Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика основ конституционного строя Республики в Беларусь.




Конституционный строй – это принципы и нормы, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства.

Основы конституционного строя Республики Беларусь закреплены в 1 разделе Конституции Республики Беларусь, где Статья 1 гласит: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство».

Республика представляет собой форму правления, при которой суверенные права на власть принадлежат гражданам, а верховная государственная власть организована следующим образом:

– высшие органы власти избираются народом;– срок полномочий их ограничен;

– существует разделение властей.Сам термин «республика» происходит от латинских слов: res – дело и publica – общее, народное. Дословно Республика – «общественное дело».

Республика Беларусь – Президентская республика. В президентской республике парламент и президент независимы во взаимоотношениях. Президент – глава исполнительной ветви власти и глава государства. Он избирается всем населением и потому не несёт ответственности перед парламентом. Парламент также избирается всенародно и независимо от президента.

Президент назначает правительство, руководит его деятельностью, при этом оно не подотчётно парламенту. Президент обладает высшей распорядительной властью, руководит вооружёнными силами и администрацией.

Парламент не вправе отправлять правительство в отставку, а президент не вправе распустить парламент. Президент наделён правом отлагательного вето на законопроекты парламента. Вето может быть преодолено в 2/3 голосов парламентариев при повторном голосовании. В принципах функционирования президентской республики в Республике Беларусь есть особенности, оговорённые в разделе IV Конституции (с изменениями и дополнениями). Подробнее смотрите схему 6 «Государственные органы Республики Беларусь».

Унитарное государство – это форма административно–территориального устройства, при которой государство не имеет в своём составе административно–территориальных единиц, обладающих суверенитетом (например: в Республике Беларусь – районы, области). В таком государстве высокая степень централизации власти. В полномочия административно–территориальных единиц входит решение только местных вопросов; они напрямую подчиняются центральной власти.

В унитарном государстве единая конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти, единые вооружённые силы, единый юридический порядок, единая бюрократическая система и т.д.

Демократическое государство – это форма организации государства и общества, основанная на принципах народовластия, а именно:

– представительство интересов через выборность основных органов власти;

– признание политического плюрализма и конкуренции интересов, взглядов, ценностей, мнений, идеологий, политических партий;

– добровольное и активное участие граждан в решении политических вопросов;

– осуществление свободного духовного самоопределения, просвещённого выбора личности;

– гражданская ответственность элиты и народа;

– контроль граждан за деятельностью государственных институтов.

Социальное государство – это государство, несущее ответственность за существование общества и поэтому осуществляющее деятельность по стимулированию созидательно–творческой активности граждан, помогающее удовлетворению их материальных и духовных потребностей, обеспечению прав и свобод человека, и гарантирующее достойные условия жизни и свободного развития личности. В свою очередь индивид в социальном государстве несёт обязанности перед иными индивидами и обществом в целом.

Правовое государство – это тип государства, воплощающего принципы конституционализма, ограниченного в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем политической власти. Признаками правового государства являются следующие:

– признание прав и свобод человека;

– верховенство права в обществе на основе конституции;

– подчинение закону самого государства и его органов;

– качество законов, которые должны быть гуманны и справедливы;

– принципы взаимной ответственности государства и личности;

– управление обществом через законы, а не через команды и приказы;

– принципы разделения властей.

Конституция Республики Беларусь –форма юридического закрепления актов










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 472.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...