных ареалов. Поэтому слабыми местами данного типа экономики являлись: прозрачность огромных охотничьих зон для проникновения со­седних народов (это породило бесконечные территориальные войны) и перепромысел, ведущий к истощению запасов диких зверей. Поисками нетронутых ареалов охоты и были вызваны миграции народов, приведшие к заселению всех континентов. В наше время охотничьи цивилизации сохранились только в экстремальных природных условиях — экваториальных тропи­ческих лесах (пигмеи Конго, индейцы Амазонии), частично в тундре Арктики, где охотничий промысел сочетается с олене­водством.

 

2.1. КОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО

Данный тип экономики произошел от загонной охоты: груп­пы охотников со своими собаками, попадая на естественные маршруты сезонных миграций диких животных, постепенно стано­вились сначала пассивными (подобно некоторым хищникам — волкам, львам), затем — активными пастухами, производящи­ми селекцию животных и управляющими движением стад. Сле­довательно, способ эксплуатации почвы скотоводы просто пе­реняли у животных. Симбиоз человека с разнообразным одомашненным животным миром (особенно крупным и мелким ро­гатым скотом и лошадью) и породил очень своеобразный тип степной экономики, построенный на регулярных управляемых миграциях скота в места, где есть трава, из тех мест, где она уже выедена. В сути кочевой экономики далеко не все ясно, в частности, характер собственности на скот и пастбищную территорию. Но какова бы ни была собственность, при данном типе хозяйства обязательно преобладали мясомолочная пища, поли­гамия (многоженство), власть патриархов (при невысокой цен­ности человеческой личности).

Скотоводческий тип хозяйства благодаря своей мобильности (со скотом мигрирует весь народ) оказал огромное влияние на экономическое развитие всего мира. Кочевые скотоводческие на­роды особенно сконцентрировались на просторах Великой сте­пи — огромной равнины, протянувшейся в Евразии — от Кар­пат до тунгусской тайги. Здесь сформировалось хозяйство тюркских, угро-финских, иранских народов. Отсюда некоторые из этих народов совершили поистине великие миграции — вплоть до черноморского, средиземноморского и даже атлантического побережий, что вызвало важные изменения в социально-эконо­мической жизни целых континентов. Кочевой тюркоязычный народ хунну (гунны), стартовав во второй половине IV в. н.э. из Приуралья (все миграцирующие на Запад народы прошли через «во­рота» между южными отрогами Урала и северным побережьем Каспия) и возглавив большой межэтнический союз племен, дошел почти до Атлантики и с великим трудом был отброшен войска­ми Римской империи и ее союзников на Дунай. Миграции пече­негов, половцев и других тюркоязычных народов Великой степи в Северное Причерноморье в X — XII вв. и их давление на Киевскую Русь привели к переносу центра государства восточных славян из Приднепровья во Владимиро-Суздальскую Русь, а нашествие монголов в XIII в. — к превращению Руси в полуколонию татаро-монгольского государства Золотая Орда.

Миграция венгров в X в. в Центральную Европу вызвала необходимость для отпора этому вторжению внести большие изме­нения в военную организацию и социально-экономическую струк­туру Германии. Сами венгры, потерпев поражение и перейдя к оседлому образу жизни, создали на Дунае свое государство, подчинившее на целые века ряд окружающих славянских наро­дов — хорватов, словаков, русинов и др.

Но самые грандиозные историко-экономические последствия имела миграция турок в Малую Азию, где они осели и, образовав свое государство, в XIV — XVI вв. постепенно подчинили себе Ближневосточный, Балканский, Азово-Черноморский, Се­вероафриканский регионы. Турецкая (Османская) империя стала огромным препятствием в средиземноморской торговле Европы со странами Востока и стимулировала поиски европейцами других коммуникаций, которые в конце XV в. привели к откры­тию Америки, морского пути в Индию и образованию мировой экономики.

 

2.2.ЭКОНОМИКА НАСЕЛЕНИЯ ГОРНЫХ ДОЛИН (ГОРСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ)

В высоких горах, покрывающих значительную часть земной суши, расселение людей, значит, и ведение хозяйства, возможно только по склонам ущелий, которые являются природными акве­дуками ледников. Хотя хозяйство горцев включает обычные зем­леделие и скотоводство, оно имеет одну особенность, которая и делает его отдельным типом экономики. Эта особенность — неизбежный массовый отход молодежи в силу аграрного пере­населения как следствия дефицита пахотной и пастбищной зем­ли. И в наше время для пашни там нередко используются плос­кие крыши жилых домов, а увеличение поголовья скота сверх определенных пределов влечет за собой полное исчезновение кормовых трав на горных лугах и зарастание их травами, кото­рые скот не ест. Это обстоятельство было ярко продемонстриро­вано в экономике горного Карпатского региона, где после при­соединения к Советскому Союзу произошло плановое увеличе­ние поголовья скота.

В течение многих столетий отход горской молодежи носил исключительно характер военного найма юношей Швейцарии, Шотландии, Северного Кавказа. Из них состояли, в частности, гвардии целого ряда государств (Франция, Англия, Египет и др.) С развитием в Европе фабрично-заводской индустрии и железных дорог военный наем горской молодежи уступил мес­то хозяйственному (широко известны кавказские, западно украинские и прочие строительные артели). Как бы там ни было, и в наше время местная экономика по-прежнему не в состоянии занять все население горных ущелий, что обусловливает его от­ходничество, создает ряд экономических и политических проб­лем, как на родине, так и в местах, куда направлен отход.

 

2.3. ИРРИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (РЕЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ)

Остальные типы докапиталистического хозяйства основаны главным образом на растениеводстве (симбиозе человека с ра­стениями), столь же древнего, как загонная охота. Один из са­мых древних типов растениеводства сложился в долинах вели­ких рек Востока — Тигра и Ефрата, Нила, Хуанхэ, Аму-Дарьи и др. (а также в доколумбовой Центральной и Южной Америке). Режимы земледелия здесь полностью зависели от гидрорежима. Поэтому главным условием производства сельскохозяйственных культур и, следовательно, самого существования людей, было искусственное регулирование режима рек при помощи дамб и каналов для обводнения (гидромелиорации) исключительно пло­дородной почвы. При жарком климате это обеспечивало в нор­мальные (без стихийных бедствий) годы довольно высокие урожаи злаков, овощей и фруктов.

В отсутствие механизации только коллективный труд боль­ших масс людей мог справиться с исключительно трудоемким ирригационным строительством. Люди регулировали реки, но и вся их жизнь, в свою очередь, регулировалась реками. Иррига­ционная экономика являла собой, по-видимому, самый ран­ний пример командно-распределительной системы — без цент­рального управляющего и учетного органа невозможно было под­держивать гидромелиоративную сеть вдоль великих рек. Поскольку ручные земляные работы были исключительно трудоемкими (120 — 150 тыс. чел./час на 1 км канала), а материальные сти­мулы в условиях натурального хозяйства не действовали, уп­равление этими работами должно было быть не только центра­лизованным, но и обожествленным (цари вполне официально считались живыми богами). Отсюда — огромное значение в уп­равлении хозяйством мифологии и жрецов как ее интерпрета­торов, а также бюрократии — для контроля и учета (чтобы вы­дать работнику вавилонского государственного хозяйства пару сандалий, требовалось выписать 9 глиняных табличек-наклад­ных). Государство, как распорядитель ирригационных работ и распределитель воды, являлось верховным собственником и всех орошаемых земель, которыми распоряжалось через царские (го­сударственные) или храмовые хозяйства. Крестьянские общины имели право наследственного пользования за натуроплату, размер которой устанавливался не по амбарному, а по биологическому урожаю (определялся до жатвы чиновниками).

Итак, непосредственным производителем материальных благ в ирригационных системах был крестьянин, юридически сво­бодный, но обязанный государству трудовой повинностью. Про­изводственный труд рабов по самым элементарным экономи­ческим причинам не мог применяться: не было не только дефи­цита, но существовал избыток трудовых ресурсов (населения в трудоспособном возрасте). В период разливов рек, когда сельс­кохозяйственные работы прекращались, эти избыточные трудовые ресурсы необходимо было занять. Поэтому-то древневос­точные государства силами трудообязанных крестьян могли ве­сти строительство грандиозных сооружений — египетских пи­рамид, вавилонских башен, великой китайской стены и пр. Та­кие сооружения в древности причислялись к «чудесам света». Поражают они и сейчас...

Рабство захваченных на войне и кабальных (несостоятельных должников) людей носило домашний, а не производственный характер, преследовало политические и идеологические цели. Огромные массы слуг в домах царей и знати, многонациональ­ные гаремы — все это лишний раз подчеркивало престиж дес­потии, ее безграничную власть. Поэтому правовое положение рабов не очень отличалось от положения свободного населения: фактически все были рабами государства.

 

2.3.1. Приоритет организации

Ирригационные системы Древнего Востока возникли на базе каменной техники. Через две-три тысячи лет эти страны стали родиной металлургии: сначала медной (воздуходувный мех, клещи для поддержания раскаленного металла во время ковки, глиня­ные формы для литья, легирование меди с оловом, т.е. получе­ние бронзы, которая значительно тверже меди, и т.д.), затем и железной (кричный метод — многократная ковка железных ко­мочков (крицы), выделившихся из нагретой руды). Изделия из бронзы были столь дефицитны, что применялись лишь для про­изводства вооружения и предметов роскоши. К середине перво­го тысячелетия до н.э. бронза значительно подешевела, ею ста­ли заменять первобытные каменные лезвия мотыг. Кованые же стальные изделия, значительно более эффективные, чем брон­зовые, благодаря большей прочности и более дешевому про­цессу производства (без литья), шли только для военных целей. В Египте, например, железо ценилось выше золота (найден кинжал с золотой рукояткой, инкрустированной железом).

Выше среднего уровня, кроме военной, была и гидротехни­ка, особенно подача на верхние поля. Древнеегипетским журав­лем (шадуф) можно было поднять в течение одного часа на высоту шести метров почти две тонны воды (при отсутствии насосной техники эффект значительный). В Месопотамии, с ее топкими болотистыми берегами, функционировала сложная си­стема дамб и каналов для равномерного поступления воды на поля. При этом технология полеводства оставалась на первобыт­ном уровне: мотыжная вспашка, ручной сев, после чего скот копытами втаптывал семена в землю, копытами производилась и молотьба.

Очень бедной (примитивной) была и технология строитель­ства уникальных гигантских зданий. Египет, например, не знал колеса, и при строительстве пирамид не применялся даже та­кой простой подъемный механизм как блок. Сооружение пира­миды Хеопса (самое высокое здание в мире до появления Эйфелевой башни) продолжалось 20 лет. По расчетам современ­ных специалистов, постройка подобной пирамиды во второй половине XX в. (в 1970 г. в мире был только один кран такой высоты) — заняла бы не менее 40 лет. Весь секрет заключался в организации труда. Современные инженеры пришли к выводу, что такое сооружение можно было создать за 20 лет только при условии выбора для каждой трудовой операции оптимального варианта, полностью исключающего простои. Высокий уровень организации возмещал примитивную технологию, гарантируя стабильное воспроизводство жизни (при натуральном хозяйстве повышение производительности не было обусловлено экономи­чески, а на случай неурожаев государство создавало резервы).

Технологический прогресс касался в основном производства вооружения. Естественно, решающие преимущества на поле брани имели государства, располагающие стальным вооружением и лошадьми (запряженные парой боевые двуколки, где за щитами находились возница и два лучника, выполняли функцию ма­невренных ударных войск, что-то вроде танков своего времени). Благодаря этому Ассирия, расположенная в верхнем течении реки Тигр, нещадно эксплуатировала окружающие ирригационные системы, превращая их в свои колонии (причем войны начина­лись обязательно сразу после уборки урожая народом — объктом агрессии). Насилие являлось основой ассирийской экономики.

Завоевание ирригационных систем приводило к нарушению раз навсегда заданного ритма хозяйственной жизни. Ирригаци­онные системы Месопотамии, Египта, Китая, Передней Азии неоднократно подвергались иноземным завоеваниям, приходи­ли в упадок, но каждый раз возрождались, ибо без орошения не могло быть жизни.

Какое бы общественное устройство не приносили с собой завоеватели (Центральная Азия, например, завоевывалась в XIII в. монголами, в XIX в. — царской, в XX в. — большевистской Рос­сией), — все равно под этой вывеской жила по своим законам, как и тысячелетия назад, ирригационная система со всеми сво­ими атрибутами (собственность государства на землю и воду, командное распределение воды и т.д.). Проще всего древневос­точная система сочеталась с колхозным строем, установленным советской властью, но колхозы непомерным орошением земли под хлопок разобрали воду Аму-Дарьи, еще не доходя до Араль­ского моря, которое стало высыхать; КНР нашла дополнитель­ное применение лессовым толщам Хуанхе, упрятав туда свою атомную промышленность.

 

2.4. АНТИЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВА.

ОБРАЗОВАНИЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Данный тип хозяйства основан на производственном труде рабов-иностранцев, захваченных на войне (рабство соплемен­ников исключалось). Античная экономика сформировалась в мас­штабах небольших средиземноморских (прибрежных или остро­вных) городов-государств (полисов). Отдельные полисы суще­ственно различались между собой по экологии и характеру эконо­мики: одни тяготели больше к сельскому хозяйству, другие — к промышленности. Однако образование рабовладельческой эко­номики везде исходило из одних и тех же предпосылок.

Формирование рабовладельческого хозяйства повсеместно началось с создания военной организации для воспроизводства. Как уже отмечалось выше, при тогдашнем уровне военной тех­ники создать такую организацию можно было, только призвав к оружию всех граждан полиса. У небольших государств не было средств для найма воинов. Поэтому каждый должен был слу­жить за свой счет — в том роде войск, в котором позволяло его материальное положение — в пехоте (основная масса граждан полиса — люди среднего достатка), кавалерии, снаряжать ко­рабли (две последние категории — самые богатые), а самые бедные граждане вооружались дротиками или просто камнями. Только воин считался гражданином полиса и имел право на участок земли.

По этой причине формирование античной экономики, как правило, начиналось с военно-экономических реформ, разде­лявших всех граждан на имущественные разряды для несения военной службы. В Афинах, по реформе Солона (594 г. до н.э.) стало четыре разряда, в Риме, по реформе Сервия Туллия (се­редина VI в. до н.э.) — шесть. Эти и подобные реформы создали античный военный строй — фалангу — колонну пехотинцев, вооруженных двухметровыми копьями. Удар колонны всегда при­носил успех против войск, не знавших строя. Функционирова­ние фаланги и обеспечивало функционирование и рабовладель­ческой экономики. А процветание фаланги, в свою очередь, зависило от процветания хозяйств пехотинцев — людей среднего достатка.

С военным типом воспроизводства рабочей силы связано основ­ное правило рабовладельческого хозяйства: добиться у раба мак­симума производительности в кратчайший срок, после чего за­менить его новой военной добычей, так как содержание детей рабов представляло бы собой накладные расходы на капитал.

 

2.4.1. Технологическая сфера античности

Античное производство базировалось почти исключительно на железной технике. Железный сельхозинвентарь первого ты­сячелетия до н.э. (топоры, лопаты, заступы, вилы, кирки, мо­тыги, косы, ножницы, двуручные пилы и пр.) позволил уве­личить посевные площади за счет расчистки лесных массивов, улучшить обработку почвы, ввести стрижку овец (до этого ове­чью шерсть выщипывали), трехпольный севооборот (озимые — яровые — пар), пилораму. Более совершенные кузнечные мехи (гармоника), железные клещи, зубила, сверла, несколько ви­дов молотов, — все это повысило уровень металлообработки. В горном деле широко применялись обрушение породы, подъемные ручные ворота. Плавка металла производилась в муфельной печи (муфель — вырезанная в печи коробка), вращение мельничных жерновов — при помощи водяного колеса. Технический прог­ресс происходил только в военно-промышленном комплексе или там, где нельзя было применить дешевый труд рабов (когда рабы подорожали, на полях кое-где появились жатвенная ма­шина, даже механизированная молотилка — повозка с зубья­ми, выбивавшими зерно из колосьев).

Подавляющая часть металла шла на создание вооружения. По­явились сложные метательные механизмы. Предмет особой за­боты античных государств — военно-морской флот — исключи­тельно дорогостоящий. Самым крупным военным тоннажем рас­полагали Афины и Рим, но даже небольшие средиземно­морские полисы имели десятки триер — двухмачтовых, трехпа­лубных парусно-гребных судов.

 

2.4.2. Хозяйство афинского полиса

Это хозяйство, обладавшее небольшими сельскохозяйствен­ными площадями, но довольно плотным населением, представляет собой тип промышленной рабовладельческой экономики. Афи­нам не хватало своего хлеба, и в обмен на хлебный импорт они экспортировали непродовольственные товары. Основную массу товаров вырабатывали мелкие рабовладельческие ремесленные мастерские (эргастерии) в составе 3-12 рабов, при отсутствии разделения труда. В VI в. до н.э. Афины стали главным центром ремесленного производства в античном мире (основные отрас­ли — обработка металлов и керамики, спрос на которую опреде­лялся больше не техническими, а эстетическими качествами — гармонией форм, лаковой обработкой поверхности, секреты которой до сих пор не открыты). Благодаря своему высокому качеству продукция афинского ремесла в VI—V вв. до н.э. вытес­нила изделия восточных стран на рынках Средиземноморья, ос­тавив им монополию лишь на полотно (Египет), парфюмерию и стекло.

В середине V в. самой крупной торговой гаванью Средиземно­морья становится афинский аванпорт Пирей. Через него идет афинский экспорт — оливковое масло, вино, медь, свинец, мрамор, шерсть, металлические изделия, керамика и пр., и им­порт — важнейшие статьи — хлеб и рабы, а также рыба, скот, кожа, шерсть, парусина, пенька, корабельный лес и пр. Хлебный импорт представлял собой самое уязвимое место афинского хозяйства. Небольшая задержка ввоза хлеба немедленно вызывала панику на рынке. Поэтому государство регламентировало импорт­ные цены. Не меньшую роль играла работорговля: крупные продажи военнопленных, а в перерывах между войнами — людей, захваченных пиратами или проданных царьками небольших госу­дарств и вождями племен на Балканах, в Малой Азии, Сирии.

Товарное производство афинского полиса не могло обходиться без денег — и в качестве посредника обмена, и в качестве объекта торговли (ростовщичество). Разнообразие образовавшихся в ан­тичном мире валют вызывало нужду в обмене, за что менялы (трапезиты) брали плату. С расширением внешней торговли Афин появился безналичный расчет (переписывание со счета на счет), а меняльные пункты — трапезы превратились в банки, прини­мавшие вклады и производившие расчеты за товары, куплен­ные вкладчиками. Скопившиеся в банках деньги предоставля­лись в кредит торговцам. Операции афинских банкиров были довольно крупными. Например, трапеза некоего Пассиона в на­чале IV в. оперировала (в пересчете на российскую валюту нача­ла нашего века) почти 100 тыс. золотых руб. Но не следует обольщаться относительно высоким уровнем древнегреческого товарно-денежного хозяйства: достаточно было прекратить по­стоянный приток новых рабов на рынок, чтобы нарушить вос­производство и привести самую развитую экономику в рабов­ладельческом мире в состояние коллапса. Так и случилось с хо­зяйством Афинского полиса в IV—III вв. до н.э., когда вслед­ствие упадка его военной мощи, вызванного тяжелой борьбой за гегемонию среди греческих государств, число рабов, занятых в промышленности, стало резко сокращаться. Афины, как и другие полисы древней Греции, послужили сравнительно легкой до­бычей иностранных завоевателей.

 

2.4.3. Римский тип аграрного рабовладельческого хозяйства

Создание пехотной фаланги, наиболее крупной по тому вре­мени (несколько десятков тысяч свободных граждан), обеспе­чило Римскому полису господство в Италии, а с подчинением Италии — во всем Средиземноморском бассейне. В результате беспрерывных захватнических войн Рим в середине II в. до н.э. превратился в центр колониальной рабовладельческой держа­вы, включающую большую часть древнего мира. Значительная часть населения завоеванных стран обращалась в рабство и непре­рывно пополняла контингент рабочей силы Рима. Во II—I вв. до н.э. в Италии было сосредоточено 10—12 млн. рабов!

В древней Италии был создан законченный тип частновла­дельческого сельского хозяйства, обслуживаемого трудом рабов. В античности существовали и общинные рабовладельческие хо­зяйства. Они возникали в результате полного завоевания одного родственного племени другим, например, греков-ахеян (побе­дителей Трои) греками-дорянами. Законченный тип общинно-рабовладельческой экономики сложился в полисе Спарта на полуострове Пелопоннес: завоеванные спартиатами аборигены стали рабами всей спартанской общины (илотами) и содержали сво­им трудом завоеватели, которые так и остались навечно в режи­ме оккупационной армии, не работая. Мужчины день проводи­ли совместно — в казармах, с общими трапезами и неустанной боевой подготовкой. Численность илотов регулировалась спар­тиатами при помощи массовых убийств (криптий). Знаменитый спартанский стиль жизни произвел, видимо, непревзойденный в истории усредненный тип профессионального солдата, но не создал высокой духовной культуры, чем прославилась древняя Греция.

В период образования и начала внешней экспансии Римского полиса в экономике италийского села главную роль играл обычный крестьянский двор, обслуживаемый трудом свободного кресть­янина, его семьи и одного-двух рабов. Свободные крестьяне, составлявшие основу фаланги, своей кровью обеспечили геге­монию Рима. Оказалось, что это обрекло их на разорение и вы­теснение из производства. Труд мелких крестьянских хозяйств не мог конкурировать с дешевым трудом рабов. Крестьяне по­кидали свои земельные участки, уходили в Рим и другие города и становились пролетариями, живущими за счет государства, обеспечивающего их бесплатными хлебом и зрелищами (цирко­вые бои рабов-гладиаторов). К концу I в. до н.э. в Италии про­живало 500-600 тыс. пролетариев. Крестьянские земли рабовла­дельцы приращивали к своим владениям. Так возникли лати­фундии — обширные плантации, обслуживаемые трудом рабов, живших в казарменном режиме.

На первых порах перестройка на рабовладельческий лад отрази­лась благотворно на состоянии сельского хозяйства Италии. Трудом миллионов рабов вводились в сельскохозяйственный оборот боль­шие земельные площади, италийские оливки, фрукты, овощи стали лучшими в Средиземноморье, были выведены новые продук­тивные породы скота. Однако господство латифундий таило в себе все условия кризиса и упадка рабовладельческой экономики.

Разорение италийского крестьянства неминуемо должно было привести и привело к ослаблению римской фаланги. Она все более становилась наемной, а это, в свою очередь, столь же неминуемо вело к подрыву рабовладельческого воспроизводства. Рабский труд постепенно перестал быть рентабельным, число рабов, приобретаемых на войне, стало сокращаться, тогда как потребность в рабочей силе возрастала. В результате резко повысились цены на рабовладельческих рынках. Уже в середине I в. н.э. сельское хозяйство стало экономически невыгодным: виноградники давали 6,5% дохода, поля — 4,5%, а обычный процент с капитала составлял около 6%. Не только луга и паст­бища, но даже леса (листья с деревьев срывали для корма ско­ту) стали более предпочтительными для собственников, чем виноградники. Аграрии стремились к удешевлению сельскохо­зяйственного производства — сокращали число работников, применяли поверхностную обработку полей и т.д. — это назы­валось «плохой способ, который хорош».

Изменилась социальная организация многих латифундий: там вообще отказались от применения рабского труда, а плантации стали разбивать на небольшие участки (парцеллы), которые от­давали в аренду рабам или свободным крестьянам, получив­шим название колонов. Постепенно колоны теряют свою свобо­ду и из арендаторов превращаются в людей, прикрепленных к земле, которые могут быть проданы вместе со всей парцеллой. Так в недрах рабовладельческого хозяйства возникло поместье (сальтус), обслуживаемое трудом зависимых земледельцев — предшественников средневековых крепостных. А многие рабы, на­деленные «пекулием» — участками земли и инвентарем, рас­сматривались как «почти колоны». С течением времени положе­ние колонов и «почти колонов» все более сближалось: зарожда­лось зависимое крестьянство — компонент феодальной эконо­мической структуры. Античная система хозяйства окончательно погибла с распадом Римского государства. В XVI—XVII вв. в аме­риканских колониях европейских стран вновь возникло планта­ционное хозяйство, обслуживаемое трудом рабов, вывозимых из Африки. От античного этот тип хозяйства отличался большой ролью семейного воспроизводства рабов.

 

2.5. ФЕОДАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВА.

СУЩНОСТЬ ФЕОДАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

В отличие от рабовладельческой, феодальная система хозяй­ства явилась почти универсальной для Евразии: большинство народов этого материка прошло через систему феодализма либо находятся еще и сейчас на его различных стадиях. Непосред­ственный производитель при феодализме как бы нечто среднее между рабом и свободным фермером: он несвободен, как раб, но имеет собственное хозяйство, как фермер.

Внеэкономическое принуждение выражено в феодальной ренте: отработочной (барщина), продуктами (оброк) или деньгами. Однако размер ренты установлен раз и навсегда: взяв с крестьянина лишнее, можно, затронув семенной фонд, поставить под угро­зу урожай будущего года. Твердо обусловленный размер ренты предоставлял непосредственному производителю определенную свободу при ведении собственного хозяйства. Это особенно сказы­валось при коммутации — переходе к денежной ренте, когда крестьянин сам продавал продукцию своего хозяйства на рынке.

В этих условиях требовалось не только принуждение, но и мо­ральное стимулирование труда. Моральный стимул давала моно­теистическая религия (единобожие), в различных формах прак­тически повсеместно господствовавшая при феодализме. В Ев­ропе — христианство, которое объявляет высшей ценностью не материальное, а духовное богатство, внутренний мир человека: честной, правдивой и скромной жизнью, любовью к ближнему человек может заслужить вечное блаженство души (спастись) в потустороннем мире. При стопроцентной искренней религиоз­ности населения хозяйственная этика религиозных культов се­рьезно влияла на экономическую жизнь. Например, христи­анское запрещение иметь приплод с неживого (в том числе денеж­ные проценты) привело к тому, что ростовщичество в Западной Европе вначале сосредоточилось в руках нехристиан, в частно­сти, евреев. Ожидание вселенской катастрофы («конца света») в 1000 г. вело к хозяйственной пассивности людей и т.д. и т.п.).

Но и сама церковь обязана была показывать пример жизни, достойной спасения. Поэтому в монастырях — общежитиях ре­лигиозных профессионалов для молитвы и труда — постоянно боролись две тенденции: к бедности и к богатству. Аскетичес­кая, подлинно святая жизнь христианских подвижников неиз­бежно порождала ценные материальные дары (в том числе зе­мельные) со стороны верующих, стремившихся таким путем обеспечить заступничество святых людей в спасении своей души. Эти дары перерождали всю монастырскую жизнь, превращая монахов в лицемерных тунеядцев. Но возникали новые аскеты и подвижники, появлялись новые, более строгие монастырские уставы, и все начиналось сначала.

Феодальное хозяйство было построено на более жестком функциональном разделении труда, чем рабовладельческое, где кре­стьянин был одновременно и воином. Здесь военное дело было монополией феодала, а монополией крестьянина являлся труд. Молитва была монополией духовенства. Это жесткое разделение труда было оформлено в обществе в виде сосуществования трех сословий: дворянства, духовенства и крестьянства (позже к этому сословию присоединились горожане). Сословные перего­родки были непреодолимыми: человек уже от рождения счи­тался благородным (феодал) или подлым (т.е. несущим повин­ности — это крестьянин).

Каждое сословие точно знало свои права и обязанности, но в этих пределах человек был свободен, большего, чем полагалось, от него никто не мог потребовать. Это давало непосредственно­му производителю определенную социально-экономическую защищенность и психологическую устойчивость: хотя он и за­висел от феодала, но был защищен своей сословной принад­лежностью от произвола. Осознание этого способствовало к фор­мированию в феодальном обществе личностей, хотя и угнетен­ных, но исполненных человеческого достоинства. В этом заклю­чалось очень важное условие того, что феодализм сумел обес­печить хозяйственный прогресс.

 

2.5.1. Типы феодального хозяйства

Управление феодальным хозяйством носило, как правило, децентрализованный характер. Феодальное поместье имело функ­ции не только экономического, но и государственного управ­ления. Феодал (сеньор — глава поместья) сам творил суд над подвластным населением, санкционировал брачные отношения и т.д. Юридическое положение поместья в феодальной системе могло быть различным:

а) полностью независимое наследственное владение (вотчина);

б) пожизненное владение при условии несения военной службы (бенефиций, в России — поместье);

в) наследственное, при условии принятия вассальной присяги сюзерену — вышестоящему феодалу (лен, фьеф или феод); при­сяга обязывала вассала воевать под командой сюзерена, но обычно не более 40 дней в году, и выкупать его при необходимости из плена. Единой экономической базой была феодальная рента.

Производственная сфера поместья состояла, как правило, из двух запашек: господской (домен) и крестьянской. Когда приба­вочный продукт производился в крестьянской сфере, применя­лась в основном рента продуктами (оброк). Если он со временем коммутировался, феодальная зависимость крестьян обычно слабела или вовсе ликвидировалась (за выкуп). Подобного типа хозяй­ства преобладали в большинстве стран Западной Европы.

В хозяйствах с производством прибавочного продукта преимущественно в господской сфере (домене) обычно превалировала отработочная рента (не только полевая барщина, но и обслу­живание барских мельниц и других предприятий — вплоть до вотчинных мануфактур или даже машинных фабрик, как это было в России в XIX в.), и феодальная зависимость доходила до прикрепления крестьян к земле (крепостничества). Для этого нужны были соответствующие экономические и политические условия, в первую очередь, выгодная для феодалов поставка местной сель­хозпродукции (чаще всего хлеба) на более или менее отдален­ный рынок, а также мощное централизованное государство, спо­собное прикрепить крестьянство к земле. Хозяйства подобного типа преобладали в странах Восточной Европы, где эти условия были налицо.

 

2.5.2.Формирование феодальной экономики

Феодализм как система утвердился у народов, как входивших в рабовладельческую Римскую империю, так и никогда не знавших рабовладельческой экономики. Почему же одни народы прошли через рабовладельческую систему, а другие ее миновали? Ан­тичная система сформировалась в середине первого тысячеле­тия до н.э., феодальная — примерно через тысячу лет. За это время в хозяйственной и духовной жизни народов появилось много важных новшеств. Среди них было два, обладая которы­ми, любой народ мог перестроить свой общественный строй на феодальный лад: в материальной жизни — тяжелое (рыцарское) вооружение; в духовной — единобожие (христианство, ислам). При этих условиях можно было перейти и от античного рабо­владения, и от общинного строя к такой системе, где одни тру­дятся, другие воюют, а третьи молятся, т.е. к феодализму.

Именно эти достижения античности — тяжелое вооружение и христианство переняли у Римской империи германские и сла­вянские народы, заселившие в первом тысячелетии до н.э. большую часть Европы. Они создали целый ряд государств: королевства франков (современная Франция), англо-саксов (Британия), лан­гобардов (Италия), славян — западных (Польша, Чехия) и вос­точных (Киевская Русь) и др. В рамках этих государств и происходило становление феодальной экономики.

Трудились здесь главным образом свободные крестьяне-чле­ны сельских общин (в Британии таких крестьян называли керлами, в Киевской Руси — смердами), а управляли короли (на Руси — великие князья), опиравшиеся на военную дружину, которая играла роль и гвардии, и генштаба, и правительства. Жили дружинники сначала при дворе, на полном королевском довольствии, а средства для этого собирались из дани (на Руси в форме полюдья), разных повинностей и судебных штрафов (на Руси — виры) за правонарушения (убийства, побои, оскорбле­ния и пр.). Наибольшая статья госрасходов — приобретение для дружины дефицитного и дорогостоящего тяжелого (рыцарско­го) вооружения. В государстве франков полное вооружение од­ного кавалериста (шлем, цельнометаллический бронежилет или бронерубашка (кольчуга), поножи, щит, меч, копье и пр.) стоило столько, сколько стадо скота целой деревни. Известны случаи, когда только за коня и меч (самый сложный предмет кавале­рийского вооружения вследствие сочетания оптимальной дли­ны, прочности и профиля) отдавали большой участок земли. В Киевской Руси в X в. минимальная цена кольчуги равнялась примерно 20 кг серебра. Стремя, появившееся к VIII в. Европе, соединило всадника и лошадь в единый ударный боевой агрегат, неуязвимый для пешего воина с холодным оружием (примерно как танк для пехотинца). До появления артиллерии (XIV в.) тяжелая конница была основным родом войск. В XV—XVIII вв. ружейный и артиллерийский огонь сделал рыцарские доспехи анахронизмом, вроде вооружения Дон Кихота, и на смену феодальному ополчению пришла массовая, регулярная, состоящая из наемных солдат.

Каким же образом государственные повинности и дани пре­вратились в феодальную ренту? Главным образом путем созда­ния служилого войска, когда воины служат не за натуральный, а за земельный паек (королевским дружинникам раздаются зем­ли и права на повинности и дани проживающего там населе­ния). Этот процесс сильно подтолкнула необходимость защиты от нашествий VIII-X вв.: арабов — в государство франков, скан­динавов — в Британию, венгров — в Германию. Для отражения нашествий королевская власть повсеместно создавала тяжело­вооруженную конницу путем перевода дружинников на земель­ный паек. В государстве франков этот паек сначала (VIII в.) представлял собой пожизненный бенефиций (дословно «благодеяние»). Постепенно бенефиции превратились в феодов; бенефициарии — в феодалов; свободные крестьяне — в зависимых; дани и штрафы — в барщину и оброк.

В Германии для отражения нашествия венгров поступили еще проще: из каждых 10 крестьян в определенных деревнях одного делали воином, а 9 остальных должны были содержать его сво­им трудом. Западная Европа отстояла себя от чужеземных втор­жений, но ценой крестьянской свободы. На Руси в силу ряда причин (возможно, дефицита тяжелого вооружения) создание служилого войска значительно запоздало и произошло только в XV в. В этом следует видеть одну из важных причин того, что страна не смогла в XIII в. отразить татаро-монгольское наше­ствие (необходимо было выставить одновременно несколько де­сятков тысяч защищенных железом всадников, что было не под силу Владимиро-Суздальской Руси).

Наряду с массовым, государственным, методом закрепоще­ния существовал и индивидуальный (на Западе — прекарий, коменданция, на Руси — закупничество), который в общих чертах заключался в том, что свободный крестьянин, иногда за ссуду, добровольно вручал крупному землевладельцу (чаще всего мо­настырю) свою свободу и землю и становился зависимым от него человеком. Нередко здесь имело место скрытое насилие, оформленное в виде добровольного акта, но главную роль игра­ла тотальная религиозность людей, искренне надеявшихся та­ким путем обеспечить упокой души в загробном мире. Тем бо­лее, что это происходило на Западе в первом тысячелетии н.э., под знаком ожидания вселенской катастрофы (второе прише­ствие Христа и Страшный суд над живыми и мертвыми, предсказанные Новым заветом). Церковь официально прогнозиро­вала катастрофу в 1000 г. (на Руси — 1492 г.). Массовое катаст­рофическое сознание людей (эсхатология — ожидание конца света) на практике помогало формированию феодальной экономики.

 

2.5.3. Системы земледелия феодальной Европы

Основу феодального земледелия составлял обязательно индивидуальной полевой труд крестьянской семьи, а выпас скота мог быть и коллективным, и индивидуальным. В зависимости от этого применялись три вида землепользования:

а) открытых полей (самый распространенный вид, при ко­тором существовали пахотные массивы, с межевым разделени­ем на участки и коллективным выпасом);

б) средиземноморская (компактное, хуторское, расположение пашен и пастбищ в разрезе каждого хозяйства, с индивидуаль­ным выпасом скота);

в) кельтская или атлантическая (преобладание пастбищ для коллективного выпаса при разделении полей на внутреннее — собственнно пашню и внешнее — нечто вроде потенциала, при­общаемого к пахотному ареалу путем подсеки.

Наибольшую экономическую свободу предоставлял земледельцу средиземноморский (хуторской) тип землепользования, а наиболь­шую экономическую роль общины олицетворял тип открытых полей. Но при любом типе земледелия европейская община корен­ным образом отличалась от азиатской: в Европе господствовал индивидуальный труд, а община была сообществом не трудообязанных людей, а сельских соседей и решала вопросы справедли­вого пользования коллективными угодьями. На практике в масшта­бе одной страны могли применяться все перечисленные системы.

Прогрессивная тенденция феодального земледелия заключа­лась в медленном, но неуклонном наступлении с севера на юг континента давно известного в Азии трехпольного севооборота (озимое — яровое — пар; преимущество перед первобытным двупольным оборотом заключалось в большей площади под по­севами и меньшем риске неурожая). В соответствии с этим про­исходило и распределение почвообрабатывающих орудий: на юге и в горных местностях европейских стран применялась в основ­ном соха (легкий плуг), на севере, особенно при системе от­крытых полей — тяжелый колесный плуг с упряжкой до четырех пар быков. Постепенное улучшение технологии растениеводства позволило поднять несколько урожайность злаков (сам — 10 при расцвете римского хозяйства, сам — полтора при его упадке, примерно сам — пять в XI — XIII вв.).

 

2.5.4. Основные черты феодальной экономики Франции

Францию часто именуют классической страной феодализма, но это касается не столько экономики, сколько государствен­ного устройства. Здесь получила законченное выражение харак­терная для феодализма иерархия в виде вассальной лестницы, экономический смысл которой заключался в перераспределении феодальной ренты между слоями господствующего сословия. Воз­главлялось государство королем (считался вассалом Бога). Королевскими вассалами были крупнейшие феодалы — герцоги и графы, их вассалами считались средние и мелкие феодалы, вла­дельцы поместий — рыцари (вроде знаменитого д'Артаньяна). Вассал подчинялся только своему непосредственному сюзерену (по принципу: вассал моего вассала — не мой вассал). По ко­манде сюзерена того или иного масштаба все его вассалы за свой счет собирались в ополчение, которое и охраняло свои пределы от внешних врагов, и представляло аппарат внеэкономического принуждения крестьянства.

Эта система нередко давала сбои, и территория Франции ста­новилась театром разорительных внутренних феодальных и на­циональных войн. Особенно тяжелые экономические последствия имели походы северофранцузских феодалов на юг страны (аль­бигойские войны ХШ в.), а также периодические вспышки Сто­летней войны между Францией и Англией (XIV — XV вв.), ко­торая велась на французской территории. Чтобы урезонить фео­далов, военный разгул которых во время неудачной для Франции фазы Столетней войны (середина XIV в.) превзошел обыч­ные рамки, потребовались восстания крестьян («жакерия») и парижан. Тяжелый, удар нанесла стране и общеевропейская пан­демия бубонной чумы, разразившаяся в 1347 г. Поэтому, хотя Франция и была самой населенной страной в Западной Евро­пе, за 500 лет, прошедших после 1000г., когда ожидался пред­сказанный Апокалипсисом конец света, темпы роста ее населе­ния (с 9 до 15,5 млн. человек) были ниже, чем в Англии, Гер­мании, Италии. Вместе с тем Столетняя война объективно ус­корила освобождение французских крестьян от феодальной за­висимости. Для освобождения страны от англичан французским королям требовалась массовая наемная армия с артиллерией, а необходимым ресурсом для такой армии (и в качестве солдат, и в качестве налогоплательщиков) могли стать только свободные крестьяне. Поэтому королевская власть всячески поощряла ос­вобождение крестьян за плату, и к XV в. большинство населе­ния северофранцузской деревни уже состояло из лично свобод­ных земледельцев. Но экономическое положение крестьян вряд ли улучшилось, поскольку выкупные платежи и налоги с успе­хом заняли место феодальной ренты. Земля приносила свободному французскому крестьянину доход, не превышающий 10% ее продажной стоимости, из этого 20% уходило в пользу церкви и государства.

К XIV в. уже стали выделяться главные зоны сельскохозяй­ственной специализации: Северная и Центральная Франция — основная житница, Южная — база виноделия и пр. В это время четко проявилось экономическое превосходство Северной Фран­ции, которое выражалось, в частности, в утверждении трех­польной системы. Однако главная причина носила не столько экономический, сколько политический характер — именно Южная Франция служила в основном театром военных действий.

 

2.6.5. Особенности феодальной экономики Англии

Первая особенность феодальной экономики этой страны со­стояла в гораздо большей, чем во Франции, централизации уп­равления. Причиной тому было завоевание (1066 г.) страны со­бранными со всей Франции феодалами под руководством гер­цогов Нормандии, занявших английский престол. Завоеватели провели всеобщую перепись («Книга страшного суда»), которая показывает, что к этому времени создание системы феодальных поместий (маноров), обслуживаемых трудом зависимых кресть­ян, в стране уже завершилось. Но в отличие от континенталь­ных феодалов владельцы английских поместий были вассалами не крупных феодалов — графов и герцогов, а непосредственно короля. Другая особенность касалась технологической базы анг­лийского поместья. Благодаря приморской экологии там про­цветало овцеводство и производилось большое количество сы­рой шерсти. Шерсть улучшала быт английских крестьян (одеж­да, матрасы и пр.) и служила важным промышленным сырьем. Наибольший спрос на сырую шерсть предъявляли города Фландрии (современная Бельгия) — главного центра производства шер­стяных тканей в средневековой Европе. Поэтому английские короли всячески мешали попыткам королей Франции распространить на Фландрию свою власть (в этом и причины начала Столетней англо-французской войны).

Торговля шерстью, которую вели не только феодалы, но и крестьяне, подрывала крепостное хозяйство: к концу XIII в. бар­щина и натуральные оброки все более заменяются денежной рентой, а труд крепостных — наемным трудом. Средние и мел­кие феодалы (в отличие от континентальных рыцарей) стали превращаться просто в крупных сельских хозяев, центр интере­сов которых находился не в войне, а в вывозе шерсти. Этот процесс несколько задержала феодальная реакция в середине XIV в.: после чумы («черная смерть»), унесшей не менее трети населения Англии, владельцы маноров (лорды), желая закрепить за собой рабочие руки, стали возвращаться к барщине.

«Феодальная реакция» лордов, усиленная тяготами бесконечной войны с Францией, вызвала широкое народное восстание под руководством Уота Тайлера (1381 г.). После восстания в англий­ской деревне наступает почти полная коммутация, а затем и выкуп крестьянами феодальных повинностей. В XV в. практичес­ки все английские крестьяне стали лично свободными: копи­гольдерами, обязанными за свои земельные наделы уплатой денежной ренты, или фригольдерами — полностью свободными держателями земли.

В XV в. возникает новое дворянство {джентри), ведущее свое хозяйство уже исключительно на наемном труде. И хотя для ан­глийского крестьянина феодальная зависимость уже была поза­ди, оставалась опасность, что при росте спроса на шерсть, джентри предъявят свои права на земли копигольдеров, чтобы расши­рить пастбища. Это и случилось в XVI в.

 

2.5.6. Особенности феодальной экономики Германии

Во-первых, это более позднее, чем в Англии и Франции, ста­новление феодальной системы хозяйства. Во-вторых, Германия, в состав которой входили французские, славянские, итальянс­кие регионы, не являлась национальным комплексом. В-треть­их, отдельные части страны были оторваны экономически друг от друга. В-четвертых, в Германии так и не сложилось единое государство. В-пятых, движение немецких феодалов на Восток и захват земель западных славян, живущих по реке Лаба (Эль­ба), дало значительное приращение посевных площадей. Раз­вернулась внутренняя крестьянская колонизация территорий во­сточнее Эльбы (на весьма льготных условиях при минимальной зависимости от феодалов). Но в XV в. начался массовый вывоз хлеба через балтийские порты в Голландию и Англию. И феода­лы Восточной Германии сумели взять это в свои руки. Они про­вели полное закрепощение крестьян (вчерашних льготных ко­лонистов) и создали обширные господские запашки, согнав новых крепостных с земли и переведя их на барщину. Это явление при­обрело массовый характер в XVI в. Позднее крепостничество, связанное с дальним вывозом господского хлеба, утвердилось в целом ряде стран Восточной Европы. Понятие «земля за Эльбой» стало как бы символом позднего феодализма.

Резкое ухудшение материального и юридического положения коснулось крестьян всей страны и вызвало в 1525 г. Великую крестьянскую войну — по сути, восстание всего германского народа. После подавления великого восстания во всей Герма­нии воцарились самые жесткие формы крепостничества.

 

2.5.7. Становление феодальной экономики в России

Становление феодальной экономики в России произошло зна­чительно позже. Служилое войско появилось в Московском государстве только в XV в. и состояло из помещиков (дворян), ко­торые владели поместьем (обычно 300 — 900 дес.) и пока слу­жили — являлись на службу каждое лето за свой счет - конны­ми, вооруженными и с подсобным персоналом, а по осени распускались по домам. После смерти служилого человека помес­тье передавалось его сыновьям. В стране сложилась поместная система, по Соборному уложению 1649 г. крестьяне бессрочно прикреплялись к поместьям, на территории которых проживали. Таким образом, русские крестьяне стали крепостными в тот мо­мент, когда их коллеги в Западной Европе уже были в основ­ном свободными. Все большая доступность российских городс­ких, а затем и зарубежных рынков для сбыта продукции помес­тий вела к усилению крепостного права, господству отработоч­ной ренты — барщины, доходившей в XVII в. до четырех дней в неделю. Так сложилась социально-экономическая отсталость страны, которая стала догоняющей цивилизацией на всем протя­жении своей истории. Вестернизация, погоня за Западом при­нимала самые различные формы, но чем выше были ее темпы, тем мучительнее это было для страны и ее народа.

В XV—XVI вв. дворянская конница стала основным видом вооруженных сил на Руси, силами которых московское княжест­во решило ряд важнейших геополитических задач — освобожде­ние от татаро-монгольского ига, собирание всех русских земель, создание российской колониальной империи в Евразии — при­соединение народов Поволжья, завоевание и колонизация су­веренных Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, ов­ладение Волгой на всем ее протяжении, колонизация Черно­земного Центра и т.д. За все это заплачено ценой крестьянской свободы. Однако решить геополитические проблемы на Западе (выход к морю через Балтию) силами дворянского конного опол­чения оказалось невозможным без регулярной массовой стреля­ющей армии. Такая армия на базе феодальной крепостной эко­номики была создана в самом начале XVIII в.

2.5.8. Особенности феодальной экономики Японии

Хозяйство феодальной Японии во многом отличалось от ев­ропейского. Во-первых, оно обходилась без господской (домениальной) запашки, а значит, без крепостного права и барщины. Преобладало мелкокрестьянское хозяйство, основанное на на­следственном держании принадлежавшей феодалу земли, рента представляла собой натуральный (рисовый) оброк. Во-вторых, японское народное хозяйство функционировало в рамках многовековой феодальной раздробленности, породившей уникаль­ную многочисленность феодального класса (каждый владетель феодального княжества имел собственное служилое войско, состоящее из рыцарей — самураев, которых в середине XIX в. насчитывалось 400 тыс., а вместе с семьями — более 2 млн. че­ловек, что составляло примерно 7% от 30-миллионного населе­ния Японии (крестьянство составляло 80%, остальные 13% — городские ремесленники и торговцы). Уникальным был и спо­соб вознаграждения рыцарей. В отличие от европейских феода­лов, многие самураи не имели своих поместий и получали от князей рисовый паек.

Хозяйство и японских, и европейских городов имело фео­дальное устройство: ремесленники объединялись в цехи (дза), а купцы — в гильдии (кабунакама), строго регламентирующие про­изводственную деятельность и быт. Мануфактуры находились фактически в зачаточном состоянии, феодальная раздроблен­ность препятствовала созданию всеяпонского рынка. До середи­ны XIX в. Япония была закрыта для иностранцев, несмотря на все старания западных стран втянуть эту страну в сферу миро­вого хозяйства и открыть японский рынок для своих товаров и капитала. Первыми прорвали изоляцию Японии Соединенные Штаты Америки. В 1854г. под угрозой бомбардировки с моря состоялось подписание неравноправного американо-японского договора, согласно которому Япония открывала для американ­ских купцов порты Симоду и Хакодате. Вскоре последовали по­добные договоры Японии с Англией, Францией, Россией и другими странами. Насильственное вхождение Японии в сферу мирового рынка, неэквивалентная торговля с Западом тяжело отразились на экономике страны, так как ремесленные японс­кие изделия не могли конкурировать с фабричными импортны­ми товарами, а японское сырье вывозилось за границу за бесце­нок. Следствием явилось массовое разорение японских произво­дителей и торговцев.

Тяжелое внешнеполитическое поражение, превратившее страну фактически в полуколонию, закономерно привело к насильственной перестройке японского народного хозяйства в конце 60-х гг. XIX в.

 

2.5.9. Экономика феодального города

После крушения Римской империи в Европе произошла глу­бокая аграризация жизни. Города опустели или превратились в деревни, а ремесло — в придаток к сельскому хозяйству (поме­стные ремесленники были на оброке). В XI в. ремесло выдели­лось из аграрной сферы. Рост продуктивности сельского хозяй­ства создавал известный избыток продуктов в деревне, следо­вательно, возникала возможность выделения группы людей, за­нимавшихся исключительно ремесленной деятельностью, и об­менивающих свою продукцию на продукты сельского хозяйства. Кроме того, повысился спрос на ремесленные изделия. Если в IX в. даже высшая феодальная знать одевалась в домотканые льня­ные ткани и овчину, то в X в. она носит преимущественно шер­стяную одежду. Но производство даже самого простого сукна в значительных размерах требует определенных технологических условий — специального места, оборудования и профессиона­лов. Постепенно объем, технический уровень и отраслевая специализация ремесленного производства перестали соответство­вать его положению придатка к сельскому хозяйству. Сельские, поместные ремесленники превращались в профессионалов и стали работать на все более широкий заказ.

Но для этого границы феодального поместья уже были тесны. Оптимальное место для производственной деятельности и сбыта ремесленной продукции ремесла должно было обеспечить по край­ней мере беспрепятственную встречу заказчиков и покупателей с исполнителем заказов, а также водоснабжение. Недаром все крупные города стоят на реках или озерах, а их топонимика содержит слово «мост» (Кембридж, Понтуаз, Брюгге и пр.), «крепость» (Манчестер, Ланкастер, Страсбург и пр.). Новые города обычно возникали там, где были мосты и стены. В XI в. буквально ожили римские города — Рим, Венеция, Генуя, Флоренция, Марсель, Тулуза, Париж, Кельн, Аугсбург, Лондон и т.д. Новая жизнь довольно быстро раздвинула старые римские стены. В конце XII в. городская площадь Кельна в Германии уже в три раза превосходила площадь римской крепости Колония, на месте которой обосновался Кельн.

Но подавляющее большинство европейских городов было построено заново. Урбанизация проходила в Западной Европе довольно высокими темпами. Только в Германии в XIII—XIV вв. возникло около 700 новых городов. В XV в. расстояние между городами на континенте не превышало в среднем 20—30 км. (чтобы крестьянин до ближайшего рынка мог добраться в течение дня).

Несмотря на то, что далеко не всем городам удалось добиться независимости от феодальных сеньоров, несмотря на антиса­нитарию, скученность населения, незащищенность от пожаров и эпидемий, они сразу же получили решающее преимущество перед феодальной деревней. Это преимущество выражали глав­ным образом два городских устройства — стены и рынок. Стены создавали известную гарантию от феодального произвола. Чело­век, проживший в городе один год и один день, обычно считался свободным от феодальной зависимости.

Рынок обеспечивал городу экономическое управление фео­дальной деревней", он устанавливал цены, по которым происхо­дил товарообмен. Феодальное поместье было вынуждено при­спосабливаться к городскому рынку.

 

2.5.10. Организация ремесел

Город стал управлять экономикой феодальной деревни, но феодализм определял управление самим городом и его хозяй­ством. Основная отрасль городской экономики — ремесло — по­лучила внеэкономическую цеховую организацию. Цех насильст­венно объединял ремесленников той или иной отрасли в преде­лах данного города. Система мастеров, подмастерьев и учеников создавала в цехах сословную иерархию, подобную иерархии сельского населения.

Чтобы стать мастером-членом цеха, нужно было пройти этап ученичества (примерно 7 лет), пробыть несколько лет подмас­терьем, после чего изготовить в качестве экзамена самостоя­тельно изделие, внести вступительный взнос и организовать пирушку для членов цеха. Внеэкономическое принуждение в цехе имело, однако, экономический смысл: цель производства мел­ких товаропроизводителей состояла не в получении прибыли, а лишь в добывании средств к существованию в условиях ограничен­ного спроса местного рынка. Поэтому здесь господствовало про­стое воспроизводство, а значит, равенство производственных мощностей и режимов (отсюда — запрещение любого прогресса техники, например, самопрялки, изобретенной еще в XI в.), строгая регламентация снабжения и сбыта: у каждого мастера только одна мастерская, 1-2 подмастерья и 2-3 ученика, одина­ковая оплата труда, равномерное распределение сырья, запрет работы при искусственном освещении, одинаковые для данно­го цеха качество, нижний уровень цен и условия сбыта (запрет рекламы). В таких условиях главным элементом производства являлось исключительно высокое личное искусство самого ремесленника. В качестве пробной работы для кузнецов в немец­ких цехах обычно служило изготовление конской подковы без снятия мерки (перед экзаменующимся подмастерьем два-три раза проезжали на лошади, подкову для которой он должен был от­ковать).

Как ассоциация, подобная феодальной, цех управлял не только рабочим, но и внерабочим временем, а также сознанием ремес­ленников: общецеховые церковь, касса взаимопомощи, отряд в военном ополчении города, суд и кодекс поведения, даже мес­то жительства и погребения (во многих европейских городах можно найти улицы Хлебные, Мясницкие, Ножевые и пр. — здесь се­лились ремесленники определенных цехов).

В XV в. цеховая организация, направленная на сохранение мел­кого производства, уже очень сильно сковывала технико-эко­номическую сферу. Она не позволяла укрупнять мастерские и вводить пооперационное разделение труда между работниками, обеспечивавшее во много раз большую производительность труда. Иными словами, цеховое ремесло стало одним из главных пре­пятствий на пути капиталистической промышленности. Взять его в лоб было невозможно: цехи в силу своей численности со­ставляли основу ополчения и поэтому властвовали в городах. И первые капиталисты, например в производстве шерстяных тка­ней, пользовавшихся особо большим спросом, применяли об­ходные маневры: нанимали крестьян, имеющих прялки, и раз­давали им шерсть или комбинировали наемный труд на про­стых операциях с цеховым ремеслом на выпуске готовой про­дукции (во Флоренции).

Ремесленное производство того или иного города, как пра­вило, удовлетворяло спрос местного рынка на большинство про­мышленных товаров, однако некоторые производства получили общеевропейское значение. Это производство шерстяных тка­ней (Фландрия, Северная Италия), морских судов (средизем­номорские порты), цветного стекла (Венеция) и металлообра­ботки, главную роль среди которой играл выпуск оружия (Ми­лан, Золинген и др.).

 

2.5.11. Торговля и кредит

На организацию торговли, как и ремесла, феодализм нало­жил свой отпечаток в виде замкнутых ассоциаций-гильдий, объе­динявших купцов данного города, торгующих определенным то­варом (хлебом, сукном) с целью монополии на местном рынке. Гильдии регламентировали товарный состав и правила торгового обращения, оставляя средневековому купцу сравнительно небольшую свободу выбора.

Крупная международная оптовая торговля в Европе обслужи­вала в основном два вида потребностей: а) в предметах роско­ши и пряностях Востока и б) в обмене основными продоволь­ственными и промышленными товарами между европейскими странами. Поэтому и сложились два основных потока европей­ской торговли.

Первый поток — через Средиземное море. Импорт — прянос­ти, предметы роскоши, шелковые и бумажные ткани и пр. Эк­спорт — шерсть, полотно, металлоизделия (но главным обра­зом серебряная и золотая наличность). Сальдо — пассивное. Это было связано с устойчивым спросом на восточные товары. Пря­ности — особенно перец — играли роль асептических и даже консервирующих средств в качестве приправ к блюдам и напит­кам (перец нередко заменял деньги при различных платежах), шафран и др. растения применялись в качестве красителей. Хлоп­чатобумажные ткани, бархат, парча, шелк, благовония, ладан, цветное стекло — все это поднимало престиж знатных людей. Европейский экспорт на Восток сдерживался запретом Ватика­на на поставку мусульманским государствам стратегических то­варов — хлеба и оружия. Восточные товары попадали к европей­скому потребителю через множество посреднических актов. Из Китая, Индии, Индонезии товары шли караванным путем до средиземноморских или черноморских портов, где были фак­тории купцов из Генуи и Венеции — главных торговых городов Средиземноморья (Венеция имела самое большое население и самый большой морской флот в Европе — более 3 тыс. судов). Там проходил обмен восточных товаров на европейские, а так­же на живой товар — захваченных в регулярных набегах крым­ских ханов на славянские земли и проданных итальянским куп­цам людей, особенно женщин, которых увозили на Восток и сбывали в гаремы. Итальянские купцы транспортировали вос­точные товары в Европу для оптовых продаж. Через целый ряд последующих перепродаж товар доходил до розничного евро­пейского потребителя. Цена, естественно, каждый раз «накру­чивалась», и конечный покупатель уже переплачивал басно­словно. Посредничество итальянских купцов, связанное с отли­вом золота и серебра из Европы, порождало стремление к уста­новлению прямых связей с Востоком, особенно после того, как турецкие султаны в XV в. распространили свою власть на все Южное Средиземноморье и Азово-Черноморский бассейн. Кроме того, растущие расходы феодалов на восточные предметы роскоши вели к коммутации ренты, разложению феодального хозяйства.

Второй основной торговый поток проходил по Северному и Балтийскому морям. К XIV в. хозяйство стран Северной Европы уже было в состоянии выбрасывать на рынок значительное ко­личество ценных и транспортабельных товаров (лен, пенька, масло, сало, сукна и т.д.).

Центральную роль в этом торговом потоке играла цеховая суконная промышленность городов Фландрии. Место главного рынка занимал город Брюгге («Северная Венеция»).

В середине XIV в. для охраны и регламентации торговли в се­верном районе была создана ганза — международная купечес­кая гильдия, куда вошло до 150 торговых североевропейских городов. Главную посредническую функцию выполняло купече­ство северогерманских городов — Гамбурга, Любека, Бремена, занимавших промежуточное положение в Северном бассейне. Ганза являлась не хозяйственным объединением, а военно-полити­ческим союзом (снаряжение и охрана торговых экспедиций, торговые фактории, монополии и привилегии, торговое право и режимы и т.п.). Центр Ганзы находился в Любеке, важнейшие фактории — на конечных пунктах ганзейских путей — Новгород (как и Псков, этот город являлся ассоциированным членом Ганзы), Берген (Норвегия), Лондон и Брюгге. Ганзейская торговля име­ла большее производственное значение, чем торговля с Восто­ком, но особого динамизма не несла, обслуживая застойное це­ховое ремесло. Кроме того, она способствовала позднему кре­постничеству в странах Восточной Европы путем вывоза на За­пад хлеба, произведенного в поместьях немецких, польских, балтийских феодалов. Динамизм европейской торговли с Восто­ком, хотя там обращались главным образом экзотические това­ры, был намного более значительным.

В сухопутных центрах, где встречались товары северного и южного потоков, возникали ярмарки (крупнейшая во француз­ской Шампани) — круглогодичные торги.

На базе меняльного дела (менялы известны с X в.) в феодаль­ном, как когда-то в античном, хозяйстве закономерно развился кредит. При отсутствии портативных бумажных денег и крими­ногенной обстановке на дорогах (феодальный грабеж) возник­ла практика безналичного перевода (известна с XII в.) денег. Функцию перевода, естественно, взяли на себя менялы. Роль наличности стала играть расписка менялы (вексель), по которой его агент в определенном месте выдавал тому или иному лицу сумму, равную внесенной ранее. Меняльные конторы стали называться банками (по-итальянски банк — скамейка, где обычно находились уличные менялы), а их хозяева — банкирами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...