Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пути совершенствования анализа использования основных фондов




 

Трудно переоценить народно-хозяйственное значение эффективного использования ОФ. Решение этой задачи означает увеличение производства необходимой обществу продукции, повышение отдачи созданного производственного потенциала и более полное удовлетворение потребностей населения, улучшение баланса оборудования в стране, снижение себестоимости продукции, рост рентабельности производства, накоплений предприятия.

Более полное использование ОФ приводит также к уменьшению потребностей во вводе новых производственных мощностей при изменении объема производства, а, следовательно, к лучшему использованию прибыли предприятия (увеличению доли отчислений от прибыли в фонд потребления, направлению большей части фонда накопления на механизацию и автоматизацию технологических процессов и т. п.).

Эффективное использование ОФ означает также ускорение их оборачиваемости, что в значительной мере способствует решению проблемы сокращения ОФ.

Наконец, эффективное использование ОФ тесно связано с другой ключевой задачей современного периода экономической реформы – повышение качества выпускаемой продукции, ибо в условиях рыночной конкуренции быстрее реализуется и пользуется большим спросом высококачественная продукция.

В статье Бабича О. В. были рассмотрены практически такие же направления повышения эффективности использования основных производственных фондов:

- повышение качества сырья, т. е. увеличение полезных веществ в сырье и его технологичность;

- уменьшение потерь их полезных веществ в отходах и отбросах;

- внедрение современных достижений научно-технического прогресса;

- замена устаревшего оборудования на новое, более производственное и экономическое;

- повышение уровня концентрации производства до оптимальных размеров;

- создание экономических стимулов повышения эффективности использования основных фондов.

Некоторые экономисты предлагает совершенствование самих показателей основных фондов. Так, например, Климова Н. В. предлагает «следующие направления совершенствования методики анализа состояния и использования основных средств:

- включить в расчет показателей фондооснащенности и фондовооруженности остаточную стоимость основных средств, а не первоначальную; в расчет показателей фондоотдачи – стоимость валовой прибыли, а не выручку; в расчет рентабельности использования основных средств – прибыль до налогообложения, а не чистую;

- учитывать при анализе динамики показателей (более двух лет) инфляционные процессы, т. е. обеспечивать сопоставимость по стоимостному показателю и их влияния на финансовую устойчивость организации;

- проводить анализ состава и структуры основных средств с учетом их жизненного цикла, включая корректировку финансовых результатов при моральном устаревании оборудования, техники и технологии производства;

- использовать амортизационную политику для оптимизации налогооблагаемой прибыли, показателей ликвидности и платежеспособности, а показатель фондоотдачи – для оценки эффективности инвестиционных вложений в основные средства;

- рассчитывать интегральный показатель эффективности использования основных средств на основе мультипликации показателей эффективности их отдельных видов с расчетом влияния на объемы производства;

- анализировать фондоемкость невостребованной продукции;

- экономически обосновывать вложения в основные средства, обеспечивая их необходимыми ресурсами, и определять прогнозные значения результатов внедрения в сфере производства и продаж.»

Мисуно П. И. наоборот предлагает использовать в расчетах показатель амортизациеотдача, объясняя это тем, что:

- при расчетах показателей эффективности характеризует результативность основных производственных средств:

- анализ общей эффективности использования основного производственного капитала целесообразно выполнять при помощи показателей «амортизациеотдача» («амортизациемкость») и «амортизациерентабельность», поскольку они дают более правильную оценку в отличие от традиционно используемых показателей «фондоотдача» («фондоемкость») и «фондорентабельность»;

- и, безусловно, сама амортизация должна начисляться линейным способом.

Таким образом, любой комплекс мероприятий по улучшению использования производственных мощностей и основных фондов должен предусматривать обеспечение роста объемов производства продукции, прежде всего за счет эффективного использования внутрихозяйственных резервов, полного использования машин и оборудования, сокращения сроков освоения вновь вводимых в действие мощностей.

 

Анализ финансового состояния предприятия

 

Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Финансовое состояние предприятия (ФСП) может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем (устойчивом) финансовом состоянии.

Чтобы развиваться в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую — заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность, рентабельность и др.

Основными задачами анализа финансового состояния предприятия являются:

1. На основе изучения взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.

2. Прогнозировать возможные финансовые результаты, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности, наличия собственных и заемных ресурсов и разработанных моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

3. Своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности

 

Анализ прибыли от продаж

 

Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно-коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.

Прибыль от продажи продукции определяется как разница между выручкой от продажи продукции (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, коммерческих и управленческих расходов.

Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции являются:

- изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;

- изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

- изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;

- изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.).

Основными задачами анализа прибыли являются:

1) проверка степени выполнения плана по прибыли;

2) определение факторов, повлиявших на финансовый результат;

3) выявление резервов роста для прогнозирования;

4) установление целесообразности и эффективности использования прибыли.

Анализ прибыли от продажи продукции сводится к расчету факторов, влияющих на прибыль от продажи продукции. Для расчетов факторов рекомендуется воспользоваться методом цепных подстановок.

Рассмотрим влияние выше перечисленных факторов на прибыль от единицы продукции по каждому изделию.

где П – прибыль от реализации продукции, тыс. руб.;

  Q – объем реализованной продукции, т;

  Ц – цена, тыс. руб.;

  УП – удельные переменные расходы, тыс. руб.;

  ПП – прямые постоянные расходы, тыс. руб.;

  КП – косвенные постоянные расходы, тыс. руб.

1) рассчитаем базовое значение прибыли:

- по продукции А:

- по продукции В:

- по продукции С:

2) рассчитаем условные значения прибыли:

- по продукции А:

- по продукции В:

- по продукции С:

3) определим влияние каждого фактора в отдельности:

- по продукции А:

- по продукции В:

- по продукции С:

4) проведем балансовую проверку:

- по продукции А:

- по продукции В:

- по продукции С:

Полученные данные сведем в таблице 1.

 

 


Таблица 1 – Факторный анализ прибыли от реализации продукции

Виды продукции

Объем реализованной продукции, т

Цена 1 т, тыс. руб.

Удельные переменные расходы, тыс. руб.

Прямые постоянные расходы, тыс. руб.

Косвенные постоянные расходы, тыс. руб.

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

Изменение прибыли, тыс. руб.

общее

в том числе за счет

предыдущий год отчетный год предыдущий год отчетный год предыдущий год отчетный год предыдущий год отчетный год предыдущий год отчетный год предыдущий год отчетный год объема и структуры цены Удельные переменные расходы Прямые постоянные расходы Косвенные постоянные расходы
A 3794 3417 192,072 183,813 82,892 55,071 48710 24349 125781,144 116739,540 239737,776 298822,874 59085,098

-41160,86

-28221,00

95064,357

24361

9041,604

B 2580 1927 275,578 294,772 86,598 121,314 37257 29679 85533,830 65834,677 364777,570 238739,889 -126037,681

-123403,94

36986,84

-66897,732

7578

19699,153

C 3636 2311 247,920 228,788 76,942 76,664 48972 34203 120543,026 78953,783 452160,982 238401,781 -213759,201

-226545,85

-44214,05

642,458

14769

41589,243

итого 10010 7655 715,570 707,373 246,432 253,049 134939 88231 331858 261528 1056676,328 775964,544 -280711,784 -391110,65 -35448,217 28809,083 46708 70330

 

Рисунок 1 – Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.


Рассчитав изменение прибыли за счет объема и структуры, цены, удельных переменных расходов, прямых постоянных и косвенных постоянных расходов можно отметить, что произошло снижение прибыли за счет снижения объема реализуемой продукции на 391110,65 тыс. руб., что привело к снижению цены на 35448,217 тыс. руб., прямых постоянных на 46708 тыс. руб. и косвенных расходов на 70330 тыс. руб.. Но в целом изменение прибыли за счет вышеперечисленных факторов составило -280711,784 тыс. руб. Возможно, это связано с тем, что произошло снижение выпуска продукции всех трех видов, что привело к снижению расходов на их изготовление и хранение и, следовательно, снижению цены.

 

Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции приводит к изменению её структуры, т. е. соотношение отдельных изделий в общем, объёме их выпуска.

Следующим этапом анализа прибыли является расчет влияния структуры продукции на удельную прибыль. В основу расчета был заложен также принцип цепных подстановок.

