Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные направления информационно-аналитической деятельности




1. Анализ и прогноз развития предметной области. В рамках этого направления выявляются тенденции развития отраслей и тематических направлений. Как правило, осуществляется распознавание, развитие предметной области в определенный период времени. Объектом анализа выступают отдельные тематические направления, а также научные и хозяйственные связи. Это направление предполагает измерение факторов, влияющих на развитие предметной области. Обязательным является выявление зарубежных изделий конкурентов, прогнозная оценка их конкурентоспособности и выбор перспективной номенклатуры предприятий.

Перспективной в этом направлении является разработка специальных технологий для многих аналитических задач. В их числе:

- исследование эволюции конструкторских идей. Предметная область, прогноз изменений в конструкциях изделий.

- анализ и прогноз технологических способов изготовления изделий, в том числе по патентной информации.

- анализ и прогноз потребительских свойств изделий рассматриваемого класса.

2. Сравнительный анализ разработок изделий. Задачи этого направления упорядочены в следующем алгоритме:

- определение набора признаков для идентификации зарубежных и отечественных аналогов, изделий и научно-исследовательских работ.

- их поиск, сопоставительный анализ показателей, заложенных в целевых научно-технических программах или технических заданиях с характеристиками уже существующих изделий.

- сопоставительный анализ характеристик отечественных и зарубежных разработок-аналогов.

- определение родственных исследований отраслевых, академических и вузовских учреждений в стране и за рубежом.

- отбор конкурентоспособных организаций, прямых конкурентных возможных соисполнителей, значимых, смежных, потенциальных потребителей (их набор).

- выявление профильных коллективов исследователей и разработчиков.

- формирование массивов рефератов на их публикации, оценка продуктивности и направлений разработок.

- выделение лидирующего ядра отечественных и зарубежных коллективов с учетом чистоты цитирования их работ.

3. Анализ научно-технического потенциала учреждений. Активно разрабатывается с 60ых годов. Были выявлены индикаторы научно-технического потенциала (НТП): источники информации, методы обработки данных, а в 1987 году была апробирована технология автоматизированного информационного анализа. В рамках этого направления осуществляется анализ и оценка потенциальной деятельности коллективов, кадровой структуры, творческой продуктивности, динамики освоения разработок и не внедренных предложений, научно-исследовательской и экспериментальной базы.

Сегодня крупнейшие центры НТИ (ВИНИТИ, ИНИОН) создают в рабочем и экспериментальном режиме автоматизированные подсистемы поиска и анализа информации. Каждое предприятие имеет целое подразделение, либо должность инженера или аналитика по информации.

 

2. Сравнительная характеристика информационной аналитики в сфере научного знания и практической сфере деятельности

Теоретические основы информационно-аналитической деятельности включают в себя 2 направления научного исследования:

- информационная аналитика, как система научного знания;

- информационная аналитика как практическая сфера деятельности.

Сравнительная характеристика

Категория Научная сфера деятельности Практическая сфера деятельности
Основная цель: Формирование методологической базы исследования информационных явлений, различных типов и уровней Получение объективной, достоверной информации об актуальных, социально значимых событиях, имеющих место в обществе
Основные задачи: - определение границ, систематизация основных понятий, описание базовых характеристик ИАД; - диагностика, прогноз, моделирование информационных событий и процессов;
- систематизация и описание основных исследовательских моделей; - корректировка и совершенствование вышеперечисленных методов;  
- определение ролей различных научных дисциплин и междисциплинарных научных направлений в становлении теоретической базы; - разработка и совершенствование технологии создания аналитических текстов.  
- разработка и систематизация дифференцируемых методов диагностики, прогнозирования и моделирования информационных событий и процессов;    
- определение эффективности использования исследовательских моделей.    
Объект: Теоретико-методологические основы, служащие базисом информационной аналитике. Деятельность связанная с диагностикой, прогнозированием и моделированием массовых и специализированных информационных событий и процессов.
Предмет: Теоретико-методологические основы служащие базисом информационной аналитике. Дифференцированные методы диагностики, прогнозирования и моделирования.

 

3. Базовые понятия информационной аналитики

Терминологическая система обзорно-аналитической деятельности находится на стадии формирования. Причина медленного развития заключается в:

- сложности формирования интеллектуальных методик

- длительность включенности аналитики в общенаучную деятельность

- всеобщность обзорно-аналитической деятельности по своему назначению для всех сфер социальной деятельности.

- универсальность терминов, информации и анализа

- обязательное использование специалистами разных отраслей знания.

Среди сложившейся терминосистемы можно выделить 7 основных классов терминов:

1. Родовые и базовые понятия. Характеризуют специфику области деятельности. Возникли на ранних стадиях становления информационных коммуникаций. Понятие анализ и синтез неразрывно связаны между собой и лежат в основе любой познавательной и практической деятельности. До настоящего времени эти понятия используются в 3ех устойчивых значениях:

- как способы мышления

- как общие методы научного исследования

- в качестве специфических отраслевых методик (химический, спектральный, математический анализы).

В последнее десятилетие термин был сокращен до информационного анализа. Первое представление (ы 1975 г.) в словаре было следующее определение – начальный этап преобразования документной информации, представляющей собой изучение документов и извлечение из них наиболее существенных сведений.

В 2003-2004 г. Появились 2 понятия расшифровки аналитики:

- Аналитика (Конотопов, Курносов, 2004г.) – это основа интеллектуальной, логико-мыслительной деятельности направленной на решение практических задач. Суть аналитики состоит не столько в констатации фактов, сколько в определении событий. Аналитика играет значительную роль в реконструкции прошлого, вскрытии настоящего и прогнозировании бедующего. Аналитика – форма мышления и мироощущения, опирающаяся на научный подход.

- Аналитика (Следнева, 2003г.) – занимается производством нового знания на основе переработки, имеющейся информации в целях оптимизации принятия решения. Современная информационная аналитика – сложная комплексная деятельность, опирающаяся как на естественный интеллект, так и на компьютерные технологии ориентирования информационными массивами, методами математического моделирования процессов, и т.д.

Аналитика предстает перед нами как дисциплина, которая объединяет 3 основных компонента:

1) методологию информационно-аналитической работы

2) организационное обеспечение этого процесса

3) Создание инструментальных средств для ее видения.

Выделяются следующие черты аналитики:

- как интеллектуальная область в профессиональной деятельности. Ее особенность – производство нового знания на основе переработки имеющейся информации.

- цель переработки – оптимизация процессов принятия управленческих решений и практических задач.

- масштаб деятельности – реконструкция прошлого, оценка настоящего, прогнозирование будущего.

- основной арсенал средств – естественный интеллект в сочетании с компьютерными технологиями, методами моделирования, и другими средствами предоставления информации.

4. Объект и база исследования

2. Объект и база исследования. Информационные ресурсы общества являются одновременно и объектом и базой для аналитической деятельности. Анализируются информационная жизнь любого объекта внешнего мира, его информационный шлейф, информационная история, его информационное поле. Они могут обозначаться терминами разного уровня (факт, высказывание, текст); а также знание, концепции, идеи, гипотеза; а такие данные – информация, обработанная и представленная в формализованном виде для дальнейшего анализа или использования.

Общенаучное понятие, знание первично и по происхождению и по значению для информационного аналитика. Главная задача, которого представлять полезную информацию, т.е. знание об объекте в определенный момент времени.

Отечественные специалисты используют понятие информация, включая в него любые сведения об объекте (полезные его характеристики): факты, события, оценки.

В системе информационных коммуникаций стали допустимы новые единицы измерения объекта информации (Мб., Гб, байты и т.д.). Наряду с классическими единицами, количество книг, документов, тираж, объем документов в печатных и авторских листах, сейчас легко определяются и сравниваются тексты по количеству страниц, слов, знаков, абзацев, строк – это позволяет вводить новые определения как степень свертывания новых текстов, частота использования отдельных КС. Доступно измерение потока информации через определенные точки в реальном режиме времени. Возможна разработка индикаторов для оценки информационной избыточности, диагностики информационного дефицита, пробелах в знании об объекте.

