Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Индивидуальные, групповые, общечеловеческиеСтр 1 из 9Следующая ⇒
Тема 1. Роль информации и права в информационном обществе Информационные революции. Типологии обществ Понятие информационного общества. Его структура Влияние ИТ на общественные отношения Некоторые тенденции развития информационного общества и информационного права
1. Условно выделяют 4 информационные революции: Революции связаны с коренным преобразованием общественных отношений в сфере обработки информации · Информационная 1. Появление письменности, примерно 10 тыс. лет назад. Не только знаковая, но и иероглифная система написания · Информационная 2. Появление книгопечатания. 1400 г. Гутенберг изобрел печатный станок. Книга в широком доступе – середина 16 века. · Информационная 3. Изобретение электричества. Конец 19 века, позволила оперативно накапливать и передавать по каналам связи информацию в разные части света. Телеграф, телефон, радио и т.д. · Информационная 4. Микропроцессорная. Изобретение компьютера и его сети. 70 гг. 20 века. Явилась результатом появления информационного общества Современный этап можно охарактеризовать как некое предреволюционное время. Это связано с т.н. объединением 2х глобальных пространств: кибернетического и космического, т.е. речь идет о выходе информационных технологий в космос. – Это шаг к Информационной революции 5 Революционный прорыв: · Появление одиночного события (пейджер) · Популяризация · Рутинизация Не каждое информационное событие ведет к революционному прорыву. Типология обществ Все многообразие обществ можно разделить на определенные типы: · Письменные и дописьменные · Простые и сложные. Сложные, как правило, имеют организационную структуру управления. История сложных 5-6 тыс. лет назад, простых – 40 тыс. простые, как правило, дописьменные · Типицация Моргана, Маркс, Энгельс, Ленин и т.д. Пятичленка (5 экономических формаций): первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические. · Типизация обществ по Беллу (60-е гг. 20 века): человеческое общество последовательно проходит 3 стадии: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. Соответствуют типам общества. Переход связан с изменением технологий, способов производства, образа и качества жизни, численности населения, политического режима. Признаки постиндустриального общества: ü Первичность научного знания и информации ü Широкая автоматизация и компьютеризация производства ü Появление безлюдного производства (минимизация живого труда) ü Ведущая роль науки, образования, культуры, медицины, военной промышленности на базе ИТ ü Переход от промышленной экономики к обслуживающей ü Появление и возникновение безклассовой социально-профессиональной структуры общества
2. Информационное общество есть разновидность постиндустриального общества Этот термин появился в 60х гг. 20 века (Ю. Хаяши), впервые употребил американец Махлуп, ввел в оборот Ё. Масуда. Он разработал доклад (1972г) «План информационного общества» - национальная цель к 2000 году (для Японии) Информационное общество по Масуда: информационным является такое общество, где главным условием благополучия каждого становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней, где сам информационный обмен не имеет ни пространственных, ни временных, ни политических границ Тоффлер связывает становление информационного общества с преобладанием 4го сектора экономики (информационный сектор) 1й сектор – сельскохозяйственный 2й сектор – промышленный 3й сектор – экономика услуг 4й сектор – информационный (Информационная экономика) : телекоммуникации, массовое вещание и компьютерные услуги, производство информационной инфраструктуры (различные виды оборудования), производство информационных товаров и услуг Информационная экономика влияет на 5 областей: · Техническая сфера (возрастание зависимости людей от технических средств) · Социальная сфера (появление новых профессий и новых рабочих мест: telework, freelance – новый вид и форма договора с работодателем на значительном расстоянии от предполагаемого места работы (работа сетевого программиста, сетевого журналиста, системного администратора, регистратора доменных имен, леазона и разные виды посредников)) · Экономическая сфера (информация и информационные продукты включаются в товарно-денежные отношения и превращаются в основной экономический ресурс (становятся источником прибыли). Размеры з\п в сфере ИТ, размеры инвестиций è) · Политическая (возможность электронного голосования и «электронного правосудия». ГАС «ВАК», ГАС «правосудие», ГАС «выборы», «Госбук», федеральный закон 94 (гос. закупки), «гос. и муниципальные сети» ) · Гуманитарная сфера (новые формы информационного взаимодействия, влияющие на систему ценностей и формирование нового информационного сознания (информационной субкультуры)) Основные направления развития информационного общества: o На первый план выдвигается концепция «электронного государства» o Преимущественная роль отводится электронному документообороту o Происходит синтез инфраструктур информации, прежде всего телевидения, радиовещания, интернет - технологий на базе различных платформ, цифровизация o Традиционные книги заменяются электронными o Проникновение гражданской журналистики в профессиональную o Существенные сдвиги в системе занятости и трудоустройства Признаки информационного общества: · Наличие внутреннего информационного рынка, интеграция его с мировым · Наличие развитой информационной инфраструктуры (порталы, терминалы, сети, банки данных) · Высокий уровень национального и международного информационного обмена. В России есть документ «Стратегия о развитии информационного общества» утверждена указом президента 07.02.2007 года Стратегия добавляет следующие признаки: o Повышение качества образования медицинского, социального обслуживания на базе ИТ o Повышение эффективности управления, оперативности предоставления гос. услуг o Подготовка кадров в сфере ИТ o Борьба с кибер – преступностью, противодействие информационным войнам Структура общества Информационное общество может быть описано: И+Т+СС (Индивиды + Территория + Социальные Структуры) Говоря об информационном обществе, образуемом не одним, а многими государствами, речь идет о сообществе лиц разных стран и континентов, существующем без четко определенных национальных границ и территории в привычном их понимании 2 проблемы: · Идентификация лиц, существование множественного, виртуального лица · Проблема юрисдикции государств и судов Социальные структуры – устойчивые социальные образования, соц. Общности и соц. Институты: o Играют роль дифференциации населения по различным критериям o Влияют на формирование взглядов, интересов o Являются основой для формирования гражданского общества Соц. Структуры бывают: ü Производственные общности – провайдеры, ICANN ü Политические общности – сами государства, партии ü Территориальные общности – города, области, края, зоны Элементы структуры: Ценности и интересы стоят над (Индивиды + Территория + Социальные Структуры) Интересы – причины действий или поступков людей, выражение значимости объектов окружающего мира для человека Ценности – установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (т. е. ориентиры деятельности человека) Бывают материальными (предметными) и духовными (субъектными) Индивидуальные, групповые, общечеловеческие В информационном обществе приобретают большое значение общечеловеческие ценности и интересы Информационное общество способствует изменению системы ценностей в 21 веке. Последний элемент структуры Информационные отношения
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |