Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психоаналитическая теория личности Фрейда
Основной предпосылкой П явл разделение психики на сознание и бессознательное. Психоаналитик не считает сознание сутью психики и исходит из того, что бессознательные влечения и желания предопределяют мышление и поведение чела. Теория Фрейда.Он привлек внимание к бессознательной сфере психики и ее влиянию на человеческое поведение: психику он сравнивал с айсбергом, верхушка которого — сфера сознания — это лишь небольшая часть по сравнению с подводной, то есть неосознаваемой. Психика – структура, которая состоит из: 1) ИД огромная область бессознательного, в ктр содержатся все биологические влечения, инстинкты, желания; и вытесненые в процесе жизни переживания, страхи, и т.д. Влечния (2 рода):к жизни;к смерти. 2) ЭГО сознания (тонкая пленка, покрывающая бессознат) – это разумное, рациональное в челе («Я»). Сознательное формируется извне. 3) СУПЕРЭГО контроль за поведением чела. Интериоризованные внешние нормы. Частично представлено в сознании, а частью уходит в бессознательное. Концепция об инфантильности сексуальности:ребенок проходит фазы: 1. Оральная стадия (0-1 лет) - основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. 2. Анальная стадия (1-3 лет) - На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. 3. Фаллическая стадия (3 - 5 лет) Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы (Эдипов комплекс, комплекс Электры). 4. Латентная стадия (5 - 12 лет) снижение полового интереса, освоение общечеловеческого опыта, установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. 5. Генитальная стадия (12,13 - I8 лет) - возвращение детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. Компоненты личности: «Ид» (Оно) – носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия; «Эго» (Я) – следует принципам реальности; «СуперЭго» (Сверх-Я) – носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются “защитные механизмы”: Уход– физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации. Идентификация– процесс присвоения установок и взглядов других людей. Проекция– приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому. Смещение– подмена реального источника гнева или страха кем-либо или чем-либо. Отрицание– отказ признать, что какая-либо ситуация или какие- либо события имеют место. Вытеснение– крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызывающего тревогу, отрицательного переживания. Регрессия– возвращение к более онтогенетически ранним, примитивным формам реагирования на эмоциональную ситуацию. Реактивноеобразование– поведение, противоположное имеющимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маскировки. Сублимация– механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (например, творчество). Природа невроза: Было обнаружено, что травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению — активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психич жизнь, проявляясь часто в замаскированной, "зашифрованной" форме в виде невротических симптомов. Последние рассматриваются в П как компромиссные психич образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутренней "цензурой", представляющей собой механизм защиты сознательного "Я" против опасных влечений и импульсов. Существует 2 категории инстинктов: - сохранение, стремление к жизни (инстинкт любви - либидо); - противодействует жизни и стремится вернуть ее в неорганическое состояние (инстинкт смерти - танатос). Жизненный путь является ареной борьбы между Эросом и Танатосом. Практика. 1.Интерпретации в психоанализе - это перевод важной значимой информации о человеке с бессознательного уровня на сознательный. В процессе психотерапевтической работы напряжения в человеке снижаются, а, следовательно - исчезают симптомы заболевания, которые возникают в результате вытеснения "негативной" информации на бессознательный уровень. 2.Метод «свободных ассоциаций» т.е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность). 3.Метод толкования сновидений. Положение о символическом характере снов. По мнению Фрейда, в этой символике иносказательно подает о себе весть мир бессознательных потаенных влечений. Он исходил из предпосылки, что человек явился продуктом эволюции, развертывавшейся случайным образом. Человек — это животное и только животное. Животным происхождением определяются исходные, родовые, инстинктивные влечения человека. Фрейд полагал, что человек находится в постоянном конфликте с самим собой и обществом. Считал, что главное направление жизни человека в основном определяется в раннем возрасте, хотя может иногда изменяться или быть изменено посредством психоанализа. Фрейд обнаружил, что при подходящих условиях пациент вскоре обращается к воспоминаниям раннего детства, и это, вместе с толкованием сновидений, позволяет терапевту понять личность пациента и то, как она развивалась. Индивидуальная психология Адлера Адлер образовал собственную концепцию. По Адлеру, не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект занимают центральное место в личности и выступают факторами развития человека. Чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству, к власти над окружающей средой. С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, которая ведет весь поток душевной активности в определенном направлении. Цель вырабатывается индивидуально и задает ту целостную индивидуальную личностную структуру, которую Адлер называет «стилем жизни». Он складывается к 4-5 годам и является продуктом творчества индивида и отражает его уникальность. «Стиль жизни» приравнивается к «Я». Конфликт двух потребностей: во власти и превосходстве и в принадлежности к группе. Индивидуум не может рассматриваться вне общества. Адлер сохранил глубокую связь с психоанализом: принял положение о врожденных бессознательных причинах и движущих силах поведения, сохранил тезис о решающей роли раннего детства, не проводил качественных различий между нормой и патологией. Понятие «индивидуальная психология» используется в трех смыслах:1. дифференциальная психология. 2. исследования, направленные на изучение отдельных выдающихся личностей. 3. одно из направлений философии, изучающей индивидуальное и социальное поведение человека. Задача психотерапии: помочь невротику. Работа заключается в изучении неполноценности индивида. Ввел метод близнецов, для выяснения соотношения между наследственностью и средой в детерминации индивидуальных психологических различий. Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности. Адлер отвергал идею расчленения личности на три инстанции ("Оно", "Я", "Сверх-Я") и ориентировался на принцип единства личности. Важнейшими категориями индивидуальной психосоциологии Адлера являются "комплекс неполноценности" и "принцип компенсации и сверхкомпенсации". Адлер считал, что у многих индивидов еще в детстве возникает или формируется "комплекс неполноценности", который оказывает исключительно влияние на их дальнейшую жизнь. Стремясь самоутвердиться среди других индивид пытается преодолеть свою реальную или мнимую "неполноценность" путем стимуляции собственных способностей. Адлер выделял различные виды компенсации и соответствующие им "стили жизни": 1.Успешная компенсация в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом. 2. Сверхкомпенсация - односторонне приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности. 3. Уход в болезнь - человек не может освободиться от чувства неполноценности, он создает симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу, что и становится причиной невроза. Механизмы компенсации и сверхкомпенсации Адлер провозгласил движущими силами психического развития и доминирующими мотивами человеческой деятельности и поведения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 381. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |