Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нравственные муки Раскольникова (сомнение перед убийством, признание Раскольникова Соне, переоценка «идеи» Раскольникова).




Достоевский – это замечательный писатель-психолог. В романе «Преступление и наказание» он раскрывает сложные человеческие характеры, мучительную борьбу главного героя с самим собой и внешними условиями. "Изуродованный нищетой" и несправедливостью, Раскольников постоянно размышляет над своей жизнью. Он умен, и его постоянно мучают веяные вопросы: почему одни, добрые, умные, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, подлые, ничтожные, глупые, живут в довольстве и роскоши? Как это изменить?

В ходе своих размышлений молодой человек приходит к выводу, что все человечество делится на две категории: обыкновенных людей, или "тварей дрожащих", и на сверхлюдей, которым все дозволено, которые, двигаясь к цели, не выбирают средств, готовы пойти даже на преступление, как, например, Наполеон. Причислив себя ко второй категории, Родион Раскольников решает убить старуху-процентщицу "глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку", а взяв ее деньги, помочь любимым матери и сестре, заплатить за учебу, помочь бедным и вообще загладить свое "крохотное преступленьице" множеством добрых дел.

Размышления Раскольникова о возможности убийства, стремление доказать, что он право имеет толкают его на претсупление. И помогают в этом и внешние обстоятельства. В трактире он слышит разговор 2 людей о том, что жизнь бедной старухи не кому не нужна , а её деньги могут помочь многим людям. Легко он нашёл топор, с которым пошёл на убийство, сумел быстро и легко приспособить под полой своей изодранной одежонки. Не трудно ему было и войти в дом к старухе. То есть всё складывалось как бы удачно. Решил, обдумал, пошёл, убил. Всё случилось быстро. И в романе об этом Достоевский говорит всего в первой части. Задумка исполнена, и вот тут начинается самое страшное: мучение, раскаяние, страдание, болезнь. То есть наказание за преступление. Вернувшись домой, Раскольников на несколько дней впадает в беспамятство, а придя в себя, обнаруживает, что уже не может жить по-прежнему. Он чувствует, что, словно "ножницами, отрезал себя от всего и всех". Пролитая кровь отгородила его от остальных людей. Стремясь помочь матери и сестре, он шел на преступление, а теперь ему трудно с ними разговаривать, страшно смотреть им в глаза. "Мертвенный холод" в душе становится для Раскольникова страшной расплатой за убийство.

Мучительно раздумывает Раскольников над тем, что он совершил. Поначалу он тратит все свои душевные силы на то, чтобы оправдать своё преступление хотя бы в собственных глазах, но чувство вины становится всё мучительнее. Он впадает в беспамятство. И в бреду говорит о своём преступлении. Чувство вины заставляет его совершать необдуманные поступки. Так у него желание раскаяться, признаться во всём: «Войду, стану на колено и всё расскажу». Вскоре после этого он затевает странный разговор с попутчиком Замётовым, рассуждает о том как следует прятать награбленное. И вдруг задаёт такой вопрос : «А что если это я убил старуху и Елизавету?». Он возвращается в дом старухи-процентщицы сам даже не осознавая и непонимая зачем он это делает. Душевные муки всё больше терзают Раскольникова, он понимает, что не может больше общаться с людьми. Его тяготит общение с Разумихиным, он чувствует, что почти ненавидит мать и сестру, что жить как раньше не сможет уже никогда. Итогом его нравственной пытки становится отчаяние: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»

 Однако именно люди – любящие мать и сестра, верный Разумихин, Соня Мармеладова – помогают Раскольникову выйти из нравственного тупика. Благодаря любви, состраданию, заботе близких, Раскольников начинает понимать зло и бессмысленность своей теории. С этого момента начинается нравственное пробуждение героя. Он сознаётся в своём преступлении и его ссылают на каторгу.

Страдания, перенесенные Раскольниковым в далекой Сибири, становятся для него очищающими, поскольку главный внутренний, духовный суд он уже совершил над собой сам. Но окончательно Раскольников освободился от пут своей теории только тогда, когда полюбил другого человека, готового разделять его печали, радости, муки и торжество: "они оба были бледны и худы, но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь". И мы понимаем, что своим состраданием и любовью Соня спасла сильного, умного, но заблудившегося человека.

Идея, которую проповедует Достоевский в романе “Преступление и наказание”, в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло. Достоевский был против насилия, и своим романом он спорит с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему счастью — “призвать Русь к топору”.

Билет №23










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 3327.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...