Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Зарубежные и отечественные теории развития личности
1. биогенетический: ребенок - существо биологическое, наделен от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития, его темп, предел. Среда - условие изначального предопределенного развития. 2. социологизаторский / социогенетический. Локк: ребенок – как (чистая доска). Воспитатель пишет все, что угодно. Ребенок возрастает таким, каким его хотят видеть взрослые. Основной фактор – среда. Активность ребенка не учитывается. 3. Выготский: единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет разный удельный вес. Более элементарные процессы (ощущение, восприятие) больше обусловлены наследственно, чем более сложные процессы. Каждая форма культурного развития есть уже продукт исторического развития человечества. Движущая сила психического развития – обучение. Две парадигмы в исследовании психического развития: Естественно-научная парадигма, Культурно-историческая парадигма. Движущие силы развития личности выявляются в противоречии между изменениями в деятельности; потребностями человека и реальными возможностями в их удовлетворении. Удовлетворение потребностей воспроизводит ситуацию, которая содержит противоречия между достигнутым уровнем развития и желаемым. Преодоление противоречий ведет к развитию личности. Оно происходит в деятельности, овладение способами, приемами, операциями, знаниями. Удовлетворение одной потребности ведет к побуждению новой более высокой по уровню. 4. Ананьев: Индивидуальное развитие человека, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость составляют основные моменты становления целостности человеческого организма. Под влиянием соцсреды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, вырабатывается сознание, т.е. самая общая структура чела как субъекта познания. Одновременно со свойствами субъекта познания формируются св-ва субъекта деятельности. Социальное формирование чела – это образование чела как субъекта познания и деятельности, начиная с игры и учения, заканчивая трудом. Психические состояния и их регуляция Проблема психических состояний до настоящего времени является слабоизученной. Причина этого кроется в самой природе такого психического явления, как психическое состояние, занимающего промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами. Проблема психич состояний в отеч Ψ, впервые поставлена Левитовым. Отличие психич состояний от психич процессов и свойств. Психич процессы- сохраняются в настоящем, протекают здесь и теперь и являются непосредственным откликом на происходящее. Психич свойства- сохраняются долгое время, относительно неизменны во времени, определяют постоянные способы взаимодействия чела с миром. Психич состояния - промежуточное место, имеют большую продолжительность, чем процессы, но не столь постоянны как свойства. Прохоров отмечает, что психич состояние характеризуется целостностью, явл отражением воздействий на субъект внешних и внутренних стимулов, служит промежуточным звеном м/у психич процессами и свойствами личности, связано с ними. Оно на некоторое время характеризует своеобразие психич деятельности и имеет определенные временные границы. Развитие структуры психич состояния осуществлялось Ганзеном и Юрченко. Ими была представлена структурная схема, ктр явл наиболее полным системным описанием структуры психич состояния чела. Структура психич состояний: 1уровневость, совпадающая с уровневой организацией чела; 2субъективность-объективность; 3 степень обобщенности. На основе каждой из них формируется одна из трех подструктур общей структуры психич состояния чела. Первая подструктура состоит из четырех основных уровней организации состояния: 1 физиологического (включает нейрофизиологические характеристики, физиологические функции и биохимические изменения), 2 психофизиологического (включает вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики), 3 Ψческого (включает изменения психич функций и настроения чела), 4 социально-Ψческого (вкл характеристики поведения, деятельности и отношения чела). Вторая подструктура носит координационный характер и раскрывает наличие в психич состоянии субъективной (переживания самого чела) и объективной сторон (данные исследователя или наблюдения). Третья подструктура психич состояния упорядочивает характеристики их компонентного состава по степени обобщенности: общие, особенные, индивидуальные. Таким образом, структура психич состояния представляет собой системное образование, которое многокачественно, многогранно, иерархически организовано. Качественное своеобразие состояния определяется доминированием одной из подструктур структуры. Доминирование той или иной структуры определяет функциональные проявл психич состояния. Функции психич состояний. 1. Функция адаптации: уравновешивание субъекта с окружающей средой (природной и социальной) в силу того, что психич состояние есть следствие объективного отражения личностью ситуации.2. Управляющая функция. В этом смысле психич состояние может представлять собой настрой, готовность, условие для осуществляющегося или предстоящего взаимодействия.3. Регулирующей функции состояния. В данном случае речь идет о регулировании активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Классификация психич состояний.Ганзен предлагает деление состояний на: 1.волевые (разрешение-напряжение), которые в свою очередь делятся на практические и мотивационные; 2. аффективные (удовольствие-неудовольствие), которые делятся на гуманитарные и эмоциональные; 3.состояния сознания (сон-активация). Прохоров дополняет эту классификацию творческими состояниями и настроением. Также он разделяет состояния по продолжительности на оперативные (сек.-мин.), текущие (час-день), длительные (нед.-мес.) и сверхдлительные (год и более). Юрьев предложил дополнительное разделение состояний в классификации Ганзена на состояния индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния индивидуальности. Генкин и Медведев предложили делить состояния на: 1.интенсивные (уровень бодрствования, уровень удовлетворенности, уровень эмоциональности, уровень мотивированности, уровень разрежения-напряжения) 2.экстенсивные (соотношение активности коры и подкорки, модальные характеристики). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 514. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |