Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии




Предмет психологии– психика или психические явления. Психика или психические явления – это псих. процессы, псих. свойства и псих. состояния. Предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельность.Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые.

К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, мышление и речь, память, внимание.

Фундаментальный набор эмоций включает в себя: страх, гнев, радость, тоска (печаль) – из них развиваются более сложные эмоциональные явления. Волевые процессы связаны с саморегуляцией человеком своих действий и поведения: борьба мотивов, принятие решения, поддержание усилий для того, чтобы довести дело до конца.

Психические свойства (наиболее устойчивые психические явления) описывают двояко: 1)темперамент, характер, направленность и способности; 2)более частные характеристики (например, экстраверсия - интроверсия). Психические состояния – промежуточная категория. Они имеют относительно небольшую продолжительность (от нескольких минут до нескольких дней).

Задачи психологии.Основной задачей психологии является изучение закономерностей психической реальности и ее развития.

Актуальные проблемы в психологии.Психофизическая проблема состоит в поиске ответа на вопрос о том, как взаимодействуют психика и физический мир, как психика преломляет воздействия извне. Психофизиологическая проблема связана с поиском ответа на вопрос о связи психики и организма человека. Частными случаями психофизиологической проблемы являются: - психоневрологическая проблема – связь психики человека и нервной системы, в первую очередь, мозга; - психосоматическая проблема – вопрос о взаимных влияниях психики человека и тела. Психосоциальная проблема состоит в исследовании влияний социума на психические явления, как прямых, так и обратных.

Проблема метода и определения предмета психологии.Как и любая другая наука, вышедшая из недр философии, психология имеет абстрактный предмет изучения, причем изучаемый практическими методами. (т.е. пощупать этот предмет невозможно, а следовательно у него не может быть и однозначного толкования- каждый воспринимает его по- своему. Доказательством тому может служить огромное количество школ и направлений психологии, а так же, соответственно, разнообразий методов изучение предмета - от чисто эмпирических (например методы интроспекции) до сугубо практических (например бихевиоризм).
Современная психология исследует психику и уже потом поведенческие реакции, являющиеся следствием деятельности психики. Нельзя не упомянуть о тесной связи психологии с психиатрией, анатомией и физиологией - науками, имеющими более чем конкретный предмет изучения.

Гуманитарный и естественнонаучный подходы в психологии.Естественнонаучный подход сложился в эпоху Просвещения, когда наука оформилась в достаточно самостоятельную сферу человеческой деятельности. Первой системой научного знания стало естествознание. Для классического естествознания характерны такие основные познавательные установки, как ценность объективного и предметного знания (самоценность объективной истины) и ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире (как результат исследования). Исследователи предполагают, что изучение внутреннего мира человека принципиально не отличается от исследования в нем природных явлений. Человек рассматривается как объект в ряду других объектов. Как и объекты природы, человек ставится исследователем под контроль и превращается в источник информации. Основные методы - наблюдение и эксперимент. В качестве альтернативы естественнонаучному подходу может быть рассмотрен гуманитарный подход к разработке проблемы человека в науке. Различают широкое и узкое понимание термина «гуманитарный». Широкое понимание термина вбирает в себя всю проблематику человека: его общественное бытие, культуру, самого человека. Это так называемые гуманитарные науки. Специальное понимание термина «гуманитарный» связано с познанием собственно человеческого в человеке, с раскрытием человеческой субъективности. Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

История становления ψ как сам. науки

На протяжении долгого времени психология развивалась в рамках других наук, в частности философии.

Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа-это атомы огня по своей форме и активности. Д приписывал душе движен в материальном смысле как пространственное перемещение. Сократ опред душу как нечто, отличное от тела. Душа невидима в отличие от видимого тела. Она - разум, ктр явл началом божественным. Он защищал бессмертие души. Так наметилось движение античной мысли в направлении идеалистического понимания души. Своего наивысшего разв идеализм достигает у Платона (основоположник объективного идеализма). Центр философская проблема это учение об идеях. Идеи-это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения не осуществленное в какой-либо субстанции. Они безвидны и незримы, существуют самостоятельно независимо от чувственных вещей. В отличие от идей материя-это небытие, бесформенное незримое. Аристотель, душа-это форма живого органического тела. В душе причина (основа) всех проявлений живого тела; рост, дыхание, чувствование, мышление. Тело явл инструм на службе у души.

ψ в средние века приобретает этико-теологический мистический характер. Развитие + знаний о психике резко замедлилось. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека понемногу возвышается до царства благодати. Важнейшей особенностью эпохи Возрождения является возрождение естественнонаучного направления, развитие науки и рост знаний. Возникает натурфилософия, свободная от непосредственного подчинения религии.

Декарт(Д) вводит два понятия: рефлекс и современное интроспективное понятие сознания. Он стремится подойти к изучению страстей, отбрасывая религиозно-моральные представления и предрассудки. Этим Д закладывает основы механистического натуралистического направления в психологии. У Д впервые оформляется понятие сознания, ктр становится центральным понятием ψ следующих столетий. Д не употребляет термина "сознание"; он говорит о мышлении, но определяет его как "все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой". Д вводит принцип интроспекции, самоотражение сознания в себе самом. Он закладывает основы интроспективного понятия сознания как замкнутого в себе внутреннего мира, ктр отражает не внешнее бытие, а самого себя. Выделив понятие сознания из более широкого понятия психического и совершив этим дело первостепенного значения для истории философской и психологической мысли, Д с самого начала придал этому понятию содержание, ктр сделало его узловым пунктом философского кризиса ψ в XXв.

Ученые в середине XIXв. вводят экспериментальный метод в ψ и оформляют ее как самостоят экспериментальную дисцип, проходят мимо идей нарождающегося философского мировоззрения (Маркс и Энгельс); ψ-ческая наука, ктр они строят, неизбежно стала развиваться в противоречии с основами марксистской методологии. То, что в этот период сделано классиками марксизма для обоснования новой, подлинно научной ψ, обрывается лишь временно, с тем, чтобы получить дальнейшее развитие почти через столетие в советской ψ.

Для того чтобы ψ оформилась как наука необходимо развитие научных областей, на ктр ψ должна опираться, и выработка соответствующих методов исследования. Предпосылками для оформления ψ как науки стали работы физиологов 1 половины XIXв. (Белла, показавшего наличие различных чувствующих и двигательных нервов и установившего в 1811г. основные законы проводимости; Мюллера, Гельмгольца, подвергших измерению проведение возбуждения по нерву; работы Мюллера и Вебера, работы Юнга, Гельмгольца и Геринга по зрению; Гельмгольца по слуху и т.д.).

Особенное значение для развития экспериментальной ψ приобрели исследования Вебера, посвященные вопросу об отношении м/у приростом раздражения и ощущением, ктр были затем продолжены, обобщены и подвергнуты матобработке Фехнером. Этим трудом были заложены основы новой спецобласти экспериментального психофизического исследования.

Результаты всех этих исследований объединил, отчасти дальше развил и систематизировал в ψческом плане в своих "Основах физиологической ψ" Вундт. Он собрал и усовершенствовал в целях ψческого исследования методы, выработанные первоначально физиологами. В 1861г. Вундт изобретает первый элементарный прибор специально для целей экспериментального ψческого исследования. В 1879г. он организует в Лейпциге лабораторию физиологической ψ (в 1879 г получила официальное оформление научная ψ), в конце 1880-х преобразованную в Институт экспериментальной ψ. Первые экспериментальные работы Вундта и многочисленных учеников были посвящены психофизиологии ощущений, скорости простых двигательных реакций, выразительным движениям и т.д. Все эти работы были сосредоточены на элементарных психофизиологических процессах; они целиком еще относились к тому, что сам Вундт называл физиологической ψ. Но вскоре эксперимент, проникновение ктр в ψ началось с элементарных процессов, лежащих как бы в пограничной м/у физиологией и ψ области, стал шаг за шагом внедряться в изучение центральных ψческих проблем. Лаборатории экспериментальной ψ стали создаваться во всех странах мира.

В начале 1910-х гг. психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х годов. Он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями. Соответственно, появились новые направления в психологии. Началось со структурализма, функционализма: примерно 10-е гг. XX в. бихевиоризм, гештальтпсихология; примерно с 1900 г. психоанализ;  в 50-е гг. гуманистическая психология; в 60-е гг. когнитивная психология.

Бихевиоризм.Его кредо выражала формула, согласно ктр предметом ψ явл поведение, а не сознание. Поведение-это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то что люди делают от рождения и до смерти. Поведение - это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством ктр индивид приспосабливается. В результате поведение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявлениям. И в то же время исторической заслугой Уотсона явл исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в ψ. Также важной является выдвинутая им задача управления поведением чела, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами. Оценивая бихевиоризм в целом, следует признать, что он продолжает занимать значительное место в ψ. Была создана наука о поведении, исследования ктр способствовали утверждению объективного подхода в ψ. Прикладной бихевиоральный анализ используется в обучении психотерапии. Гештальтψ. Главное – это понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образования все более сложных структур, а также в установлении соотношений м/у этими структурами. Новое понимание предмета и метода ψ: важно начинать с наивной картины мира, изучать переживания, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. Важную область гештальтψ составили исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем Левина. Он исходил из того, что основанием человеческой актив в любых ее формах, будь то поступок, мышление, память, явл намерение - потребность. Гештальтψ сыграла несомненно крупную роль в преодолении атомистических тенденций ассоциативной ψ. Еще существеннее ее + роль в развитии эксперим исследования, достигшего в работах гештальтистов исключительно высокой степени совершенства. Психоанализ - предполагает ряд психических приемов, имеющих целью вскрыть бессознательный смысл ошибочных действий, скрытые мысли, сновидения. Фрейд создал теорию, объясняющую переживания и поведение человека. Сущность чела составляет темное ОНО. Чел рассматривается как природное существо, наполненное влечениями. Влечения лежат в основе поведения чела, неврозы также объясняются из влечений. Духовный мир рассматривается как форма либидо. Фрейд заменил реальные движущие силы исторического процесса и войн, идеей природной склонности чела к агрессии. Фрейдовская теория оказала воздействие на другие науки о челе - социологию, педагогику, на искусство и литературу.

Основателемψв России стал Сеченов.Сеченов выдвинул ψческую концепцию, в ктр определил предмет научного познания ψ - психические процессы, и оказал серьезное влияние на становление в России экспериментальной ψ. Наибольшее значение его научной деятельности в том, что она оказала влияние на исследования Бехтерева и Павлова. Благодаря открытию Павловым механизма образования условного рефлекса были сфор­мированы многие ψ-ческие концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм. Позднее, на рубеже веков, экспериментальные исследования были продолже­ны такими учеными, как Лазурский, Ланге, Челпанов. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучением характера чела. Также он известен своими экспериментальными рабо­тами, в том числе предложенным им методом естественного эксперимента. Ланге занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Он создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспе­риментальной ψ. Одновременно с экспериментальной ψ в России в конце XIX на­чале XX в. развиваются и другие научные ψ-ческие направления, в том числе общая ψ, зооψ, ψ ребенка. ψ-ческие знания стали активно использоваться в клинике Корсаковым, Тарха­новым, Бехтеревым. ψ стала проникать в педагогический процесс. Особенно заметную роль в истории отечественной дореволюционной ψ сыграл Челпанов, ктр был основателем первого и старейшего в нашей стране ψ-ческого института. Челпанов выпустил в 1915 первое русское общее руководство по экспериментальной ψ ("Введение в экспериментальную ψ").

Наряду с общей ψ начинают развиваться: патоψ (Бернштейн, Сербский), ψ слепых (Крогиус), ψ ребенка (Трошин, Сикорский и др.), зооψ (Вагнер). Наши клиницисты (Корсаков, Тарханов, Бехтерев, Чиж и др.) были одними из первых, привлекшими ψ на помощь клинике, а Ушинский закладывает основы подлинной педагогической ψ значительно глубже и принципиально правильнее, чем было раньше.

В советский период Бехтерев переходит от "объективной ψ" к рефлексологии. Бехтерев выдвигает рефлексологию как особую дисциплину, отличную как от физиологии, так и от ψ и долженствующую заменить ψ. Начинается борьба против ψ как таковой. Рефлексология, ктр выступает под видом материалистического учения, каковым она в действительности не была, приобретает в 20-х значительное распространение и известную популярность.

Выготский, создатель культурно-исторической теории развития психики человека. К этому направле­нию в основном относились ученые, работавшие в МГУ. Сферу их научных инте­ресов составляли вопросы общей и педагогической ψ. Рубинштейну принадлежит заслуга написания перво­го в нашей стране фундаментального ψ-ческого труда «Основы общей ψ». Смирнов известен своими трудами в ψ памяти, а Теплов заложил научные основы изучения темперамента и ψ творческой деятельности.

В более поздние годы сформировались основные современные ψ-че­ские школы. Это школы СПБГУ и МГУ. Создание пер­вой школы связано с именем Ананьева, ктр не только сформулировал принципы изучения чела и определил с этих позиций основные направления развития ψ, но и создал факультет ψ МГУ. Аналогичную организаторскую роль при создании факультета ψ в МГУ сыграл Леонтьев, автор ψ-ческой теории деятельности. Также, заслугой Леонтьева явл разработка многих проблем в области восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики.

Запорожец совместно с Элькониным заложил основы детской ψ. В сферу основных научных интересов Запорожца - организатора и мно­голетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педаго­гических наук СССР — входили вопросы возрастного развития и воспитания де­тей. Эльконин - автор учебника по детской ψ, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.

Благодаря исследованиям Лурия отечественная ψ существен­но продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мыш­ления. Труды Лурия заложили научно-ψ-ческую базу для современной медицинской ψ. Результаты его исследований до сих пор широко при­меняются в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.

Мировую известность получили работы психофизиолога Соколова, к­тр совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов; нейрофизиологическую теорию памяти и др.

Не менее известные психологи работают у нас в стране и в настоящее время, продолжая исследования и дела своих предшественников. Их труды вносят до­стойный вклад в развитие современной ψ-ческой науки.

Особенности становления и развития отеч. ψ

Как показали исследования истории отечественной культуры, философии и науки, психологические идеи развивались в России еще в X—XV вв.На основе этих предпосылок в XVIII в. сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям их последующего развития.Психологические взгляды Сковороды. Он заострил внимание на проблеме самосознания чела, защищая принцип «познай самого себя» как необходимое условие самосовершенствования внутреннего мира. Его философия была пропитана религией, так как он был верующим челом. Идея трех миров: 1)макрокосм (вселенная) 2)микрокосм (чел) 3)Библия как символическая реальность, отражающая в идеальном виде Вселенную и чела. Каждый из миров состоит из 2х натур: видимой и невидимой.

Ломоносов. ψ-ческие взгляды развиваются в связи с научными исследованиями. Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия предметов внешнего мира на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений, Л выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения. Учение о страстях. Л указывал на необходимость анализировать внешние проявления, наблюдать и по зависимости от того, каковы они, делать выводы о состояниях, о характере, о силе тех переживаний, которые испытывает данный человек. Страсти, по Л, - это внешние проявления психических состояний.

Радищев. Проблема развития психики и в связи с этим сравнение психики чела и животных. Выдвигается положение о специфичности образа жизни чела: он не приспосабливается к природе, но преобразует ее, обладает речью, прямой походкой. Большое внимание уделяется проблеме способностей.

Ушинский. Родоначальник педагогической ψ  в России. Разработал систему идей, направл на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения. В этой системе важное место отводилось положению о том, что псих качества чела формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. Фундаментальной категорией Ушинский считал «полурефлексы», к ктр относилось все многообразие навыков и привычек. К усвоенным рефлексам Ушинский относил привычки. Он уделял внимание развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных «параметров» его жизнедеятельности.

Советская ψ начинала свой путь в то время, когда мировая ψческая наука вступила в полосу кризиса. В ψ он принял особенно острые формы, обусловленные особенностями ее предмета, тесно связанного с самыми острыми мировоззренческими вопросами. Под влиянием марксизма преобразовывается предметная область ψ. Предметом иследов становится деятельность. Исторически различают понятия деятельности (которое возникло раньше - Басов ) и деятельностную концепцию, впервые возникшую у Рубинштейна в 1922, в ктр сформулирован принцип единства сознания и деятельности. С 30-х начин деятельность Харьковской школы Леонтьева, развивавшего этот подход. Два варианта Рубинштейна и Леонтьева составляют основу для деятельностного подхода. В 40-е научная теоретическая и экспериментальная работа по ψ получает в СССР широкое и плодотворное развитие. Ширится разработка вопросов общей ψ – ее основ и истории, вопросов мышления и речи, памяти и навыков, мотивов поведения и способностей и т.д. Еще одно направление в школе Мерлина, где они рассматриваются в связи с изучением темперамента. Результатом углубленного экспериментального анализа явл выдвижение принципа «много-многозначной зависимости» психич явл от физиологических и раскрытие сложных компенсаторных отношений различных уровней организации индивидуальных характеристик чела, обеспечивающих одинаковый приспособительный эффект при разном составе типологических свойств. Ананьев, его ближайшие ученики и сотрудники, начиная с 60-х, ставят задачу создания единого фундаментального учения о челе, синтезирующего итоги и достижения различных наук в комплексном изучении чела.

В 90-е активно развивается субъектно-деятельностный подход к челу как попытка объединить его целостное понимание и гуманистические традиции отечественной ψ (Брушлинский, 1994).

Таким образом, период 60-90-х характеризовался в отечественной ψ укреплением ее теоретических основ, активизацией ее практического использования, развитием организационной структурой, расширением проблемного поля исследований. ψ окончательно укрепила свой статус как самостоятельная, активно востребованная общественной практикой и смежными областями знания научная дисциплина.

Своеобразие: 1) у истоков становления ψ-ческой науки в России стояли врачи, психиатры, неврологи, следовательно, значительная часть лабораторий была открыта при клиниках. Круг проблем не был ограничен изучением патологий. Широко занимались изучением познавательных процессов и эмоций, двигательных реакция, изменения познавательных процессов под влиянием гипноза, психофизиологические сопровождения. Лишь лаборатория Ланге была открыта сравнительно рано при универе. Тенденция связи постепенно ослабевала. 2) связь с проблемами педологии, воспитания, педагогики. Съезды, тесная связь м/у академической ψ и проблемами воспитания, формирования человека (труд Ушинского). Особенности Российской ментальности (публицистичность, жажда преобразования, воздействия).

Сегодня, как в зарубежной, так и в отечественной ψ происходят процессы интеграции и дифференциации как внутри самой ψ, так и на стыке ψ с другими науками. Появляются новые отрасли науки и направления исследований. С развитием техники и социальными изменения, происходящими в обществе, перед ψ встают новые задачи и проблемы, требующие изучения.

Предмет, задачи, акт. проб. Ψ личности

Ψ личности – очень молодая наука и область исследований. Только в последние пять десятилетий в этой области возникли четкие и жизнеспособные направления. Сегодня она достигла своего расцвета.

Предмет: Ψ личности долгое время развивалась в рамках общей Ψ. Определение предметной области Ψ личности связано с решением ряда важных проблемных вопросов. В литературе (Асмолов,1990) выделяются три ситуации изучения личности: 1) богатство феноменологии личности; 2) междисциплинарный статус проблемы личности; 3) неоднозначность положения, ктр занимает личность в ходе исследования.

Предметом Ψ личности является ЧЕЛ, ВЗЯТЫЙ В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВЫХ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ Ψ-ЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК, КТР ФОРМИРУЮТСЯ И ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЯХ И ОТНОШЕНИЯХ, ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕГО ПОСТУПКИ И ДЕЙСТВИЯ, РЕГУЛИРУЮТ И ОБУСЛОВЛИВАЮТ ВНУТРЕННИЕ СОСТОЯНИЯ И ПСИХИЧ ПРОЦЕССЫ.

Задачи Ψ личности. Теории личности и их функции.К задачам Ψ личности относят: 1) создание модели человского функционирования; 2) разработка метода различения людей; 3) установление закономерностей поведения людей. Научное изучение личности вкл систематическое стремление вскрыть и объяснить согласованность, повторяемость в мыслях, чувствах и наблюдаемых действиях людей, которые характерны для них в повседневной жизни. Теории личности помогают наблюдать и объяснять эти повторяемости. Теория личности должна охватывать: 1)структуру личности; 2)процессы – динамические аспекты; 3)рост и развитие личности; 4)психопатологию; 5)изменения личности. Теории личности выполняют 2 основные функ (Хьелл, Зиглер): - обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснить те или иные классы наблюдаемых взаимосвязанных событий;- предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

Актуальные проблемы Ψ личности.В настоящее время нет единственного определения личности, но исследования различных аспектов личности продолжают осуществляться. Личность рассматривается, как правило, как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Базовыми проблемами Ψ личности явл:1)пр структуры личности; 2)пр соотношения биологического и социального в личности; 3)пр развития личности; 4)пр психического здоровья и психопатологии.

Последнее время в периодической литературе появляется достаточно большое количество статей, посвященных проблеме развития личности в контексте онтогенеза, профессиональной сферы и т.д. Арестова «Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности» (рассмотрение школы как инструмента формировании и развития личности), Пастернак «Внутренний план действия как общий показатель развития личности» (уровень развития внутреннего плана действий влияет на развитие когнитивной сферы личности и на дальнейшее формирование личности), Смирнова «Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения», Якиманская (статьи посвящены проблеме построения образовательных программ и личностного развития учащихся) и т.д.

Проблема развития личности: 1) пр факторов психического развития чела; 2) пр критериев развития; 3) пр методов изучения особенностей развития; 4) пр соотношения умственных и личностных изменений в психическом развитии ребенка; 5) пр педагогической фасилитации процесса развития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 627.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...