При расчете изменения удельной прибыли за счет изменения структуры продукции можно использовать следующие формулы:

 

Таблица 2 - Анализ влияния структуры реализованной продукции на валовую прибыль

Вид продукции

Структура продукции, %

Удельная прибыль предыдущего года, тыс. руб.

Изменение удельной прибыли за счет структуры, тыс. руб./т

предыдущий год отчетный год
A 37,902 44,637 63,189 24,263
B 25,774 25,173 141,387 -17,495
C 36,324 30,189 124,357 -21,197
Итого 100 100 - -

 

Рисунок 2 – Структура продукции, %

В результате проведенных расчетов наблюдается увеличение удельной прибыли предыдущего года по продукции В и С соответственно на 41,387% и 24,357%, а по продукции А наоборот – снижение на 36,811%. Если рассматривать изменение прибыли за счет структуры, то по таким видам продукции как В и С происходит наоборот сокращение прибыли на 17,495 тыс. руб. и 21,197 тыс. руб. соответственно. При этом рост удельной прибыли растет незначительно за счет продукции А на 24,263 тыс. руб.

Далее проведем факторный анализ валовой прибыли методом цепных подстановок, расчет который представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты факторного анализа валовой прибыли от реализации

Факторы

Изменение прибыли

абсолютное, тыс. руб. в % к итогу
1. Объем реализации 501227,116 -178,556
2. Структура реализованной продукции -472418,03 168,293
3. Цена реализации -391110,65 139,328
4. Удельные переменные расходы -35448,217 12,628
5. Прямые переменные расходы 46708 -16,639
6. Косвенные постоянные расходы 70330 -25,054
Итого -280711,784 100

 

Рисунок 3 – Абсолютное изменение прибыли, тыс. руб.

По полученным данным наблюдается снижение валовой прибыли на 280711,784 тыс. руб., это возможно связано с тем, что происходит сокращение таких расходов как цены на 391110,65 тыс. руб., удельных переменных расходов на 35448,217 тыс. руб., структуры продукции на 472418,03 тыс. руб. Но при этом произошло увеличение объема продукции на 501227,116 тыс. руб., прямых переменных и косвенных расходов на 46708 тыс. руб. и 70330 тыс. руб. соответственно. Не смотря на рост объема реализуемой продукции увеличение самой прибыли, не происходит, несмотря на то, что объем имеет наибольший удельный вес.

 



Анализ чистой прибыли

 

Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между суммой балансовой прибыли и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций, отчислений в благотворительные фонды и других расходов предприятия, покрываемых за счет прибыли.

 


Таблица 4 - Анализ чистой прибыли

Показатели

Абсолютное значение, тыс. руб.

Структура, %

Изменения показателей

предыдущий год отчетный год предыдущий год отчетный год абсолютное, тыс. руб. в структуре, % темп роста, % влияние на результативный показатель, тыс. руб. доля в абсолютном изменении итога, %
1. Выручка от продажи продукции 2341149 1724843 100 100 -616306 0 73,675 - 100
2. Себестоимость проданной продукции 1284482 955965 54,865 55,423 -328517 0,558 74,424 328517 53,304
3. Валовая прибыль 1056667 768878 45,135 44,577 -287789 -0,558 72,764 -287789 46,696
4. Коммерческие расходы 51102 31069 2,183 1,801 -20033 -0,382 60,798 20033 3,250
5. Управленческие расходы 0 0 0 0 0 0 0 0 0
6. Прибыль от продаж 1005565 737809 42,952 42,775 -267756 -0,176 73,373 - 43,445
7. Проценты к получению 844 89 0,036 0,005 -755 -0,031 10,545 -755 0,123
8. Проценты к уплате 0 0 0 0 0 0 0 0 0
9. Доходы от участия в других организациях 0 10 0 0,001 10 0,001 0 10 -0,002
10. Прочие операционные доходы 67498 11741 2,883 0,681 -55757 -2,202 17,395 -55757 9,047
11. Прочие операционные расходы 442231 30895 18,889 1,791 -411336 -17,098 6,986 411336 66,742
12. Внереализационные доходы 25443 9149 1,087 0,530 -16294 -0,556 35,959 -16294 2,644
13. Внереализационные расходы 103372 45505 4,415 2,638 -57867 -1,777 44,021 -57867 9,389
14. Прибыль (убыток) до налогообложения 553748 682397 23,653 39,563 128649 15,910 123,232 - -20,874
15. Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи 118446 139275 5,059 8,075 20829 3,015 117,585 -20829 -3,380
16. Прибыль от обычной деятельности 435301 543122 18,593 31,488 107821 12,895 124,769 - -17,495
17. Чрезвычайные доходы 10510 0 0,449 0 -10510 -0,449 0 -10510 1,705
18. Чрезвычайные расходы 45083 34635 1,926 2,008 -10448 0,082 76,825 10448 1,695
19. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) 400729 508488 17,117 29,480 107759 12,363 126,891 - -17,485

 

 


Рисунок 4 – Динамика темпа роста, %

По данным таблицы можно наблюдать незначительное увеличение чистой прибыли на 26,891% (107759 тыс. руб.), несмотря на снижение, и доходов и расходов. Также происходит снижение и расходной части, так например себестоимость уменьшилась на 25,576% (328517 тыс. руб.), что является благоприятным фактором (за счет снижения себестоимости можно увеличить выручку). Однако наблюдается также снижение выручки, причем более быстрыми темпами, чем себестоимость: на 26,325% (616306 тыс. руб.). Это возможно связано с тем, что производитель снизил цены на продукцию, вследствие конкуренции, либо ухудшение ситуации на рынке, падения спроса. Наблюдается уменьшение коммерческих расходов на 39,202% (возможно это связано с тем, что произошло снижение расходов, связанных с реализацией продукции), что не как не отразилось на увеличении прибыли от продаж: уменьшилась на 26,627%. В качестве факторов оказывающих прямое влияние на прибыль до налогообложения являются процент к получению, доход от участия в других организациях, прочие операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы, которые, за отчетный период по сравнению с базовым, уменьшились, но при этом это ни как ни сказалось на снижении самой прибыли: увеличилась на 23,232%. В связи с увеличением прибыли наблюдается рост налога на прибыль (на 17,585%).

 

Одна из основных задач анализа отчета состоит в том, чтобы объяснить причины изменения конечного финансового результата — чистой прибыли. В соответствии с порядком формирования отчета о прибылях и убытках чистую прибыль (убыток) отчетного периода можно представить в виде модели аддитивного типа. Влияние факторов на результативный показатель определяется следующим образом:

При расчете влияния факторов следует иметь в виду, что затраты (расходы) являются факторами обратного воздействия, т.е. их рост (снижение) влияет на изменение прибыли с противоположным знаком.

1) рассчитаем базовое значение чистой прибыли:

2) определим влияние каждого фактора в отдельности:

Полученные результаты сведем в таблице 5.

Таблица 5 – Сводная таблица влияния факторов на изменение чистой прибыли

Факторы Изменение прибыли, тыс. руб.
1. Выручка от продажи продукции (в сопоставимых ценах)

-249489

2. Цены продажи

-15226

3. Себестоимость на рубль проданной продукции

-9622

ИТОГО ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ

-274336

4. Коммерческие расходы на рубль проданной продукции

6580

5. Управленческие расходы на рубль проданной продукции

0

ИТОГО ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ОТ ПРОДАЖ

-267756

6. Проценты к получению

-755

7. Проценты к уплате

0

8. Доходы от участия в других организациях

10

9. Прочие операционные доходы

-55757

10. Прочие операционные расходы

411336

11. Внереализационные доходы

-16294

12. Внереализационные расходы

57867

ИТОГО ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

128651

13. Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

-20829

ИТОГО ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ОТ ОБЫЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

107822

14. Чрезвычайные доходы

-10510

15. Чрезвычайные расходы

10448

ИТОГО ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода)

107760

 

Рисунок 5 – Изменение прибыли, тыс. руб.

 

Произведя расчет изменения чистой прибыли за счет влияния факторов, можно наблюдать следующее: за счет уменьшения выручка от реализации продукции происходит снижение прибыли на 264714 тыс. руб., также на снижение чистой прибыли оказали рост коммерческих расходов (6580 тыс. руб.), прочих операционных расходов (411336 тыс. руб.), внереализационных расходов (57867 тыс. руб.) и чрезвычайных расходов (10448 тыс. руб.). Но при этом наблюдается снижение доходной части, что привело к незначительному росту чистой прибыли: проценты к получению (755 тыс. руб.), прочие операционные доходы (55757 тыс. руб.), внереализационные доходы (16294 тыс. руб.), чрезвычайные доходы (10510 тыс. руб.). Все это возможно было связано с тем, что произошло либо снижение производства продукции, либо снижения ее стоимости, что впоследствии могло привести к снижению расходов на рекламу, транспортных расходов, расходы на содержание и т.д.

 

 



Анализ затрат

 

Важным признаком группировки затрат в системе финансового учета и отчетности является классификация по экономическим элементам.

Эта типовая классификация является обязательной для всех хозяйствующих субъектов независимо от их отраслевой принадлежности, организационно-правовой формы и размеров. Состав и содержание экономических элементов определены в ПБУ 10/99 «Расходы организации»:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизация;

· прочие расходы.

Анализ затрат, составляющий элемент функции контроля, помогает оценить эффективность использования всех ресурсов предприятия, выявить резервы снижения затрат на производство, собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений в области затрат.

Данный анализ затрат проведен в таблице 6.

 

 


Таблицы 6 - Анализ затрат по элементам

Статьи затрат

Предыдущий год

Отчетный год

Изменения

сумма, тыс. руб.

на рубль реализованной продукции, руб.

сумма, тыс. руб.

на рубль реализованной продукции, руб.

суммы

на рубль реализованной продукции, руб.

абсолютное, тыс. руб. темп роста, % абсолютное, тыс. руб. темп роста, %
Материальные затраты

339823,372

0,145

297086,792

0,172

-42736,580

87,424

0,027

118,661

Затраты на оплату труда

346286,626

0,148

339944,148

0,197

-6342,478

98,168

0,049

133,245

Отчисления на социальные нужды (ЕСН)

123275,932

0,053

121020,886

0,070

-2255,046

98,171

0,018

133,248

Амортизация основных средств

124562,000

0,053

86309,000

0,050

-38253,000

69,290

-0,003

94,048

Прочие затраты

350538,486

0,150

313161,392

0,182

-37377,094

89,337

0,032

121,258

Итого затрат

1284486,416

0,549

1157522,218

0,671

-126964,198

90,116

0,122

122,315

 


По приведенным в таблице расчетам можно наблюдать снижение общей суммы затрат на 126964,198 тыс. руб. (уменьшились на 9,884%). Это связано со снижением всех статей затрат: материальные затраты – 42736,580 тыс. руб. (12,576%), затраты на оплату труда – 6342,478 тыс. руб. (1,832%) и как следствие снизились и сами отчисления на социальные нужда на 38253 тыс. руб. (30,71%).

Это отклонение может быть связано вследствие изменения следующих факторов:

- не выдержаны запланированные объемы производства (вследствие изменения спроса на различные виды продукции или из-за различных трудностей, связанных с ее производством - недостатком мощностей, нехваткой оборотного капитала и т. п.);

- изменились цены на потребляемые ресурсы (в условиях нестабильности рынка, чем глубже общеэкономический кризис, тем сложнее прогнозировать цены);

- другие.

Следующим этапом является факторный анализ затрат методом цепных подстановок. Все расчеты приведены в таблице 7.

 

 


Таблица 7 - Факторный анализ затрат на производство продукции

Показатели

Предыдущий год

Отчетный год

Предыдущий год в пересчете на объем продукции отчетного года

Отчетный год в пересчете на объем продукции предыдущего года

Изменения, тыс. руб.

всего

на единицу продукции, тыс. руб.

всего

на единицу продукции, тыс. руб.

всего

на единицу продукции, тыс. руб.

всего

на единицу продукции, тыс. руб.

общее

в том числе за счет

объема продукции

цен на ресурсы

других факторов

всего на единицу продукции всего на единицу продукции всего на единицу продукции всего на единицу продукции
1. Реализованная продукция в натуральном выражении 10010 - 7655 - 7655 - 6959,09

-

-2355

-

-

-

-

-

-

-

2. Производственная себестоимость реализованной продукции 1284482 128,32 955965 124,88 982288,68 128,32 869059,09

124,88

-328517

-3,44

-302193,32

0,00

86905,91

0,00

-113229,59

-3,44

3. В том числе:              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переменные затраты 817676,2 81,69 599120,19 78,27 625305,83 81,69 544654,72

78,27

-218556,01

-3,42

-192370,37

0,00

54465,47

0,00

-80651,11

-3,42

Прямые постоянные затраты 134939 13,48 88231 11,53 103192,61 13,48 80210,00

11,53

-46708

-1,95

-31746,39

0,00

8021,00

0,00

-22982,61

-1,95

Косвенные постоянные затраты 331858 33,15 261528 34,16 253783,52 33,15 237752,73

34,16

-70330

1,01

-78074,48

0,00

23775,27

0,00

-16030,79

1,01

 

 


Рисунок 7 – Общее изменение затрат

Проводя факторный анализ затрат наблюдается снижение не только всех расходов и затрат, но и сокращение объема реализованной продукции на 2355 т в общем изменении. Но при это если рассматривать изменение затрат за счет цены, то все показатели увеличиваются (себестоимость на 86905,91 тыс. руб., прямые постоянные затраты на 8021 тыс. руб., переменные расходы на 54465,47 тыс. руб. и косвенные постоянные расходы на 23775,27 тыс. руб.), в отличие от объема продукции, где все показатели сокращаются в своем значении (себестоимость на 302193,32 тыс. руб., переменные расходы на 192370,37 тыс. руб., прямые постоянные и косвенные на 31746,39 тыс. руб. и 78074,48 тыс. руб. соответственно).

 





Маржинальный анализ

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, — и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности пред- приятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль (валовая маржа, маржа покрытия) — это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

Проведем маржинальный анализ показателей хозяйственной деятельности анализируемого предприятия. Результаты расчетов представлены в таблице 8.

Таблица 8  – Маржинальный анализ

 

Показатели Условное обозначение Алгоритм расчета прошлый период отчетный период Изменение
1. Маржинальный доход МД МД=ВРП - РV 2529844,34 2107644,05 -422200,29
2. Коэффициент маржинального дохода Кмд Кмд = МД / ВРП 1,081 1,222 0,141
3. Порог рентабельности : ПР        
3.1. Порог рентабельности классический ПРк ПРк = FS / Кмд 431984,300 292032,993 -139951,307
3.2. Порог рентабельности минимальный ПРмин ПРмин = (FS – Ао) / МД 0,135 0,128 -0,007
4. Порог безубыточности ПБУ ПБУ = FSпр / Кмд 124874,207 72206,036 -52668,170
5. Период, с которого будут покрываться прямые постоянные затраты Тпбу Тпбу = ПБУ/ВРП*12 0,640 0,502 -0,138
6. Период, с которого товар будет участвовать в получении прибыли Тпр

Тпр = ПРк/ВРП*12

2,214

2,032

-0,182
7. Запас финансовой прочности ЗФП

ЗФП = ВРП - ПРк

1909164,700

1432810,007

-476354,693
8. Запас финансовой устойчивости ЗФУ

ЗФУ = ЗФП/ВРП*100

81,548

83,069

1,521
9. Сила воздействия операционного рычага СВОР

СВОР = МД/П

2,394

2,716

0,322
10. Масса прибыли Мпр.

Мпр. = ЗФП * Кмд

2063042,34

1750799,05

-312243,29

 

В результате проведенных расчетов можно сделать вывод о том, что в отчетном году наблюдается снижение порога рентабельности на 139951,307 тыс. руб. В такой ситуации предприятию следовало бы реализовать в отчетном периоде продукцию на сумму 292032,993 тыс. руб., чтобы покрыть все расходы. Фактически выручка составила 1724843 тыс. руб., что выше порогового значения на 1432810,007 тыс. руб. Это и есть зона безубыточности, т.е. запас финансовой прочности предприятия. На предприятии за анализируемый период наблюдается уменьшение ЗФП. Однако запас финансовой прочности по-прежнему достаточно высок, что является благоприятным фактором.

За год СВОР увеличился на 0,322 , что свидетельствует об увеличении степени предпринимательского риска. Поскольку СВОР указывает на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки. Таким образом, при увеличении выручки в отчетном году на 1 % прибыль изменяется на 2,716%.

В отчетном году запас финансовой устойчивости вырос на 1,521 %, так как доля постоянных затрат в себестоимости значительно снизилась, поэтому выручка в отчетном году могла уменьшиться на 83,069.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...