Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Субъект (составитель) – ЭД (объект) – Субъект (исполнитель)




|| Субъект должен обладать определенным  правовым статусом.

Статус = правосубъектность + статутные права и обязанности субъекта + гарантии реализации и защиты

|| Правосубъектность – способность лица быть субъектом ИП. Состоит из 3х способностей: правоспособность (с рождения) + дееспособность (с момента совершеннолетия) + деликтоспособность (способность лица отвечать за свои правонарушения. Возникает с 16 лет, за наиболее тяжкие преступления с 14)

Статутные права и обязанности – основные и составляют ядро правового статуса. Одинаковы для всех субъектов данного вида (для всех журналистов, для всех потребителей информации и т.д.). Закрепляются на уровне Федерального Законодательства (в законах и подзаконных актах)

Гарантии (статутных ИП и обязанностей) – условия для эффективного действия статутных прав и обязанностей. Закрепляются в законе. Могут быть материальные и процессуальные, гарантии защиты, гарантии охраны

 

Общественные отношения è Информационные отношения è Информационные правоотношения

Общественные отношения – присущие человеческому обществу связи и зависимости, в которых осуществляется индивидуальная и коллективная деятельность. Состоят из субъектов, объектов (то, на что направлены действия субъектов) и содержания – прав и обязанностей субъектов

Более широкое понятие по отношению к другим элементам. ОО носят волевой характер (они выражаются во вне, в конкретных действиях и поступках людей, носят объективный характер.) Примеры: корпоративная деятельность, взаимное информирование, эпизодическое сотрудничество, косвенная взаимосвязь (через продукты труда), противодействие

Все это ОО представляют собой форму организации человеческой деятельности, т.е. практику

Информационные отношения –выделены Венгеровым – волевое общественное отношение, в котором информация выступает благом особого рода, по поводу которого возникают права и обязанности субъектов. 

|| их 10. Они входят в предмет ИП (что регулируется?)

ИО выделяются не сразу, а на определенном этапе развития общества и технологий (для России это 1975 г.)

Эти отношения имеют социальное содержание и технико-организационную сторону (невозможны без технических средств обработки информации)

Часть ИО, которые возникают, изменяются и прекращаются в кибер-пространстве, называются интернет – отношениями.

Информационные правоотношения – возникающая на основе норм права, индивидуализированная общественная связь между лицами, характеризующаяся взаимной реализацией субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства

Признаки ИПО:

· Эта связь возникает на основе норм права, правовая связь

· Эта связь характеризуется наличием юридических прав и обязанностей

· Эта связь гарантируется государственным принуждением (санкцией), в случае нарушения субъективных юридических прав и обязанностей

· По содержанию ИПО состоит также из 3х элементов: субъекты ИП, наделенные правовым статусом; объекты, то на что направлены действия субъектов; взаимная реализация (она выражается либо в действии, либо в бездействии субъекта) субъективных юридических прав и обязанностей.


 


СМИ

Интернет-право

ЭТ, ЭДО

Информационная безопасность

 

СМИ

Отношения в сфере СМИ являются важным общественным отношением.

В дореволюционное время законодательство о СМИ развивалось как законодательство о цензуре. Указ Павла 1 – запрет на ввоз печатных изданий из-за границы и т.д. В СССР ситуация не поменялась. Декрет СНК 1917 года вводил запрет на буржуазную прессу, носил временный характер. Действовал до 1990 года.

Первый закон СССР о печати и других СМИ принят в 1990 году, просуществовал год. Закон РФ 1991 года о СМИ

Особенности ныне действующего закона:

· Устанавливает презумцию свободы СМИ – свобода СМИ презюмируется и не нуждается в обосновании и доказательстве

· Закон вводит уведомительную регистрацию СМИ в отличие от разрешительной, которая существовала в СССР – регистрация СМИ осуществляется по заявлению установленного образца по 10 статье закона о СМИ. Диспозитивные принципы (равенство)

|| в ИП преобладают императивные начала, а не диспозитивные

· Закон устанавливает общую редакционную ответственность в отличие от других стран, где установлена специальная редакционная ответственность (ОРО – ответственность несет автор вредного сообщения, СРО – всегда найдется ответственный)

· Закон вводит положение, согласно которому статус российского журналиста производен от статуса СМИ. (особый субъект). У него есть 3 функции, которые раскрывают его правосубъектность: информационную, посредническую и социальную (статья 2 закона о СМИ). Статьи №1, 47, 48, 52

Принципы работы СМИ:

o Принцип свободы и отсутствия ограничений в деятельности СМИ (вытекает из 23 статьи К и презумции)

o Принцип недопустимости цензуры (3 статья закона о СМИ, 29 статья К). Цензура – прямая (прямой запрет) и косвенная (предварительное согласование). Право на информацию не абсолютно (ЧП, режим КТО)

o Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации (4, 51 статьи о СМИ)

СМИ согласно закону, носят универсальный характер, могут выступать в 3х значениях: как субъект ИП, как объект ИП, как форма периодического распространения массовой информации (2 статья). 1 форма – периодическое печатное издание, 2 форма – радиопрограмма, 3 форма – телепрограмма, 4 форма – видео и кинохроникальная программа, 5 форма – специализированное СМИ.

Специализированное СМИ – учреждаемое 3мя ветвями власти исключительно для издания официальных сообщений (сборник актов постановления правительства), печатные издания тиражом менее 1000 (не нуждается в регистрации), эротические издания, аудио и видео программы, распространяемые в записи тиражом не более 10 экземпляров и иные СМИ

Интернет СМИ не включается в специальные СМИ, т.к. не обладает периодичностью распространения

По формам СМИ бывают общероссийскими и региональными. 72 статья Конституции относит вопросы СМИ к совместному ведению. Общероссийская программа – включается как составная часть в государственный канал, 50 и более субъектов РФ. Региональная - один или несколько субъектов РФ

Организация работы российского СМИ состоит из 3х этапов: учреждение СМИ, регистрация СМИ, распространение контента или информационного продукта.

1 этап - учреждение

7 статья – устанавливает запрет на учреждение. Кто может и не может быть учредителем СМИ. Иногда учредители выступают совместно, тогда он называются соучредителями и между ними заключается договор. Согласно 18 статье закона – учредитель в праве размещать свое заявление бесплатно, статья 19.1 касается иностранного учредителя юридического и физического лица.

Редакцией руководит главный редактор. Он ответственный за редакционную политику, за взаимоотношения СМИ и отношения с государственными органами. Для работы редакции принимается устав (20 статья) общим собранием штатных сотрудников редакции большинством голосов, и затем утверждается учредителем

2 этап – регистрация

Заявление о регистрации направляется в федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и её территориальных отделений. Заявление рассматривается в месячный срок. За рассмотрение заявление удерживается пошлина, которая не возвращается в случае отказа от регистрации (13 статья)

3 этап – распространение продукции

27 статья посвящены выходным данным, 35 статья посвящена обязательным сообщениям, т.е. какие обязательные сообщения должна содержать продукция зарегистрированного СМИ

|| как раз СМИ и уведомительный характер определяет диспозитивные начала этой деятельности. СМИ – это так же предпринимательская деятельность

 

2. Институт Связи и массовых коммуникаций.

Движущие силы – теле и радиовещание, развитие интернета, мультимедиа услуг.

Характерными черты:

o Выход на IPO

o Приток инвестиций

Регулирование этого института осуществляется разными законами: законом о связи 2003, законом о почтовой связи 1999, федеральный закон о федеральной фельдъегерской связи

Особенности закона о связи 2003:

o Устанавливает условия для оказания услуг связи на территории всей страны

o Содействует внедрению перспективных технологий и стандартов связи

o Содействует добросовестной конкуренции на этом рынке

o Закон обеспечивает централизованное управление (императивное) радиочастотным ресурсом и ресурсом нумерации.

o Связь – неотъемлемая часть производственной и социальной инфраструктуры России, предназначенной для удовлетворения нужд граждан, органов гос. власти, управления обороны и безопасности страны, а также юридических лиц в электрической и почтовой связи.

Принципы работы связи:

· Тайна связи (23 статья К, 65 статья закона о связи)

· Принципы законности и доступности, принцип свободы транзита отправлений

· Принцип устойчивости и управляемости

· Принцип единства требований, предъявляемых к операторам

Подвиды связи: Электросвязь (статья 2 закона о почтовой связи.) и почтовая связь

Почтовая связь

Согласно закону образуется единая почтовая территория. Входят: сети, средства и операторы почтовой связи

Сети представляют собой совокупность объектов и почтовых маршрутов, обеспечивающих оборот почтовой корреспонденции. Сюда же относятся почтовые денежные переводы

Средства – здания, сооружения, оборудования, почтовый транспорт.

Операторы – субъекты, оказывающие услуги почтовой связи (юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, имеющие соответственные лицензии. ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ, ИМПЕРАТИВНОЕ регулирование)

Подвиды почтовой связи:

· Почтовая связь общего пользования

· Специальная почтовая связь органов исполнительной власти (правительства)

· Почтовая связь в области обороны

· Фельдъегерская связь – действует согласно закону.

Основные задачи федеральной фельдъегерской службы

o Доставка сообщений особой важности президента РФ, органов 3х ветвей власти, органов военного управления

o Доставка зарубеж не только корреспонденции, но и образцов промышленных изделий

Их полномочия – 6 статья

Электросвязь

Закон о связи устанавливает сетевой принцип построения данной инфраструктуры, согласно которой устанавливается единая сеть электросвязи – средства и линии связи

Средства – технические и программные компоненты, используемые для доставки сообщений

Линии – физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи, т.е. устройства передачи

Виды электросвязи:

o Сети, связи общего пользования

o Выделенные сети, связи

o Технологические сети (предназначены для обеспечении производственной деятельности организации)

o Спецсвязи – связи специального назначения – президентская, правительственная, спец-связь в области обороны

Правила по отдельным видам электросвязи. Устанавливают взаимодействие:

o Правила оказания универсальных услуг связи, правила оказания услуг связи теле и радиовещания

o Правила оказания услуг телеграфной связи

o Правила оказания услуг подвижной связи

o Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи

Функции по гос. надзору возложены на органы специальной службы – РосКомНадзор. Полномочия обозначены в законе о связи, а так же специальном постановлении правительства от 02.03.05 «О порядке осуществления гос.надзора за деятельностью в области связи»

Установлено лицензирование. Их выдает РосКомНадзор. Согласно 31 статье ФЗ о связи выдача лицензий возможна 2мя способами: 1. По результатам рассмотрения заявления претендентов, 2. По результатам торгов или аукциона. Торги производятся в следующих случаях:

o Когда радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов на данной территории

o На территории имеется ограниченный ресурс нумерации

34 статья устанавливает основания для отказа о выдаче лицензии

Лицензии выдаются на срок от 3х до 25 тел согласно закону о связи.

Интернетпредставляет собой самую большую, но не единственную сеть электросвязи.

Интернет и другие сети формируют новое информационное и коммерческое предпринимательское пространство, связанное с оборотом информации (кибернетическое пространство)

Число пользователей более 1.7 млрд человек, в России – 40 млн (26-30%)

Киберпространство – сложное явление. Это сфера социальной деятельности, связана с оборотом информации во всемирной информационной сети, а также в других сетях (региональных, опорных, ведомственных, корпоративных)

В трактовке верховного суда США киберпространство – уникальная среда, не расположенная в географическом пространстве, но доступная каждому в любой точке мира посредством доступа в интернет.

Киберпространство рассматривается в единстве 2х сторон: социальной и технической.

Социальная сторона – совокупность информационных отношений, возникающих в процессе использования интернета и других сетей по поводу обработки информации.

Техническая сторона – транспорт. Киберпространство – сложный технический объект (набор технических и программных средств, а также инфраструктуры)

|| Право не регулирует техническую сторону, а только социальную сторону

|| Принципы работы интернета:

o Децентрализация

o Планетарность

o Деление на структурные зоны, сегменты

o Возможная анонимность пользователя

o Мобильность, быстрота и мгновенность обмена

o Конвергенция сетей и услуг – интернет не только сеть, но и услуга

Возможные модели регулирования интернета (сети):

· Отказ от любого внешнего регулирования. Барлоу, Капор. Интернет – это другое виртуальное пространство, законы обречены на неэффективность. (все страны уже проехали этот подход)

· Государства обречены на неэффективность в сфере интернет отношений, поэтому этим должны заниматься экономические участники или корпорации. Именно они должны вводить правила, а законодатель должен их оформлять. Джонсон, Пост

· Государство – ночной сторож. Гос. учреждения вполне обнаруживают свою состоятельность в данном вопросе и именно оно легитимно (способно) решать вопросы (проблемы) интернет права. Закон реального мира может подправить сетевой протокол или контракт, если он противоречит позитивному праву

Принципы и источники интернет права

Принципы:

o Виртуальная среда не является особым пространством, фундаментальные нормы права здесь применимы, несмотря на то, что есть проблемы реализации и применения права

o Нельзя добиться свободы слова в интернете без ответственности

o Не существует какого-либо единственного правильного национального ответа на проблемы интернет права

o Сети представляют собой не только торгово-экономическое пространство, но и социально-правовое

Источники:

· Международные договоры, касающиеся интернета: Окинавская хартия глобального информационного общества (|| регулирует права и свободы), конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах 2005, декларация о свободе обмена информацией в интернете 2003, европейская декларация о правах человека и верховенстве права в информационном обществе 2005, будапештская конвенция о кибер преступности 2001, конвенция ООН против трансграничной организованной преступности, европейская конвенция о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия

· Внутреннее информационное законодательство: закон о связи 2003, закон о техническом регулировании 2002, закон об информации 2006, закон о персональных данных 2006, закон об Электронной Подписи 2011, закон о рекламе 2006, закон о противодействии экстремистской деятельности 2002, закон о гос. регулировании деятельности по организации азартных игр 2006, закон о защите детей от информации, причиняющей вред здоровью или развитию 2012

· Правовые обычаи










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 421.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...