Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интегративная идея и национальные интересы белорусского государства.




Весьма важным моментом понимания сущности политической системы общества является уяснение двух базовых понятий – национальная (объединительная, интегративная) идея и национальные интересы государства. В последние годы в официальный лексикон все прочней стало входить слово «национальный»:

Доктрина национальной безопасности, национальные интересы Республики Беларусь, Общенациональное телевидение и т.д. Данное словоупотребление свидетельствует о существенном лексическом и, безусловно, мировоззренческом сдвиге в понимании терминов «нация», «национальный». В понимании нации, закрепленном ООН, «национальный» означает «государственный», причем государство в данном контексте –это не просто совокупность управленческих и принудительных институтов и учреждений, а политически организованная совокупность граждан, согражданство. Так, английский ученый Э.Баркер писал, что нация – не физический факт одной крови, но психический факт одной традиции.

Когда речь идет о национальном государстве, то оно не сводится к доминированию одной этнической группы в обществе, а, напротив, отражает определенный уровень развития, «эмансипации» государства к гражданско-правовому состоянию. Национальное самоопределение Беларуси связано с государственным становлением белорусского народа. ―Национальный характер должен достигнуть самосознания политического суверена. Национальное бытие укрепляется государственным духом.

Народ Беларуси, обретя государственность, завершил консолидацию в единую нацию. Поэтому учредителями государства, носителями его суверенитета и единственным источником образования государственной власти являются все граждане Республики Беларусь.

Становление белорусского государства в значительной степени было связано с гражданско-правовыми и политическими отношениями, а не только с этническими. В нашем государстве самоидентификация происходит по единству культурно-исторической судьбы.

Б. Цилевич, политолог, депутат Сейма Латвийской республики от Партии народного согласия пишет: «Национальное государство – это любое государство, которое имеет границы и имеет общность граждан. Это уже национальное государство, это не этническое государство. Но, к сожалению, и на уровне массового сознания, на уровне специалистов и авторов политической сцены понятие национального государства как государства, в первую очередь, этнического очень широко распространено, с этим постоянно приходится сталкиваться».

Итак, объединительным принципом суверенных государств является единство культурно-исторической судьбы, объединяющая общегражданская идея (единые социально-культурные ценности для достижения гражданского согласия) и осознание элитами национально-государственных интересов.

Издревле общество вырабатывало идеальные модели поведения людей, взаимодействия власти и социума. Государство же следило за уровнем духовного самочувствия общества, поддерживало его членов оптимистичными целевыми установками и идеалами. Переходные, трансформационные общества нуждаются в объединяющей идее. Ее можно называть по-разному – общенациональной, общегражданской, интегративной. Общенациональная интегративная идея должна быть возвышенной, благородной, устремлять к идеалу, основываясь на жизненных потребностях человека. Она не должна быть ни враждебной другим государствам, ни мессианской. Она объединяет людей не только по общности этнического происхождения и языку, но и по культуре, самоидентификации, а также по гражданству как неразрывной связи человека либо группы со своим государством.

В основании белорусской общенациональной идеи – национальные интересы как система базовых положений, определяющих направленность и содержание жизнедеятельности граждан.

Национальные интересы – базовое понятие в политике. Сам термин «национальные интересы» возник в американской политической науке, в частности, в работах Ганса Моргентау. В американской политологии национальные интересы рассматриваются сквозь призму «интересов», «целей», «государственной мощи», «угроз», «ценностей». В политический оборот термин национальные интересы введен президентом Т. Рузвельтом

(в послании Конгрессу 1904 г.). Окончательно понятие «национальный интерес» утвердилось после принятия закона о Национальной безопасности США в 1947 г.

Выделяют несколько типов национальных интересов: 1. Главные и второстепенные. 2.

Краткосрочные и долгосрочные интересы. Различают также две формы национально-государственных интересов: а) мессианская форма; б) национально-государственные интересы как приоритетная форма интересов ведущих политических и экономических элит.

Национальные интересы – это фундамент, стержень всего общественного здания, государственного устройства. Они являются социальными по своей природе и государственными по предназначению. Национальные интересы – это осознание и выражение потребностей народа. Национальные интересы связаны с условиями жизни людей, их потребностями. Политики этим потребностям придают форму целей. Национальные интересы рассматриваются в нескольких плоскостях, в первую очередь, выделяют политические и экономические интересы государства.

Национальные интересы тесно связаны с национальной безопасностью. Белорусский ученый С.Н. Князев пишет: «Национальная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». «Центральным вопросом государственного управления является определение целей государства, достижение которых призвано обеспечивать все структуры государственного аппарата. В настоящее время в обществе уже сложилось единое представление о главной цели развития государства – обеспечении национальной безопасности, хотя конкретизация и разукрупнение этой цели остается вопросом дискуссионным. С этим, в частности, связан тот факт, что на уровне законодательной власти еще не приняты основополагающие законы и другие стратегические документы (доктрины, концепции), конкретизирующие цели национальной безопасности и предусматривающие реализацию механизма достижения этих целей».

Национальная безопасность – это способ контролировать те внутренние и внешние условия, которые в соответствии вобщественным мнением данного государства являются необходимыми для обеспечения самоопределения и автономии, процветания и благосостояния.

Итак, важнейшим компонентом и национальной безопасности, и национальных интересов является характеристика состояния самого общества. Национально-государственные интересы проходят эволюцию вместе с изменением социальных отношений, состоянием общества, ролью страны на международной арене, динамикой геополитической ситуации. Внутренняя и внешняя политика любого государства многовариантна, во многом имеет ситуативный характер. Вместе с тем, сохраняется ядро неизменных интересов, таких, как суверенитет, территориальная целостность, стабильность, безопасность, обеспечение достойного уровня жизни, благоприятная экологическая среда.

Процесс осознания национальных интересов – сложная эволюция и правящих элит, и всего общества. На настоящей стадии развития Беларуси он обретает четко выраженные черты. Наши соседи – страны Балтии и Польша – свой выбор сделали с пользу западных ценностей через вхождение в ЕС. В Украине конституционно закреплена стратегическая долгосрочная цель вхождения в ЕС. Беларусь избрала путь построения союзного с Россией государства при признании необходимости многовекторной внешней политики.

Базовые национально-государственные интересы Беларуси – сохранение и укрепление

независимости и суверенитета нашей страны, ее территориальной целостности; интересы обеспечения безопасности, самосохранения; защита прав и свобод граждан; самоидентификация и утверждение своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и стабильности в международных отношениях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 418.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...