Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пед. способности в структуре пед. деятельности




Успех педагогической деятельности зависит от многих факторов, одним из которых считают способность к педагогической деятельности.

Профессиональные способности — это совокупность довольно стойких, которая на основе компенсации одних свойств личности другими определяет успешность обучения определенной трудовой деятельности, ее выполнения и совершенствования в ней. Когда человек может успешно выполнять многие виды деятельности, то говорят об одаренности.

Правильная оценка профессиональных способностей должна осуществляться по схеме, в которой особенности личности являются центральным звеном: понимание психологических особенностей данной трудовой деятельности, в частности причин наиболее типичных ошибочных действий; сопоставление с этими особенностями психологической структуры достаточно разносторонне изученной личности; вынесение экспертного заключения на основании всестороннего сопоставления этих двух структур с обязательным учетом компенсаторных возможностей личности. Однако многосторонность этой деятельности не позволяет свести способности педагога к отдельным узким свойствам человека.

В педагогических способностях выделяется два уровня.

1. Перцептивно-рефлексивный, обращенный к объекту и субъекту.

2. Проективный, обращенный к способам воздействия на объект.

Кроме перечисленных, различают экспрессивные, мажорные, тесно связанные с коммуникативными способностями и по сути являющиеся их разновидностями, а также авторитарные способности, выражающиеся в умении преподавателя быстро завоевать авторитет у своих подопечных.

Организаторские способности в той или иной мере нужны каждому преподавателю и составляют основу его функций руководства.

К структурным элементам организационных способностей можно отнести: способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их так называемую общественную энергичность; способность понимать и верно реагировать на психологию людей.

Коммуникативные способности — это способности к образованию межличностных отношений, обеспечивающих успешную коллективную деятельность и нахождение в ней своего места, сплочению коллектива, способность привлекать к себе людей.

Экспрессивные способности определяются как умение преподавателя ярко и образно выражать свои мысли с помощью слова. Известно, что информация передается или воспринимается человеком двумя способами: вербально, т. е. словом или невербально, с помощью жестов, мимики и пантомимики.

Мажорные способности — это оптимизм и юмор преподавателя, помогающие активизировать учебный процесс, предупредить конфликт, снять напряжение.

 

Структура пед. способностей по Н.В.Кузьминой

Н.В.Кузьмина в изучении педагогической деятельности и педагогических способностей использует системный подход. Система представляется ей как взаимосвязанные элементы, образующие устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями. Педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, содержание образования (учебная информация), средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги.

 По сути, педагогическая деятельность у этого автора представлена системой взаимодействия пяти видов деятельности: познавательной – проектировочной - конструктивной – организаторской – коммуникативной.

Гностическая деятельность отражает уровень познавательной активности самого учителя. Очевидно, что учитель или преподаватель с низкой познавательной активностью не способен создать условия для развития познавательной активности у учащихся ил студентов.

Проектировочная Д определяет постановку целей(например, акцент на развитие или на тренировку исполнительских навыков)

Конструктивная Д (отбор содержания, планирование своей Д и Д учащихся на уровке) – этот компонент соответствует ориентировочному в предыдущей типологии). В своем эмпирическом исследовании Кузьмина сравнивала конструктивную деятельность учителей-мастеров и новичков. Мастера проектировали свою деятельность с учетом фоновых знаний учащихся, с учетом их возможного применения в их повседневной жизни. Они превосходно адаптировали даже сложнейший академический материал. Наконец, они не просто перечисляли необходимые элементы информации, но создавали условия для «проживания» материала, неформального вплетения его во внутренний опыт самого учащегося.

Организаторская Д (организация своей Д и Д учащихся в ходе непосредственного осуществления ПД);

Коммуникативная Д (по Кузьминой это – важнейшая составляющая ПД, поскольку она насыщенна коммуникацией, развивается и управляется по законам коммуникации).

Структура пед. способностей по В.А.Крутецкому

Личностные, связанные с осуществлением воспитательной функции учителя: перцептивные способности, педагогическое воображение, способность саморегуляции эмоциональной сферы и поведения, выдержка и самообладание, саморегуляция психических процессов.

Эмоциональная устойчивость учителя — свойство психики, бла­годаря которому учитель способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях.

Организационно-коммуникативные, связанные с осуществлением организаторской функции и общением: коммуникативные способности, педагогический такт, организаторские способности, суггестивные способности.

Коммуникативные способности – способности устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся и их требований к учителю.

Организаторские способности – способности активизировать учащихся в различных видах деятельности и воспитывать коллектив, способный воздействовать на каждую отдельную личность.

Педагогический такт— это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах дея­тельности, умение выбрать правильный подход к ученику.

Суггестивные способности - способность воздействовать на психику человека с целью создания у него определенного состояния, порождения нек-рых представлений, побуждения к к -л действиям

Дидактические, связанные с передачей информации школьникам, формированием у них самостоятельного творческого мышления: способность передавать информацию детям, экспрессивно-речевые способности, академические (познавательные) способности, распределение внимания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 395.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...