Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии




Психолог – представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей.

Практический психолог – человек, “понимающий душу”, разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях.

Только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, могут быть названы профессиональными психологами. Большинство представителей психологических специальностей работают как психологи-практики, решая те или иные задачи по профилактике и коррекции психологических проблем конкретных людей.

Практическая психология в последние годы стала выделяться в отдельную отрасль, и в качестве своего специфического предмета она рассматривает принципы, методы и формы психологической помощи, психологической поддержки, психологического содействия и психологического сопровождения развития человека. Одной из основных задач практической психологии, по мнению Абрамовой, выступает задача обоснования психологического воздействия на человека с целью развития его возможностей.

В практической психологии выделяют три уровня решения задач: 1) научно-исследовательские задачи — изучение закономерностей развития и формирования личности с целью разработки методологических основ деятельности практического психолога; конструирование способов, методов и средств профессионального применения психологических знаний в условиях различных социальных систем; 2) прикладные задачи — разработка специальных обучающих программ, учебных пособий, методических материалов по практической психологии для подготовки и переподготовки специалистов; обоснование деятельности служб практической психологии, создание проектов нормативных документов такой деятельности; выработка общих принципов психологического сопровождения развития личности, а также функционирования трудовых коллективов, учебных групп и других объединений людей; 3) практические задачи определяются конкретными проблемами непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога- практика: в учреждениях и организациях различного профиля, в специализированных психологических центрах и кабинетах - в форме оказания психологической помощи конкретным людям.

К основным разделам практической психологии относят: психопрофилактику, психодиагностику, психологическую коррекцию, психологическое консультирование и психотерапию.

Психопрофилактика и психогигиена. Психопрофилактика – предупреждение расстройств психической деятельности. Основное содержание профилактической деятельности психолога, работающего в любой организации, можно свести к трем задачам. 1. Помощь в адаптации тем, кто только начал включайся в новую социальную систему («новичкам»). Это могут быть первоклассники, пришедшие в школу, или молодые специалисты, начинающие трудовую деятельность. 2. Создание условий для нормального функционирования обучающихся или работающих в организации. На этом этапе психолог принимает участие в экспертизе учебных программ и планов занятости работников, проводит мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки участников деятельности, способствует созданию благоприятного психологического климата в учреждении. 3. Подготовка членов учебного или профессионального коллектива к переходу на другую ступень обучения или профессиональной деятельности (например, профориентационная работа школьного психолога со старшеклассниками-выпускниками).

К понятию «психопрофилактика» тесно примыкает понятие «психогигиена». Психогигиена — область гигиены, которая изучает влияние окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей; разрабатывает меры для сохранения и укрепления здоровья, для предупреждения психических расстройств.

Методами психогигиены и психопрофилактики являются: - психокоррекционная работа в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и прочих организаций, ориентированных на
психологическую помощь здоровым людям; - массовые обследования для выявления так называемых групп риска и профилактическая работа с ними; - информирование населения.

Психодиагностика и психокоррекция. Психодиагностика — это раздел психологической науки и практики, в котором конструируются и изучаются различные методы регистрации индивидуально-психологических особенностей человека, его поведения и деятельности. Практический психолог обычно сам не создает диагностические методики, а использует уже имеющиеся — теоретически обоснованные и апробированные. Самостоятельность психолога проявляется здесь в подборе и комплектовании диагностических инструментов из огромного многообразия имеющихся средств с учетом специфики диагностируемых (их возраста, мотивации запросов), самой ситуации (времени, места, возможных форм диагностики) и задач, для решения которых используются диагностические методики. В качестве таких задач могут выступать следующие: - установление наличия (отсутствия) у диагностируемого того или иного психологического свойства (например, теоретически известно, что к 6 годам у ребенка должны появиться элементы словесно-логического мышления, и методика «Последовательные картинки» позволяет выявить их наличие или отсутствие у конкретного ребенка); - определение количественных и качественных характеристик существующего психического качества или процесса (например, методика Мюнстерберга позволяет выявить индивидуальные особенности произвольного внимания); - сравнение полученных индивидуальных данных не только с возрастной (или иной) нормой, но и с данными других обследованных (например, учащихся одного класса); - составление психологической характеристики на конкретного человека или группу людей, выделение предполагаемых моделей поведения и ориентировочного прогноза о направлениях и темпах дальнейшего развития.

Термин «психокоррекция», обозначающий целенаправленное воздействие на человека с целью обеспечения его полноценного психического развития и функционирования. В зависимости от содержания коррекционной работы выделяют разные виды ее направленности: 1.     коррекция умственного развития, коррекция эмоционально-волевой сферы, 2. коррекция развития личности, коррекция отклоняющегося поведения и др.

В последние годы в психокоррекции стали чаще ориентироваться на динамику развития, а не на статические по­казатели уровня развития, на обучаемость, а не на обученность. В связи с этим меняются представления о методах и формах психокоррекционного воздействия. Основными формами коррекции (как и диагностики) являются индивидуальные и групповые формы. Их выбор определяется в первую очередь особенностями психологической проблемы. Например, трудности межличностных отношений целесообразнее корректировать, в реальных, но специальным образом организованных условиях группового общения. Методами групповой психокоррекции являются ролевые игры, групповые тематические дискуссии, специально разработанные психотехники и упражнения.

Психотерапия и психологическое консультирование. Психотерапия – процесс, цель которого — вызвать изменения. Этот процесс происходит в рамках профессиональных отношений, характеризующихся наличием договорных обязательств между участвующими сторонами, доверительностью и эмпатией. В ходе этого процесса в центре внимания эксплицитно или имплицитно оказываются личность клиента, техника психотерапии или и то, и другое. В результате происходят устойчивые изменения в многочисленных сферах жизни клиента.

Психологическое консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Психологическое консультирование – это психологическая помощь психологически здоровым людям в совладании с различного рода внутри- и межличностными затруднениями в процессе специально организованного взаимодействия (беседы).

К актуальным проблемам практической психологии можно отнести:

1) Взаимодействие профессии и общества в целом (специалисты не производят осязаемого продукта, результаты психологической помощи отсрочены и создается видимость бесполезности или избыточности профессии, в то же время психология – одна из модных и популярных профессий на данный момент).

2) Позиционирование и восприятие профессии психолога. Психологическая культура населения в целом низкая, представления о деятельности психолога и психологических услугах размыты, о них не знают или путают с психотерапией и психиатрией. Общество не готово платить за услуги психолога. Однако в современной жизни мы можем наблюдать возрастающий интерес людей к психологии и психотерапии в частности. Люди, которые еще вчера думали, что к психологу и психотерапевту ходят только душевнобольные, уже сегодня с интересом читают книжки про психологию денег, психологию семейной жизни и т.д. Тем не менее, вокруг психотерапии и психологического консультирования по-прежнему распространено много мифов, которые зачастую препятствуют людям обратиться за психологической помощью. Например, что за психотерапевтической помощью обращаются только слабые и убогие или то, что психотерапевт может сделать так, что человек уже никогда не сможет решать свои проблемы самостоятельно и т.д.

3) Слабое осознание миссии своей профессии у психологов. Деформированное профессиональное сознание, несформированная, размытая или неадекватная идентичность «помогающим» профессиям.

4) Формирование профессионального сообщества. Разделение по сферам, отсутствие сотрудничества – конкуренция, борьба за клиентов.

5) Отсутствие нормативно-правовой базы. С одной стороны, не регулирует профессиональную деятельность, а с другой стороны, оставляет возможность выбирать методы работы. Неизвестно, какие у нас могут быть приняты законы, и к чему это может привести.

6) Научное обеспечение практической деятельности – наблюдается разрыв.

7) Необходима система стандартизации, сертификации психологов. Необходима система испытаний для получения права вести психологическую деятельность и последующие подтверждения квалификации, процедура отсеивания людей, выдающих себя за профессионалов: магов, гадалок, экстрасенсов, просто неквалифицированных психологов.

8) Создание технологий безболезненного воздействия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1940.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...