Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание образования в современной дидактике. Сущность, основные факторы влияния на его развитие. Содержание образования в дошкольной образовательной организации.
Содержание образования — система научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся и которые способствуют развитию их умственных и творческих способностей, формированию мировоззрения. Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как "совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы" (Педагогический словарь, 1960). Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Знания, конечно, важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное содержание образования имеет безусловное значение. Оно способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой Факторы, влияющие на содержание образования: · потребности общества; Еще в XIX в., например, в большинстве стран мира образование ограничивалось лишь изучением начатков счета, письма и чтения. Но с развитием технических основ производства, науки и духовной жизни общества требования к содержанию школьного образования возрастали. Под влиянием этого стал расширяться объем и повышаться уровень естественно - математических знаний, усваиваемых в школе, более основательно стали изучаться предметы гуманитарного цикла — языки, литература, история и др. В связи с развитием производства уровень требований к общенаучной, технической и профессиональной подготовке молодежи непрерывно повышается, и в настоящее время почти во всех странах мира не прекращаются поиски путей совершенствования содержания образования. · развитие науки и техники; Развитие науки и техники сопровождается разработкой новых теоретических идей, усовершенствованиями в технике. Изменения в содержании образования произошли, например, с развитием молекулярной биологии и генетики, разработкой теории реактивного движения, расщеплением атомного ядра, получением и использованием новых химических веществ, широким внедрение во все сферы производства вычислительной техники и микроэлектроники. · политика государства; · методологические позиции ученых. Содержание дошкольного образования Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС ДОО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Объект, предмет, задачи, основные категории педагогики как науки. Методы психолого-педагогических исследований. Инфраструктура педагогической науки. Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе. Объект педагогики - явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Задачи педагогики как науки: 1.Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности. 2.Вскрытие закономерностей в области обучения, воспитания, образования, управления образовательными системами. 3.Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. 4.Внедрение результатов педагогических исследований в практику. 5.Разработка новых технологий, методов, средств, форм обучения, воспитания, управления образовательными структурами 6.Прогнозирование развития образования. Категориальный аппарат. К основным категориям педагогики относят: образование, воспитание, обучение, развитие. Образование рассматривают, с одной стороны, как общечеловеческую ценность и как социальное явление, выполняющее во все эпохи с учетом потребностей общества функцию подготовки подрастающего поколения к жизни средствами массовой информации и культуры, общественными организациями, церковь, школой, семьей, всем общественным устройством. С другой стороны, образование рассматривают как специально организованный, управляемый педагогический процесс формирования и развития личности, осуществляемый общественными организациями, учебно-воспитательными учреждениями и семьей. Он включает как овладение необходимыми в жизни и деятельности знаниями, умениями и навыками, так и постоянное их обновление и пополнение в учреждениях по повышению квалификации и путем самообразования. Таким образом, образование как социальное явление– это система, функцией которой является обучение и воспитание человека, ориентированные на овладение личностью определенными знаниями, умениями, навыками, нравственными ценностями, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества и уровнем его материально-технического развития. Образование как педагогический процесс –это процесс и результат освоения в условиях образовательного учреждения, а также в результате самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций. Воспитание в широком педагогом смысле– это целенаправленный, специально организованный процесс по формированию личности. Исторически сложилось стремление общества на разных этапах его развития к многостороннему развитию личности – умственному, нравственному, трудовому, физическому и эстетическому. Воспитание в узком педагогическом смысле –это процесс и результат воспитательной работы, направленной на формирование определенных качеств личности. Обучение –это специально организованный, целенаправленный двустронний процесс взаимодействия педагога и учащихся по руководством учителя, направленный на передачу и активное усвоение учениками знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Развитие –это естественный, сложный, противоречивый процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов. Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач. Это разнообразные инструменты проникновения ученого в глубину исследуемых объектов. Чем богаче арсенал методов той или иной науки, тем выше успехи деятельности ученых. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 624. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |