Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Субъект (составитель) – ЭД (объект) – Субъект (исполнитель)
|| Субъект должен обладать определенным правовым статусом. Статус = правосубъектность + статутные права и обязанности субъекта + гарантии реализации и защиты || Правосубъектность – способность лица быть субъектом ИП. Состоит из 3х способностей: правоспособность (с рождения) + дееспособность (с момента совершеннолетия) + деликтоспособность (способность лица отвечать за свои правонарушения. Возникает с 16 лет, за наиболее тяжкие преступления с 14) Статутные права и обязанности – основные и составляют ядро правового статуса. Одинаковы для всех субъектов данного вида (для всех журналистов, для всех потребителей информации и т.д.). Закрепляются на уровне Федерального Законодательства (в законах и подзаконных актах) Гарантии (статутных ИП и обязанностей) – условия для эффективного действия статутных прав и обязанностей. Закрепляются в законе. Могут быть материальные и процессуальные, гарантии защиты, гарантии охраны
Общественные отношения è Информационные отношения è Информационные правоотношения Общественные отношения – присущие человеческому обществу связи и зависимости, в которых осуществляется индивидуальная и коллективная деятельность. Состоят из субъектов, объектов (то, на что направлены действия субъектов) и содержания – прав и обязанностей субъектов Более широкое понятие по отношению к другим элементам. ОО носят волевой характер (они выражаются во вне, в конкретных действиях и поступках людей, носят объективный характер.) Примеры: корпоративная деятельность, взаимное информирование, эпизодическое сотрудничество, косвенная взаимосвязь (через продукты труда), противодействие Все это ОО представляют собой форму организации человеческой деятельности, т.е. практику Информационные отношения –выделены Венгеровым – волевое общественное отношение, в котором информация выступает благом особого рода, по поводу которого возникают права и обязанности субъектов. || их 10. Они входят в предмет ИП (что регулируется?) ИО выделяются не сразу, а на определенном этапе развития общества и технологий (для России это 1975 г.) Эти отношения имеют социальное содержание и технико-организационную сторону (невозможны без технических средств обработки информации) Часть ИО, которые возникают, изменяются и прекращаются в кибер-пространстве, называются интернет – отношениями. Информационные правоотношения – возникающая на основе норм права, индивидуализированная общественная связь между лицами, характеризующаяся взаимной реализацией субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства Признаки ИПО: · Эта связь возникает на основе норм права, правовая связь · Эта связь характеризуется наличием юридических прав и обязанностей · Эта связь гарантируется государственным принуждением (санкцией), в случае нарушения субъективных юридических прав и обязанностей · По содержанию ИПО состоит также из 3х элементов: субъекты ИП, наделенные правовым статусом; объекты, то на что направлены действия субъектов; взаимная реализация (она выражается либо в действии, либо в бездействии субъекта) субъективных юридических прав и обязанностей.
СМИ Интернет-право ЭТ, ЭДО Информационная безопасность
СМИ Отношения в сфере СМИ являются важным общественным отношением. В дореволюционное время законодательство о СМИ развивалось как законодательство о цензуре. Указ Павла 1 – запрет на ввоз печатных изданий из-за границы и т.д. В СССР ситуация не поменялась. Декрет СНК 1917 года вводил запрет на буржуазную прессу, носил временный характер. Действовал до 1990 года. Первый закон СССР о печати и других СМИ принят в 1990 году, просуществовал год. Закон РФ 1991 года о СМИ Особенности ныне действующего закона: · Устанавливает презумцию свободы СМИ – свобода СМИ презюмируется и не нуждается в обосновании и доказательстве · Закон вводит уведомительную регистрацию СМИ в отличие от разрешительной, которая существовала в СССР – регистрация СМИ осуществляется по заявлению установленного образца по 10 статье закона о СМИ. Диспозитивные принципы (равенство) || в ИП преобладают императивные начала, а не диспозитивные · Закон устанавливает общую редакционную ответственность в отличие от других стран, где установлена специальная редакционная ответственность (ОРО – ответственность несет автор вредного сообщения, СРО – всегда найдется ответственный) · Закон вводит положение, согласно которому статус российского журналиста производен от статуса СМИ. (особый субъект). У него есть 3 функции, которые раскрывают его правосубъектность: информационную, посредническую и социальную (статья 2 закона о СМИ). Статьи №1, 47, 48, 52 Принципы работы СМИ: o Принцип свободы и отсутствия ограничений в деятельности СМИ (вытекает из 23 статьи К и презумции) o Принцип недопустимости цензуры (3 статья закона о СМИ, 29 статья К). Цензура – прямая (прямой запрет) и косвенная (предварительное согласование). Право на информацию не абсолютно (ЧП, режим КТО) o Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации (4, 51 статьи о СМИ) СМИ согласно закону, носят универсальный характер, могут выступать в 3х значениях: как субъект ИП, как объект ИП, как форма периодического распространения массовой информации (2 статья). 