5. Типовые задачи информационного анализа объекта

3. Типовые задачи информационного анализа объекта. Первоначально цели анализа характеризовались как оценка состояния литературы по теме. Современная аналитика ориентирована на практическое использование результатов информационного анализа. Общая цель сейчас м.б. представлена как получение выводного знания, представление пользователю полезной информации об объекте для решения конкретных задач. Становятся и актуальными более глобальные задачи: снятие неопределенности, обеспечение упорядоченности в системе коммуникаций; формирование интеллектуального капитала предприятий. В качестве типовых задач аналитика можно выделить:

- сравнительный анализ объектов аналогов

- оценка состояния объекта

- выделение перспективных тенденций развития объекта

- прогноз развития объекта.

Основную задачу в каждом случае аналитик формирует сам. Она м.б. в явном или неявном виде выраженном в запросе пользователя.

6. Методы информационной аналитики

4. Методы информационной аналитики. Используются как общенаучные, так и специальные методы сбора, обработки данных и представления результатов анализа. Условно по характеру анализируемой информации можно выделить следующие методические направления:

- документографический анализ – осмысление и оценка текста в целом, сведения разнохарактерных элементов документа к общим оценочным суждениям (полезен, неполезен, частично полезен, актуальная, полная, оригинальная).

- фактографический (фактологический) анализ – сравнение и оценка отдельных фактов одном или множестве текстов.

- концептографический анализ – включает разметку концептуальных положений в тексте, их формально-логический, содержательный, сравнительный анализ. Методы могут подразделяться по признаку аналитического исследования.

7. Направления и технологии деятельности

5. Направления и технологии деятельности. В конце 80-ых вводятся понятия информационная диагностика и информационный мониторинг объектов. Впервые информационная диагностика зафиксирована в 1989г. В работе Серова со следующей характеристикой: «это комплекс методов, позволяющих определить состояние той или иной области народного хозяйства и оптимальные пути ее дальнейшего развития». В 1991 г. Гордукаловой введено понятие информационный мониторинг – «технология непрерывного информационного наблюдения за объектом в зафиксированном информационном поле по избранным индикаторам». На сегодня информационный мониторинг – особая технология информационной диагностики, построенная на порционном отслеживании новых сведений об объекте, появившихся за каждый новый период наблюдения. В настоящее время можно обозначить сложившиеся основные базовые технологии информационной аналитики:

1) информационное моделирование, включает технологии формирования информационной модели объекта с определенными критериями подобия, которые могут использоваться как основа для дальнейшего анализа, но м.б. и самостоятельным продуктом ИАД.

2) информационная диагностика – целенаправленная научно-практическая деятельность по оценке состояния и перспектив развития объекта на основе его специально формируемой информационной модели с заданными критериями подобия.

3) информационное прогнозирование – включает базовые технологии ИАД, построенная на результатах информационной диагностики объекта, разрабатываемые и используемые с целью получения прогнозного знания об объекте, формирование прогнозов и перспективных образцов объектов будущего. Прогноз м.б. результатом информационного моделирования и диагностики.

Для реализации базовых технологий появляется необходимость в ряде дополнительных терминов, локализующих объект диагностики, моделирования и прогнозирования. Предметное поле объекта (ППО)– каким-либо образом упорядоченное множество терминов и словосочетаний, используемых для описания объекта в данный момент времени.

Информационное поле объекта– множество имеющихся и используемых в обществе данных или документов, описывающих объект в каждый момент времени.

Отбор источников информации для диагностики объекта библиограф или аналитик осуществляет на основе сравнительного анализа однотипных документов, выделяемые значимые для цели диагностики материалы. Специальные технологии разрабатываются для частных целей диагностики или для специфических в каком-либо отношении объектов. Они м.б. ориентированы на решение узкоспецифических задач.

8. Продукция обзорно-аналитической деятельности

6. Продукция обзорно-аналитической деятельности. Основным продуктом являются обзоры, которые подразделяются на: аналитические, библиографические и реферативные.

Зарубежные специалисты самостоятельной разновидностью выделяют: критические обзоры – выявляют слабые идеи, концепции, новаторские предложения. Также к аналитическим продуктам относят отчет.К продуктам создаваемым центрами анализа относят такие: рекомендации, решение отдельных проблем, предсказание свойств, выполнение справки по сложным запросам. В настоящее время к продуктам ИАД относят: пакеты знаний, рейтинговые таблицы, единичные показатели прогнозов.

9. Основные категории пользователей обзорно-аналитической информации

7. Организация и управление.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 405.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...