Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Любовь в жизни Базарова и её влияние на взгляды героя.




Роман «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году и сразу же привлёк к себе внимание и вызвал много споров.

Главный герой романа - Евгений Базаров. Он – нигилист. Он отрицает по­эзию, любовь, музыку, искусство, природу. На взгляды нигилиста Базарова большое влияние оказала встреча с Анной Сергеевной Одинцовой. Первая встреча Базарова с Одинцовой произошла на губернском балу.

Базаров сразу обратил внимание на Одинцову, но он скрывает свой интерес под циничной фразой: "Это что за фигура? На ос­тальных баб не похожа". В разговоре с Аркадием Базаров продолжает давать Одинцовой циничные характеристики: «кто бы она ни была - ­просто ли губернская львица или «эмансипе» вроде Кукшиной, только у ней такие плечи, таких я не видывал давно"; «посмотрим, К какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа", «этакое богатое тело. Хоть сейчас в анатомический театр", "баба с мозгом". Но вместе с тем, знакомясь с Одинцовой, он смущается, теряется, что совершенно не свойственно Базарову, Ему становится досадно на себя: «Вот тебе раз! бабы испугался!", но стараясь не выдать своё волнение, ведёт себя вызывающе, разваливается в кресле, говорит развязно.

Базаров, который отрицал любовь, после бесед и близкого знакомства с Одинцовой, полюбил её.

Первым перемены в Базарове замечает Аркадий. Базаров перестаёт говорить с Аркадием об Одинцовой, бранить ее «аристокра­тические замашки", он гораздо меньше прежнего беседовал с Аркадием, "он как будто избегал, как будто стыдился его".

Причиной перемен стала любовь к Одинцовой. Чувство, «над которым он раньше смеялся, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни. «Нравится тебе женщина, - говорил он, - старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась". Одинцова ему нравилась, он скоро понял, что с ней "не добьешься толку", а отвернуться от нее он, к своему удивлению, не имел сил: "кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней". В разговорах с Одинцовой Базаров еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе.

Он признаётся Одинцовой: «Люблю вас, глупо, безумно». Спокойный, циничный Базаров мучается и страдает. Но Одинцова не ответила на его пылкую страсть. Для неё оказалось важнее своё душевное спокойствие. Умный Базаров понимал, что Одинцова его не любит. Он говорил: «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете: вот в чём ваше несчастье»

Любовь к Одинцовой стала переломным этапом в жизни Базарова. Трагедия её не только в том, что она осталась безответной, но и в том, что это сильное чувство заставило Базарова о многом передумать. После отъезда Анна Сергеевны, Базаров начинает говорить на необычные для себя темы: о смерти, о смысле жизни, о том, что человек – это песчинка. Атом во власти природы.

В любви к Одинцовой, в способности страстно и сильно полюбить, раскрываются новые, на мой взгляд, сильные стороны Базарова. В предсмертные минуты он хочет видеть Одинцову. Приезд любимой взволновал Евгения. Он любуется Одинцовой. Восхищается ею. Базаров, который был равнодушен к красоте, к изяществу в последние минуты своей жизни охвачен прекрасным чувством любви, с которым уже не считает нужным бороться. «Ну, спасибо,…Это по-царски. Говорят цари тоже посещают умирающих». Базаров, который величал женщину не иначе, как «бабой» в предсмертные минуты говорит Одинцовой: «Какая вы славная! И теперь вот стоите такая красивая…Великодушная».

Любовь делает Базарова романтиком. Необычно слышать из его уст такие слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Это метафора, мне кажется, возвышает Базарова.

Любовь между Базаровым и Одинцовой не могла быть взаимной. Они слишком сильные и разные натуры. Но это чувство раскрыло в Базарове прекрасные человеческие качества.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 934.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...