Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Производственная, социальная, прогностическая и интеграционная




Производственная: ИП влияет на технологический процесс производства, на эффективность производства, рациональное использование кадров, укрепление исполнительской дисциплины

Социальная: ИП частично решает проблемы занятости и трудоустройства (работа на удаленном доступе). Способствует улучшению качества жизни

Прогностическая: имеет ярко выраженные черты. ИП вырабатывает систему правовых средств, обеспечивающих взаимодействие человека и техники в тех областях, которые либо существуют, либо появятся в ближайшее время. Речь идет о разных формах права, применяемых в разных и новых областях (косметология, биоэтика, генетическая информация). Важная составляющая – идеи, которые порой опережают время (юристы, экономисты – оформляют идеи в рамках закона)

Интеграционная: связана с тем, что ИП берет на вооружение и использует те наработки и положения, которые существуют в других науках и отраслях (информатике, теории управления, экономике, математике) связана с интеграцией сетей и услуг (цифровизация)

 

Тенденции ИП:

§ Расширение понятийного аппарата: электронные денежные средства, информационная продукция, оборот информационной продукции, информационная безопасность детей, информация порнографического характера и т.д.

§ Закрепление в нормативно-правовых актах новых блоков информационных отношений (персональные данные, ЭЦП, госзакупки, ЭДО)

§ Расширение правового регулирования сфер электронной торговли, ЭДО, информационная безопасность, повышенное внимание к этим областям других государств

 

 


 

Источники и принципы ИП

1. Понятие источников ИП

2. Особенности системы источников

3. Система информационного законодательства РФ

4. Принципы ИП

 

Источники ИП

Источники выделяют в 3х смыслах: материальном, идеологическом и формально-юридическом

Субъект (составитель) – ЭД – Субъект (исполнитель)

Источник права (материальный смысл) – материальные условия жизни общества, которые нуждаются в регулировании. По К.Марксу – господствующий тип производственных отношений

Источник права (идеологический смысл) – определенный тип правосознания, присущий обществу, группе, индивиду в определенный исторический промежуток времени. Правосознание – процесс осознания и понимания права как социального явления (революционное правосознание, пролетарское). ИП в идеологическом смысле выполняет восполнительную роль в случае пробелов в законодательстве

Источник права (формально-юридический смысл) – внешняя форма выражения информационно правовой нормы (т.е. законы и подзаконные акты). Синонимы ИП здесь: законодательство, НПА, внешняя форма права

Источник – форма нормы

Законы и подзаконные акты принимаются специальными органами, например парламентами, по специальной процедуре, имеет высшую юридическую силу.

Весь комплекс источников ИП –информационное законодательство (для 3 формы)

Модельный информационный кодекс, 3 статья

 

2.Особенности:

· Большое значение в системе источников имеют международные акты: Окинавская хартия, Европейская конвенция о трансграничном телевидении 1989 г., Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 г., Палермская конвенция ООН против трансграничной организованной преступности, Будапештская конвенция по борьбе с кибер-преступностью 2001 г.

· Наличие 4х уровней регулирования:

o Международные акты (см выше)

o Акты федерального законодательства (см 3й вопрос)

o Внутрикорпоративные акты – акты различных ассоциаций и корпораций (хартии: Московская хартия журналистов, акты союза электросвязи, акты ICANN)

o Локальные акты – акты самих организаций, учреждений, предприятий. Например различные списки, перечни сведений (перечень сведений о Служебной Гос коммерческой тайне), различные инструкции (по обработке персональных данных, по ЭДО, о форме первичной учетной документации (Т-1, Т-6 и т.д.))

· Наличие актов специализированных органов – акты министерства связи (приказы, правила, инструкции), акты надзорных органов (Рос Ком Надзор), акты юрисдикционных органов (суды)

· Большое значение в системе источников имеют различные Реестры и Регистры – регистр населения, регистр прав на недвижимое имущество, кадастр, единый гос реестр юридических лиц, реестр политических партий и т.д.Большая роль принадлежит системе стандартов: ГОСТы, ОСТы, СП (стандарты предприятий). Эти стандарты вводятся согласно закону о техническом регулировании

 

3.Система Российского законодательства

Система федерального информационного законодательства выстроена согласно секторам информационной индустрии: сектор информационных служб (информационные агентства, библиотеки), сектор производства носителей (типографии, издательства и т.д.), сектор ИТ (ЭВМ, терминалы), сектор средств связи ( телефония), сектор массовых коммуникаций

Матрица (система) информационного законодательства простроена с учетов этих секторов

Блоки системы:

· Международное информационное законодательство

· Законодательство об информационных правах и свободах человека и гражданина (Конституция и др. акты по теме 2)

· Законодательство о СМИ (закон о СМИ 1991г., закон о рекламе 2006г., ФЗ о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ 1995г.)

· Законодательство о разработке информационных продуктов и оказании информационных услуг – закон об информации 2006г., закон о персональных данных 2006г., закон об обязательном экземпляре документов 1994г., ФЗ о национальной платежной системе 2011г.

· Законодательство об интеллектуальной собственности на информационные продукты (4 част ГК, закон о гос. поддержке кинематографии 1996г., основы законодательства о культуре 1992гю)

· Законодательство о создании и применении ИТ и средств их обеспечения – закон о связи 2001 г., закон о техническом регулировании 2002, закон об ЭЦП 2002г., закон об электронной подписи 2011, закон о «ГАС выборах» 2003 г.

· Законодательство об обеспечении доступа к информации – закон об архивном деле 2004, закон о библиотечном деле 1994, закон об обеспечении доступа к информации о деятельности гос. органов и органов местного самоуправления 2009, закон об обеспечении доступа к информации о деятельности судов 2008

· Законодательство об информационной безопасности – закон о безопасности 2010, закон о гос. тайне 1993, закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию 2010, доктрина информационной безопасности 2000 г.

4.Принципы ИП

Принцип – начало, основа.

Моральные, этические, религиозные, правовые

Особенность правовых принципов: они обязательно должны быть закреплены в источниках, т.е. нормативных актах. И выступают они нормативно-руководящими началами права

Отличие принципа и нормы права: Принцип и норма не тождественные понятия, т.к. принцип не содержит всех элементов нормы (гипотезы-диспозиции-санкции), с помощью принципа нельзя урегулировать конкретные отношения между субъектами, с помощью принципа невозможно решить дело по-существу в российском суде.

Принципы и нормы тесно связаны друг с другом. Правовые принципы должны быть закреплены в нормах, нормы должны соответствовать принципам права

Принцип – краткое отражение сути правовых норм

Виды принципов:

· Общеправовые (свойственны всем отраслям права) – принцип законности, принцип равенства всех перед судом (15, 19 статьи К) и т.д.

· Отраслевые (свойственны отдельной отрасли ИП). Их 10, связаны с 5 признаками. Большинство из них начинается со слова «обеспечение», что связано с защитной функцией ИП. Первые 8 принципов закрепляются в законе об информации 2006 года.

 

1. Принцип обеспечения свободы оборота информации. Закон провозглашает свободу поиска, получения, распространения информации любым законным способом. Речь идет только о массовой информации (общедоступной). Легальный способ получения и распространения

2. Обеспечение ограничений доступа к информации только ФЗ. Закон содержит исчерпывающий перечень ограничений. Ограничение возможно только в рамках ФЗ: 55 статья Конституции, о военном положении, чрезвычайной ситуации

3. Принцип информационной открытости в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Раскрывается посредством 4 гарантий, установленных указом президента от 31.12.93 «о дополнительных гарантиях прав граждан на информацию»

Гарантии:

o Гарантия доступности информации, предоставляющая общественный интерес и затрагивающая лично гражданина

o Гарантия о систематическом контроле за деятельностью гос. органов и принимаемых ими решениях (СМИ, общественная палата)

o Гарантия информирования граждан о предполагаемых и принятых решений

o Создание условий для граждан для доступа к зарубежным информационным продуктам

4. Принцип обеспечения равноправия языков народов России при создании информационных систем и их эксплуатации. Провозглашается принцип равенства национальных языков (татарского, башкирского, ингушского и т.д.). Речь идет только лишь о государственных информационных системах

5. Принцип обеспечения достоверности информации и своевременности её предоставления. Речь только о массовой информации

6. Принцип обеспечения неприкосновенности частной жизни в информационной сфере. Законом установлен запрет на бор, хранение, распространение информации о частной жизни лица без его согласия (23, 29 статья К, 63, 64 статьи закона о связи, приказ мин.связи № 65 – допускает вмешательство в частную жизнь без судебного решения)

7. Принцип недопустимости установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ, применение одних ИТ перед другими, если иное не установлено ФЗ. Провозглашается равенство всех технологий, все технологии равны, но есть более равные, которые установлены в рамках ФЗ (ГАС «Выборы»)

8. Принцип обеспечения информационной безопасности.

9. Принцип обеспечения приоритетности интересов обществ и государства в определении гос. политики в сфере информатизации. «ни о какой сбалансированности говорить не приходится». На Государство изначально были возложены эти задачи, доля гос. информационных ресурсов значительна, на государство возложена функция контроля и надзора (27 статья закона о связи), государство осуществляет контроль за выполнением программ информатизации

10. Принцип обеспечения равенства граждан перед законом и судом в случае совершения противоправных действий в информационной сфере (4 статья УК РФ, 28 глава УК, 13 глава кодекса об административных правонарушениях)

 

· Внутриотраслевые (принципы отдельных институтов)

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...