Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гуманистические и демократические идеалы отечественных мыслителей и литераторов XY-XX в.в. и их вклад в формирование традиционных идеалов и ценностей.




Франциск Скорина Духовный облик одного из самых выдающихся его представителей, просветителя и первопечатника Франциска (Георгия) Скорины. Он побывал во многих странах Европы, изучил их культуру, языки. Везде Скорина поднимал престиж своей Родины, своего народа и в то же время способствовал формированию общественной мысли Беларуси в рамках общеевропейской культуры. Согласно его представлениям, человеколюбие – высший принцип взаимоотношений между людьми, универсальный закон частной и общественной жизни.
Демократизм, приверженность идее народовластия, стремление утверждать правовые формы общественной жизни белорусы проявляют во все периоды своей истории. Эта традиция была заложена еще древними предками. Свое дальнейшее развитие она получила в социально-политической мысли и государственно-правовых институтах Великого Княжества Литовского. Главный вклад Скорины в формирование гуманистического и демократического идеалов общественной жизни белорусов состоит в том, что он впервые в восточнославянской культурной традиции познакомил своих соотечественников на их родном языке с замечательным памятником мировой культуры – Библией. Делая доступной Библию для широких кругов читателей, Скорина тем самым готовил перелом в сознании и характере мышления своих соотечественников, открывал перед ними возможность свободного, независимого от авторитетов церкви, богословствования и философствования. Как и другие мыслители Возрождения, он видел в библейских книгах произведения человеческого разума и считал своим долгом сделать их доступными человеку для самостоятельного изучения. Скорина был первым из отечественных мыслителей, кто подошел к пониманию значения верховенства закона в жизни общества. Гуманизм тесно связан с демократизмом. Демократические идеи – это, прежде всего идеи гуманистические.
Идеи Скорины получили свое дальнейшее развитие в теоретической и практической деятельности таких отечественных мыслителей, как Лев Сапега и Андрей Волан.
Лев Сапега(1557—1633) — политический, общественный и военный деятель Великого Княжества Литовского. С именем Льва Сапеги по праву связывается утверждение в отечественной политической мысли и практике идеи правового государства, верховенства закона. Судьба народа, общества, по его мнению, должна зависеть не от личной воли главы государства, князя, короля, а от системы власти, основанной наподчинении всех и вся закону. Конечно, речь не шла о равенстве всех людей перед законом (тут сказывались сословные привязанности и установки). Но законе он видел главное и основное средство регулирования отношений между всеми членами и слоями общества, между институтами государства и между властью и народом. Закон призван определять для всякого представителя власти рамки его действий, за которые он не имеет права выходить. К сожалению многие вельможи того времени просто игнорировали эти принципы.
Фундаментально также в политико-правовой теории Сапеги понятие «свобода». Сущность свободы он усматривал в неотчуждаемых правах человека на личное достоинство, здоровье, собственность, безопасность, свободный религиозный и политический выбор и др. Эти права, по утверждению мыслителя, должны быть закреплены законом. Основной же задачей любой государственной структуры является обеспечение человеку гарантий его прав, а значит, и свободы. Счастливое общество — это такое общество, в котором господствуют и властью защищены свобода человека, его неотъемлемые права.
Андрей Волан (1530-1610гг.) – политический деятель, философ, правовед. В основном труде «О политической и гражданской свободе» центральное место занимает анализ естественных прав граждан, проблема свободы, равенства и справедливости .
Николай Гусовский (ок. 1470 — после 1533) — поэт-гуманист, представитель поэзии эпохи Возрождения. Важнейшие достижения в развитии белорусской культуры отмечены в период Великого Княжества Литовского. В частности, это относится к формированию гуманистического и демократического идеалов общественной жизни.
Поэт не мог мириться с тогдашними княжескими усобицами, братоубийственными войнами. Он осуждал несправедливую политику правителей. Николай Гусовский близок современному читателю своей горячей приверженностью идеям мира, дружбы и единения народов. Он признавал благородными и законными оборонительные войны, но считал преступным и презренным делом войны захватнические и междоусобные.
Евфросинья Полоцкая (светское имя Предслава; около 1101—1173) – полоцкая княжна, просветительница, игуменья монастыря св. Спаса в Полоцке. Достигнув полнолетия (12 лет), отказалась от династического брака и ушла в монастырь.

Первая женщина, причисленная русской православной церковью к лику святых. Построила на свои средства две церкви в Полоцке, основала женский и мужской монастыри. Вошла в историю как выдающаяся просветительница. В конце жизни осуществила паломничество в Иерусалим. Сохранились церковные песнопения о Ефросинье Полоцкой. Создав недалеко от Полоцка в деревне Сельцо женский монастырь, она не только выдвинула идею всеобщего образования женщин, но и предприняла практические действия по ее реализации – сделала обучение грамоте одной из главных обязанностей монашек. В монастырях, учрежденных Евфросиньей Полоцкой, действовали библиотеки, училища, скриптории, а также гостиницы и странноприимницы. Грамоте обучали не только монахинь, но и всех желающих учиться светских женщин.
Полочанка призывала людей к миру и согласию, пламенно протестовала против братоубийственных усобиц, отстаивала необходимость единения восточнославянских земель перед внешней угрозой.
Своей просветительской деятельностью Евфросинья способствовала воспитанию у населения патриотических чувств, развитию государственности в жизни славянских племен.
Кирилл Туровский.
(ок. 1113—1190) — церковный деятель, писатель, проповедник. Согласно его представлениям человек есть центр мироздания, венец всего творения. Ради человека сотворил Бог небо и землю, солнце и луну, реки и пустыни со всеми их обитателями. Однако сам человек в силу своей телесности и самовластности обречен на греховность. Кирилл Туровский страстно призывает людей встать на путь очищения.
Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. На протяжении многих столетий произведения Кирилла Туровского пользовались большой популярностью на восточнославянских землях. Они являются гордостью и достоянием не только белорусской и восточнославянской, но и всей славянской культуры.
Климент Смолятич.— церковно-политический деятель, мыслитель и просветитель. К сожалению, сведений о его жизни сохранилось очень мало. К середине ХІІ века получил известность своими глубокими познаниями, широкой эрудицией, литературным мастерством.
Призыв Климента Смолятича к духовности, к высшим ценностям бытия звучит весьма современно и актуально также для людей других цивилизаций.
























Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 445.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...