Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В чём символика «сказочных» деталей в романе «Обломов»: халат Обломова, ветка сирени.




В романе «Обломов» Гончаров поставил цель – написать историю жизни одного человека, раскрыть причини «лихой болести». Большую роль в достижении этой цели играют описания. Гончаров психолог-рисовальщик, он мастерски описывает пейзажи, интерьеры, в портрете – позы, выражение лица. Описаний в романе больше, чем авторских рассуждений.

Предметно-бытовые детали, разнообразные запахи, вкусы, цвета и звуки в романе символичны. Например, халат Обломова, потёртый, засаленный, и кафтан, с вечной прорехой у Захара, – очень яркая характеристика. Захара похож на своего хозяина. Штольц говорит, что в Захаре больше обломовского, чем в самом Обломове. Халат Обломова становится неотъемлемой деталью характеристики на протяжении всего романа.

Тапочки у дивана – предмет удобной жизни героя. Для него важно, чтобы он всегда стояли на одном месте и ноги автоматически в них попадали. «Его туфли длинные, мягкие, широкие. Когда хозяин не глядя опускал с постели на пол, он непременно попадал в них сразу»

Диван – эта деталь в интерьере квартиры Обломова важна. Без дивана Илья Ильич жить не может: на нём ему спокойно, удобно. Диван и халат оберегают его и защищают его от внешнего мира, забот и тревог. Символические образы –туфли, диван и халат – характеризуют и внутренний мир героя. Верна его привычка к покойной обломовской жизни, привязанность к бытовым вещам, зависимость от них.

Большой смысл вкладывает Гончаров в символический образ- ветку сирени. Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым. Это был намёк на возможность счастья. На следующую встречу (вечером) Обломов пришёл с этой веткой в руке. Он воспринимал её как символ активной жизни. Эта ветка сирени несколько раз появлялась в руке то Ольги то Обломова. Они сами воспринимали её как символ надежды и любви. И когда Ольга и Обломов расстались, то Илья Ильич вспоминает о ветке сирени горько и мучительно. И этот символ появляется в конце романа, когда автор пишет, что над могилой безмятежно дремлет сирень.

Отношение автора к позиции Базарова. Критики о Базарове.

И.С. Тургенев по свои убеждениям либерал, противник революции. Отдавая должное личным качествам революционеров, он не верит в их дело, не может и не хочет звать читателей следовать за ними. И пытается в романе «Отцы и дети» доказать безнадёжность их пути.

Сам Тургенев двойственно воспринимал созданный им образ. Он писал : «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю. Ибо я не знаю люблю ли я его или ненавижу». В заметке по поводу «Отцов и детей» он пишет, Базаров моё любимое детище….это самая симпатичная изо всех моих фигур.

Свой рома Тургенев посвящает памяти В.Г. Белинского, в котором он видел умного честного человека, борца с несправедливо устроенным обществом, но не разделял его революционных взглядов. Тургенев считал, что звать Русь к топору преждевременно. Вот с этих позиций он оценивает и своего героя: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обречённая на погибель – потому, что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего.

Симпатии автора к Базарову видны в содержании всего романа: в спорах с Павлом с Павлом Петровичем, в сцене дуэли Тургенев на стороне Базарова. Автор не согласен со своим героем, когда тот отрицает искусство, любовь, когда утверждает что всё надо ломать чтобы место расчистить, а уж потом строить. Но в романе нет резких осуждений Базарова., он никогда не бывает смешон. Слаб, даже в последней сцене перед смертью Базаров не теряет присутствие духа. Изменились некоторые его взгляды: по-другому он понимает в женщине, к родителям, по-другому оценивает своё место в жизни, то Тургенев не осуждает его, а глубоко симпатизирует ему. Современники высоко оценили образ Базарова, правильно поняли отношение Тургенева к своему герою. Мне кажется, это очень точно выразил Писарев сказав: «Умереть так, как умер Базаров - всё равно, что сделать великий подвиг».

Базаров умер, не оставив последователей, в романе он одинок. Таким, образом, талантливый писатель Тургенев в образе Базарова раскрыл прекрасные качества новых людей: мужество, волю, готовность к действию, глубину чувств, ум, образованность, но либерал по взглядам, он сказал что время Базаровых ещё не пришло.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 976.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...