Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индивидуальные, групповые, общечеловеческие




Тема 1. Роль информации и права в информационном обществе

Информационные революции. Типологии обществ

Понятие информационного общества. Его структура

Влияние ИТ на общественные отношения

Некоторые тенденции развития информационного общества и информационного права

 

1. Условно выделяют 4 информационные революции:

Революции связаны с коренным преобразованием общественных отношений в сфере обработки информации

· Информационная 1. Появление письменности, примерно 10 тыс. лет назад. Не только знаковая, но и иероглифная система написания

· Информационная 2. Появление книгопечатания. 1400 г. Гутенберг изобрел печатный станок. Книга в широком доступе – середина 16 века.

· Информационная 3. Изобретение электричества. Конец 19 века, позволила оперативно накапливать и передавать по каналам связи информацию в разные части света. Телеграф, телефон, радио и т.д.

· Информационная 4. Микропроцессорная. Изобретение компьютера и его сети. 70 гг. 20 века. Явилась результатом появления информационного общества

Современный этап можно охарактеризовать как некое предреволюционное время. Это связано с т.н. объединением 2х глобальных пространств: кибернетического и космического, т.е. речь идет о выходе информационных технологий в космос. – Это шаг к Информационной революции 5

Революционный прорыв:

· Появление одиночного события (пейджер)

· Популяризация

· Рутинизация

Не каждое информационное событие ведет к революционному прорыву.

Типология обществ

Все многообразие обществ можно разделить на определенные типы:

· Письменные и дописьменные

· Простые и сложные. Сложные, как правило, имеют организационную структуру управления. История сложных 5-6 тыс. лет назад, простых – 40 тыс. простые, как правило, дописьменные

· Типицация Моргана, Маркс, Энгельс, Ленин и т.д. Пятичленка (5 экономических формаций): первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические.

· Типизация обществ по Беллу (60-е гг. 20 века): человеческое общество последовательно проходит 3 стадии: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. Соответствуют типам общества. Переход связан с изменением технологий, способов производства, образа и качества жизни, численности населения, политического режима.

Признаки постиндустриального общества:

ü Первичность научного знания и информации

ü Широкая автоматизация и компьютеризация производства

ü Появление безлюдного производства (минимизация живого труда)

ü Ведущая роль науки, образования, культуры, медицины, военной промышленности на базе ИТ

ü Переход от промышленной экономики к обслуживающей

ü Появление и возникновение безклассовой социально-профессиональной структуры общества

 

2. Информационное общество есть разновидность постиндустриального общества

Этот термин появился в 60х гг. 20 века (Ю. Хаяши), впервые употребил американец Махлуп, ввел в оборот Ё. Масуда. Он разработал доклад (1972г) «План информационного общества» - национальная цель к 2000 году (для Японии)

Информационное общество по Масуда: информационным является такое общество, где главным условием благополучия каждого становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней, где сам информационный обмен не имеет ни пространственных, ни временных, ни политических границ

Тоффлер связывает становление информационного общества с преобладанием 4го сектора экономики (информационный сектор)

1й сектор – сельскохозяйственный

2й сектор – промышленный

3й сектор – экономика услуг

4й сектор – информационный (Информационная экономика) : телекоммуникации, массовое вещание и компьютерные услуги, производство информационной инфраструктуры (различные виды оборудования), производство информационных товаров и услуг

Информационная экономика влияет на 5 областей:

· Техническая сфера (возрастание зависимости людей от технических средств)

· Социальная сфера (появление новых профессий и новых рабочих мест: telework, freelance – новый вид и форма договора с работодателем на значительном расстоянии от предполагаемого места работы (работа сетевого программиста, сетевого журналиста, системного администратора, регистратора доменных имен, леазона и разные виды посредников))

· Экономическая сфера (информация и информационные продукты включаются в товарно-денежные отношения и превращаются в основной экономический ресурс (становятся источником прибыли). Размеры з\п в сфере ИТ, размеры инвестиций è)

· Политическая (возможность электронного голосования и «электронного правосудия». ГАС «ВАК», ГАС «правосудие», ГАС «выборы», «Госбук», федеральный закон 94 (гос. закупки), «гос. и муниципальные сети» )

· Гуманитарная сфера (новые формы информационного взаимодействия, влияющие на систему ценностей и формирование нового информационного сознания (информационной субкультуры))

Основные направления развития информационного общества:

o На первый план выдвигается концепция «электронного государства»

o Преимущественная роль отводится электронному документообороту

o Происходит синтез инфраструктур информации, прежде всего телевидения, радиовещания, интернет - технологий на базе различных платформ, цифровизация

o Традиционные книги заменяются электронными

o Проникновение гражданской журналистики в профессиональную

o Существенные сдвиги в системе занятости и трудоустройства

Признаки информационного общества:

· Наличие внутреннего информационного рынка, интеграция его с мировым

· Наличие развитой информационной инфраструктуры (порталы, терминалы, сети, банки данных)

· Высокий уровень национального и международного информационного обмена. В России есть документ «Стратегия о развитии информационного общества» утверждена указом президента 07.02.2007 года Стратегия добавляет следующие признаки:

o Повышение качества образования медицинского, социального обслуживания на базе ИТ

o Повышение эффективности управления, оперативности предоставления гос. услуг

o Подготовка кадров в сфере ИТ

o Борьба с кибер – преступностью, противодействие информационным войнам

Структура общества

Информационное общество может быть описано:

И+Т+СС (Индивиды + Территория + Социальные Структуры)

Говоря об информационном обществе, образуемом не одним, а многими государствами, речь идет о сообществе лиц разных стран и континентов, существующем без четко определенных национальных границ и территории в привычном их понимании

2 проблемы:

· Идентификация лиц, существование множественного, виртуального лица

· Проблема юрисдикции государств и судов

Социальные структуры – устойчивые социальные образования, соц. Общности и соц. Институты:

o Играют роль дифференциации населения по различным критериям

o Влияют на формирование взглядов, интересов

o Являются основой для формирования гражданского общества

Соц. Структуры бывают:

ü Производственные общности – провайдеры, ICANN

ü Политические общности – сами государства, партии

ü Территориальные общности – города, области, края, зоны

Элементы структуры:

Ценности и интересы стоят над (Индивиды + Территория + Социальные Структуры)

Интересы – причины действий или поступков людей, выражение значимости объектов окружающего мира для человека

Ценности – установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (т. е. ориентиры деятельности человека)

Бывают материальными (предметными) и духовными (субъектными)

Индивидуальные, групповые, общечеловеческие

В информационном обществе приобретают большое значение общечеловеческие ценности и интересы

Информационное общество способствует изменению системы ценностей в 21 веке.

Последний элемент структуры Информационные отношения

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...