1 форма – периодическое печатное издание, 2 форма – радиопрограмма, 3 форма – телепрограмма, 4 форма – видео и кинохроникальная программа, 5 форма – специализированное СМИ. Специализированное СМИ – учреждаемое 3мя ветвями власти исключительно для издания официальных сообщений (сборник актов постановления правительства), печатные издания тиражом менее 1000 (не нуждается в регистрации), эротические издания, аудио и видео программы, распространяемые в записи тиражом не более 10 экземпляров и иные СМИ Интернет СМИ не включается в специальные СМИ, т.к. не обладает периодичностью распространения По формам СМИ бывают общероссийскими и региональными. 72 статья Конституции относит вопросы СМИ к совместному ведению. Общероссийская программа – включается как составная часть в государственный канал, 50 и более субъектов РФ. Региональная - один или несколько субъектов РФ Организация работы российского СМИ состоит из 3х этапов: учреждение СМИ, регистрация СМИ, распространение контента или информационного продукта. 1 этап - учреждение 7 статья – устанавливает запрет на учреждение. Кто может и не может быть учредителем СМИ. Иногда учредители выступают совместно, тогда он называются соучредителями и между ними заключается договор. Согласно 18 статье закона – учредитель в праве размещать свое заявление бесплатно, статья 19.1 касается иностранного учредителя юридического и физического лица. Редакцией руководит главный редактор. Он ответственный за редакционную политику, за взаимоотношения СМИ и отношения с государственными органами. Для работы редакции принимается устав (20 статья) общим собранием штатных сотрудников редакции большинством голосов, и затем утверждается учредителем 2 этап – регистрация Заявление о регистрации направляется в федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и её территориальных отделений. Заявление рассматривается в месячный срок. За рассмотрение заявление удерживается пошлина, которая не возвращается в случае отказа от регистрации (13 статья) 3 этап – распространение продукции 27 статья посвящены выходным данным, 35 статья посвящена обязательным сообщениям, т.е. какие обязательные сообщения должна содержать продукция зарегистрированного СМИ || как раз СМИ и уведомительный характер определяет диспозитивные начала этой деятельности. СМИ – это так же предпринимательская деятельность
2. Институт Связи и массовых коммуникаций. Движущие силы – теле и радиовещание, развитие интернета, мультимедиа услуг. Характерными черты: o Выход на IPO o Приток инвестиций Регулирование этого института осуществляется разными законами: законом о связи 2003, законом о почтовой связи 1999, федеральный закон о федеральной фельдъегерской связи Особенности закона о связи 2003: o Устанавливает условия для оказания услуг связи на территории всей страны o Содействует внедрению перспективных технологий и стандартов связи o Содействует добросовестной конкуренции на этом рынке o Закон обеспечивает централизованное управление (императивное) радиочастотным ресурсом и ресурсом нумерации. o Связь – неотъемлемая часть производственной и социальной инфраструктуры России, предназначенной для удовлетворения нужд граждан, органов гос. власти, управления обороны и безопасности страны, а также юридических лиц в электрической и почтовой связи. Принципы работы связи: · Тайна связи (23 статья К, 65 статья закона о связи) · Принципы законности и доступности, принцип свободы транзита отправлений · Принцип устойчивости и управляемости · Принцип единства требований, предъявляемых к операторам Подвиды связи: Электросвязь (статья 2 закона о почтовой связи.) и почтовая связь Почтовая связь Согласно закону образуется единая почтовая территория. Входят: сети, средства и операторы почтовой связи Сети представляют собой совокупность объектов и почтовых маршрутов, обеспечивающих оборот почтовой корреспонденции. Сюда же относятся почтовые денежные переводы Средства – здания, сооружения, оборудования, почтовый транспорт. Операторы – субъекты, оказывающие услуги почтовой связи (юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, имеющие соответственные лицензии. ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ, ИМПЕРАТИВНОЕ регулирование) Подвиды почтовой связи: · Почтовая связь общего пользования · Специальная почтовая связь органов исполнительной власти (правительства) · Почтовая связь в области обороны · Фельдъегерская связь – действует согласно закону. Основные задачи федеральной фельдъегерской службы o Доставка сообщений особой важности президента РФ, органов 3х ветвей власти, органов военного управления o Доставка зарубеж не только корреспонденции, но и образцов промышленных изделий Их полномочия – 6 статья Электросвязь Закон о связи устанавливает сетевой принцип построения данной инфраструктуры, согласно которой устанавливается единая сеть электросвязи – средства и линии связи Средства – технические и программные компоненты, используемые для доставки сообщений Линии – физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи, т.е. устройства передачи Виды электросвязи: o Сети, связи общего пользования o Выделенные сети, связи o Технологические сети (предназначены для обеспечении производственной деятельности организации) o Спецсвязи – связи специального назначения – президентская, правительственная, спец-связь в области обороны Правила по отдельным видам электросвязи. Устанавливают взаимодействие: o Правила оказания универсальных услуг связи, правила оказания услуг связи теле и радиовещания o Правила оказания услуг телеграфной связи o Правила оказания услуг подвижной связи o Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи Функции по гос. надзору возложены на органы специальной службы – РосКомНадзор. Полномочия обозначены в законе о связи, а так же специальном постановлении правительства от 02.03.05 «О порядке осуществления гос.надзора за деятельностью в области связи» Установлено лицензирование. Их выдает РосКомНадзор. Согласно 31 статье ФЗ о связи выдача лицензий возможна 2мя способами: 1. По результатам рассмотрения заявления претендентов, 2. По результатам торгов или аукциона. Торги производятся в следующих случаях: o Когда радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов на данной территории o На территории имеется ограниченный ресурс нумерации 34 статья устанавливает основания для отказа о выдаче лицензии Лицензии выдаются на срок от 3х до 25 тел согласно закону о связи. Интернетпредставляет собой самую большую, но не единственную сеть электросвязи. Интернет и другие сети формируют новое информационное и коммерческое предпринимательское пространство, связанное с оборотом информации (кибернетическое пространство) Число пользователей более 1.7 млрд человек, в России – 40 млн (26-30%) Киберпространство – сложное явление. Это сфера социальной деятельности, связана с оборотом информации во всемирной информационной сети, а также в других сетях (региональных, опорных, ведомственных, корпоративных) В трактовке верховного суда США киберпространство – уникальная среда, не расположенная в географическом пространстве, но доступная каждому в любой точке мира посредством доступа в интернет. Киберпространство рассматривается в единстве 2х сторон: социальной и технической. Социальная сторона – совокупность информационных отношений, возникающих в процессе использования интернета и других сетей по поводу обработки информации. Техническая сторона – транспорт. Киберпространство – сложный технический объект (набор технических и программных средств, а также инфраструктуры) || Право не регулирует техническую сторону, а только социальную сторону || Принципы работы интернета: o Децентрализация o Планетарность o Деление на структурные зоны, сегменты o Возможная анонимность пользователя o Мобильность, быстрота и мгновенность обмена o Конвергенция сетей и услуг – интернет не только сеть, но и услуга Возможные модели регулирования интернета (сети): · Отказ от любого внешнего регулирования. Барлоу, Капор. Интернет – это другое виртуальное пространство, законы обречены на неэффективность. (все страны уже проехали этот подход) · Государства обречены на неэффективность в сфере интернет отношений, поэтому этим должны заниматься экономические участники или корпорации. Именно они должны вводить правила, а законодатель должен их оформлять. Джонсон, Пост · Государство – ночной сторож. Гос. учреждения вполне обнаруживают свою состоятельность в данном вопросе и именно оно легитимно (способно) решать вопросы (проблемы) интернет права. Закон реального мира может подправить сетевой протокол или контракт, если он противоречит позитивному праву Принципы и источники интернет права Принципы: o Виртуальная среда не является особым пространством, фундаментальные нормы права здесь применимы, несмотря на то, что есть проблемы реализации и применения права o Нельзя добиться свободы слова в интернете без ответственности o Не существует какого-либо единственного правильного национального ответа на проблемы интернет права o Сети представляют собой не только торгово-экономическое пространство, но и социально-правовое Источники: · Международные договоры, касающиеся интернета: Окинавская хартия глобального информационного общества (|| регулирует права и свободы), конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах 2005, декларация о свободе обмена информацией в интернете 2003, европейская декларация о правах человека и верховенстве права в информационном обществе 2005, будапештская конвенция о кибер преступности 2001, конвенция ООН против трансграничной организованной преступности, европейская конвенция о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия · Внутреннее информационное законодательство: закон о связи 2003, закон о техническом регулировании 2002, закон об информации 2006, закон о персональных данных 2006, закон об Электронной Подписи 2011, закон о рекламе 2006, закон о противодействии экстремистской деятельности 2002, закон о гос. регулировании деятельности по организации азартных игр 2006, закон о защите детей от информации, причиняющей вред здоровью или развитию 2012 · Правовые обычаи |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 421. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |