Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лечебно-охранительный режим




Лечебно-охранительный режим— совокупность внутрибольничных мероприятий, направленных на обеспечение больным физического и эмоционального покоя, а также ограждение от тех факторов внешней среды, которые могут отрицательно влиять на течение заболевания. В первую очередь, это предусматривает доброжелательное отношение к пациенту; по возможности, ограждение ребенка от отрицательных эмоций; четкое соблюдение рационального (с учетом возраста и состояния больного) внутрибольничного режима дня — правильного по времени и последовательности чередования активной деятельности, сна, приема пищи, а также проведения лечебных и диагностических процедур. Исключаются громкие разговоры, шум. Проведение уборки помещений возможно только после пробуждения больного.

В зависимости от тяжести заболевания и состояния больного, активная деятельность ребенка может быть ограничена педиатром назначением постельного или полупостельного режимов.

Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим

Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим —комплекс мероприятий, направленных на профилактику внутрибольничных инфекций, охрану труда медицинского персонала, обслуживающего инфекционных больных и недопущение распространения инфекции, как в учреждении, так и за его пределами.

Основными правилами этих мероприятий являются:

· учет сведений о контакте ребенка с инфекционными заболеваниями, которые должны быть указаны в направлении на госпитализацию; и, кроме того, вновь уточняются врачом ДПО при сборе эпидемиологического анамнеза: наличие контакта с инфекционными больными, нарушений стула, выезда больного за пределы места жительства за последние 3 недели (срок инкубационного периода большинства инфекционных заболеваний);

· тщательный осмотр больного в приемном отделении для контроля его санитарно-гигиенического состояния, а также для исключения инфекционной патологии, даже при не отягощенном эпидемиологическом анамнезе;

· изоляция больных, подозрительных (или контактных) на инфекционное заболевание в бокс (или боксированное отделение);

· соблюдение объема медицинского обследования персонала.

При приеме на работу необходимы заключения:

· врача-терапевта (справка из противотуберкулезного диспансера, флюорография органов грудной клетки, исследования кала на патогенную кишечную флору и гельминты — обязательны). Привлечение по медицинским показаниям врачей узкой специализации (невропатолога, офтальмолога, отоларинголога, хирурга и т.д.) определяется врачом терапевтом.

· дерматовенеролога, гинеколога включая серологическое исследование крови на реакцию Вассермана, форму 50 (СПИД), мазки на GN.

Обследование родителей, находящихся в стационаре по уходу за больным ребенком предусматривает проведение флюорографии органов грудной клетки и бактериологическое исследование кала для исключения кишечных инфекций.

Дезинфекция

Одно из главных противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения возбудителей болезней и их уничтожение.

Виды дезинфекции

I. Профилактическая— комплекс мероприятий для предотвращения накопления и распространения возбудителей заболевания.

Способы:

· проветривание палат — 4 раза в день (по графику);

· кварцевание палат — 2 раза в день по 15 минут (по графику);

· вытряхивание на свежем воздухе, или обработка пылесосом мягких вещей (матрацы, одеяла, портьеры и т.д.);

· протирание — не менее 2-х раз в день (в инфекционных отделениях — 4 раза в день) пола, окон, мебели, игрушек специально приготовленными дезинфекционными растворами (см. ниже);

· кипячение (например, питьевой воды).

·  соблюдение правил гигиены медперсоналом, а именно — ношение медицинского халата и головного убора, закрывающего волосы (шапочка, косынка); сменной, легко дезинфицируемой кожаной обуви; короткую стрижку ногтей; мытье рук с мылом; а для сотрудников, занимающихся хирургическими манипуляциями — запрещение ношения часов, колец, лака на ногтях. Маски, изготовленные из 4-х слоев марли, меняются каждые 4 часа работы, после чего складываются в отдельную, промаркированную емкость, кипятятся и проглаживаются утюгом. Одноразовые маски, по истечении 4 часов работы уничтожаются (выбрасываются, сжигаются).

· соблюдение правил личной гигиены пациентами больницы

· соблюдение правил приготовления и выдачи пищи медперсоналом. Пища готовится только на пищеблоке. После доставки в отделение, ее можно сохранять до выдачи в специально отведенной комнате не более 2-х часов. Выдача порций пищи в столовую проводится через специальное окно.

· соблюдение правил обработки использованной после еды посуды

Дезинфекция, проводимая в эпидемическом очаге:

II. Текущая дезинфекциякомплекс мероприятий для уменьшения инфицирования всего помещения в очаге инфекции в присутствии больного с применением химических методов (использование жидких дезинфекционных растворов); а также физических (кипячение); и механических (стирка, удаление пыли и грязи влажной тряпкой).

Текущая дезинфекция включает в себя:

· ежедневную влажную уборку помещения, а также обработку мебели и оборудования палаты с применением рабочих дезинфицирующих растворов с последующим обеззараживанием уборочного инвентаря.

· генеральную уборку  1 раз в неделю: мытье стен и оборудования помещения, где находится инфекционный больной 0,5% щелочным раствором, с последующим нанесением дезинфектанта (в концентрации и экспозицией, предусмотренной инструкцией), мытьем водой, проветриванием и кварцеванием в течение 2 часов.

· проветривание помещения( не менее 4-х раз в сутки), а также ультрафиолетовое облучение (кварцевание) не менее 2-х раз в день по 15 минут, проводимые по графику.

· дезинфекцию игрушек: замачивание в маркированном эмалированном тазу (баке) с рабочим дезинфицирующим раствором согласно инструкции (мягкие игрушки использоваться в стационаре не должны), с последующим тщательным мытьем и прополаскиванием в проточной воде.

· дезинфекцию столовой посуды:а)мытье в горячей воде с мылом, а затем — помещение в сухожаровые шкафы (t — 1200С) на 45 минут; б) замачивание в рабочем дезинфицирующем растворе (концентрация, время экспозиции — согласно инструкции) с последующим мытьем горячей водой с мылом, ополаскиванием и сушкой в перевернутом виде. Ветошь после мытья посуды стирают, погружают в дезинфицирующий раствор на 1 час, выполаскивают, кипятят и сушат.

· обработку бутылочек для искусственного вскармливания (мытье теплой водой с ершиком, затем — стерилизация в сухожаровом шкафу при температуре 160–1800С в течение 50–60 минут (в домашних условиях допускается кипячение 15–20 минут). Чистые бутылочки хранятся в закрытом, металлическом ящике с маркировкой «чистые бутылочки», горлышком вниз, в специально отведенном помещении.

· обработку загрязненных сосок (замачивание в 2% содовом растворе на 15 минут, с последующим промыванием теплой проточной водой, выворачиванием «наизнанку» и кипячением в чистой воде в течение 15 минут). Обработанные соски хранятся в сухом виде в закрытой посуде с маркировкой «чистые соски».

Дезинфекцию нательного и постельного белья больного, которое в отделении сначала складывается в промаркированные баки с педальным устройством или ведра с крышками, с вложенными туда клеенчатыми мешками, находящиеся в санитарных комнатах с вытяжной вентиляцией. Отсюда, в клеенчатых мешках, грязное белье доставляется в прачечную, где подвергается замачиванию в предназначенных для этой цели дезинфекционных растворах на 30–120 минут (экспозиция определяется видом используемого препарата, характером инфекции, степенью загрязненности белья) с последующей стиркой и кипячением. При невозможности проведения такой обработки (например, для верхней одежды), проводится обеззараживание в дезинфекционной камере.

Дезинфекцию горшков и суден, которые сначала ополаскивают в санитарной комнате горячей водой, потом погружают в специально отведенные для этой цели, промаркированные емкости с рабочим дезинфицирующим раствором (концентрация и время экспозиции — согласно инструкции для применяемого дезинфицирующего препарата с учетом характера инфекции) с последующим ополаскиванием.

Обработку шпателей, которые замачиваются в рабочем дезинфицирующем растворе на 60 минут, после чего металлические шпателя тщательно моют, прополаскивают в проточной, потом — дистиллированной воде и направляют в центральное стерилизационное отделение, а разовые, деревянные — складывают в емкости для мусора и отправляют на сжигание. Аналогично обработке металлических шпателей проводят обеззараживание стеклянных наконечников пипеток.

Медицинские термометры после использования замачиваются в соответствующем рабочем дезинфицирующем растворе («для изделий медицинского назначения») на 60 минут, после чего прополаскиваются проточной водой, насухо вытираются и хранятся в сухой, промаркированной емкости («чистые термометры»).

Резиновые и. пластмассовые изделия (газоотводные трубки, катетеры, резиновые баллоны и наконечники для клизм, желудочные зонды и т.д.) после использования сразу погружаются в рабочий дезинфицирующий раствор (для изделий медицинского назначения) на 1 час, после чего тщательно моются в «моющем растворе» (смесь пергидроля, моющего средства типа «Лотос» или «Прогресс» и питьевой воды), прополаскиваются в проточной воде, просушиваются, упаковываются в 2-х слойную бязь и помещаются в сухожаровой шкаф (при 1,1 атм., t — 1200С на 45 минут). В последующем, эти изделия хранят в сухом виде в промаркированных емкостях с крышкой.

III. Заключительная дезинфекцияполное удаление возбудителей заболевания в течение 6 часов (в сельской местности — 12 часов) после выздоровления, перевода в другой стационар или смерти инфекционного больного. Проводится аналогично «генеральной уборке». Все предметы обихода, нательное и постельное белье повергаются дезинфекции, описанной в разделе «текущая дезинфекция». Матрасы, одеяла, подушки сдаются в дезинфекционную камеру.

 Значение некоторых анатомо-физиологических особенностей детского организма при организации ухода за детьми.

Организм ребенка, особенно первых месяцев и лет жизни, во многом отличается от организма взрослого человека. Знание анатомических и физиологических особенностей детского организма является основой правильной организации ухода и приемов воспитания на протяжении всего периода детства.

Значение некоторых анатомо-физиологических особенностей детского организма при организации ухода за детьми:

· Волнообразное течение процессов роста и развития ребенка Наиболее интенсивно увеличиваются масса и длина тела в первый год жизни, в периоды первого (5—8 I лет) и второго (12—15 лет) физиологических вытяжений,что вызывает необходимость адекватного и рационального питания, учета величины учебно-психологических и физических нагрузок в зависимости от возраста ребенка.

· Нервно-психическое развитие ребенка. В течение первых 3—4 лет особенно быстро нарастает масса мозга, хотя в функциональном отношении деятельность нервной системы еще несовершенна. Вследствие этого движения новорожденного беспорядочны, некоординированны, нецеленаправленны. На протяжении всего первого года жизни происходит развитие координации движений различных мышечных групп. Совершенствование и усложнение движений продолжаются на протяжении всего детства. Своевременному формированию движений способствуют систематические занятия с детьми, правильный подбор игрушек в соответствии с возрастом ребенка. Имеют также большое значение массаж, гимнастика.

·  Кожа и слизистые оболочки ребенка очень нежные и легко ранимы. Защитная функция кожи недостаточна, так как вследствие слабого развития и легкой слущиваемости рогового слоя на коже могут образовываться микродефекты типа ссадин, являющиеся входными воротами инфекции. Поэтому медицинский работник при работе с детьми должен строго соблюдать следующие правила: 1) ногти на руках должны быть коротко подстрижены, чтобы не повредить кожу ребенка; 2) руки должны быть тщательно вымыты. В целях профилактики инфекционных заболеваний после общения с одним ребенком нужно вновь вымыть руки и лишь затем можно заниматься другим малышом; 3) все украшения необходимо с себя снять. Дыхательная функция кожи: у ребенка кожное дыхание происходит значительно интенсивнее, чем у взрослого. Поэтому для детской одежды, пеленок, постельного белья непригодны слишком плотные ткани, препятствующие дыханию через кожу. Гигиенический уход за кожей и слизистыми оболочками у детей чрезвычайно важен. Нужно постепенно приучать ребенка с малых лет самостоятельно мыть руки, умываться и т.д. Особенности кожи и слизистых оболочек определяют необходимость специально подбирать состав наружных лекарственных средств и их дозировку. Это обусловлено повышенной проницаемостью кожи, особенно у детей раннего возраста.

· Костная система. Кости у детей раннего возраста мягкие, легко деформируются. На протяжении первых 5 лет жизни происходят постоянный рост и перестройка костной ткани. По строению длинные трубчатые кости начинают походить на кости взрослого человека лишь после того, как ребенок научится устойчиво ходить. Но даже у детей школьного возраста при использовании неправильно подобранной по высоте мебели (парты, стола, стула) легко возникают нарушения осанки в виде искривления позвоночника (например, школьный кифосколиоз). Поэтому важно правильно подбирать мебель для детей различных возрастных групп. Правильное развитие костной системы зависит от характера питания, времени пребывания на открытом воздухе, характера инсоляции. С первых месяцев жизни нужно тщательно выполнять правила ухода за детьми, чтобы избежать травм. Например, когда переворачивают ребенка, следует осторожно брать его за руку (за плечо) и бедро. Запрещается поворачивать ребенка, взявшись только за ногу. Когда ребенка ведут за руку, нельзя допускать быстрых и резких движений, чтобы не вывихнуть ему руку.

· Дыхательная система (органы дыхания) с момента рождения ребенка продолжает свое развитие. Дыхание у детей значительно чаще, чем у взрослых. Это объясняется большей потребностью детей в кислороде (вследствие недоразвития альвеол в ацинусах), что достигается не увеличением глубины дыхания, а его учащением. Имеет значение и горизонтальное расположение ребер. У детей до 2 лет переднезадний и поперечный размеры грудной клетки почти одинаковые, поэтому дыхание осуществляется в основном за счет движения диафрагмы (брюшной тип дыхания). Благодаря особенностям развития языка (язык при рождении относительно большой и заполняет почти всю ротовую полость, что является приспособлением для сосания) дыхание через рот у детей затруднено. Дети дышат исключительно через нос, ходы которого узкие, а слизистая оболочка очень нежная и имеет хорошее кровоснабжение. Поэтому важное значение приобретает уход за полостями носа. Даже легкий ринит (воспаление слизистых оболочек носа) может вызвать нарушение дыхания. Важно помнить, что дыхание через нос обеспечивает очищение, увлажнение и нагревание вдыхаемого воздуха. Длительное дыхание через рот способствует более частым простудным заболеваниям и поражениям нижних отделов дыхательной системы, а это в конечном счете может привести к задержке развития ребенка. У детей младшего возраста относительно узкий просвет гортани, трахеи, бронхов, что создает определенные предпосылки для более тяжелого течения болезней органов дыхания. По этой же причине при воспалении дыхательных путей (ларингит, трахеит, бронхит), как правило, затруднено прохождение воздушной струи (обструктивный синдром), что представляет опасность для жизни. Поэтому при уходе за детьми, особенно новорожденными и первого года жизни, следует надевать марлевую маску, чтобы предохранять их от заражения и заболеваний, поскольку большинство болезней органов дыхания у детей — это вирусные или бактериальные инфекции. Для обеспечения нормального дыхания важно соблюдать принцип свободного пеленания, а также необходимо укладывать ребенка в кровать с возвышенным головным концом.

· Сердечно-сосудистая система. Небольшие размеры полостей сердца. Неравномерное увеличение полостей на протяжении периода детства. Большая частота сердечных сокращений у детей раннего возраста.Относительно небольшой объем левого желудочка при относительно большом просвете аорты и значительной эластичности стенок артерий обусловливают низкое артериальное давление, свойственное детям.

· Пищеварительная система. Полость рта невелика, слизистая оболочка рта нежная, обильно кровоснабжается. Слюноотделение до 3 мес незначительное, а в дальнейшем становится обильным. Только к году ребенок способен заглатывать всю образующуюся слюну. Первые зубы у ребенка появляются к 6 мес. В возрасте 1 года ребенок имеет 8 молочных зубов. К 2 годам ребенок имеет 20 молочных зубов. С 5 лет появляются первые большие коренные зубы (моляры), а с 6—7 лет происходит постепенная замена молочных зубов на постоянные. Обычно к 12 годам все зубы у ребенка постоянные. Лишь третьи моляры (зубы мудрости) прорезываются в более позднем возрасте. В первые месяцы жизни недопустимо протирание полости рта (можно повредить нежную слизистую оболочку). После появления молочных зубов следует приучать ребенка чистить их перед сном.

Просвет пищевода с возрастом увеличивается, что определяет диаметр зондов и эзофагогастроскопов, используемых для исследований. Желудок у детей при рождении маленький (30—35 мл). Его физиологический объем после начала кормления быстро увеличивается и к концу первого года жизни ребенка желудок вмещает 200—250 мл. Это необходимо учитывать при определении количества пищи, которое следует давать ребенку в одно кормление. У детей первых лет жизни отмечается функциональная и анатомическая недостаточность кардиального сфинктера желудка, причем формирование его завершается лишь к 8 годам. Пилорическая часть желудка, наоборот, функционально хорошо развита уже при рождении, что при относительно слабо развитой кардиальной части позволяет сравнивать желудок ребенка первых месяцев жизни с открытой бутылкой. Если учесть, что место выхода из желудка (antrum pyloricum) при горизонтальном положении ребенка расположено выше, чем дно желудка (fundus ventriculi), то становится понятна склонность детей к срыгиванию и легкому возникновению рвоты. Поэтому первые месяцы жизни после кормления ребенка держат вертикально или кладут в кровать с возвышенным головным концом (под углом 60*).

Кислотность желудочного содержимого и активность ферментов (пепсинов) при рождении низкие и после 6 мес — 1 года постепенно увеличиваются. Длина тонкой кишки относительно длины тела у детей больше, чем у взрослого человека. Это является компенсаторным приспособлением, так как вследствие низкой активности желудочных ферментов ведущую роль в процессе пищеварения выполняет тонкая кишка. Все эти особенности определяют характер пищи, которая используется для кормления детей. Толстая кишка у детей первого года жизни недоразвита, относительно короткая, что обусловливает частые дефекации. В то же время подслизистый слой прямой кишки хорошо выражен, но он слабо фиксирует слизистую оболочку, это является причиной выпадения последней при неустойчивом стуле (понос, запор) у детей раннего возраста.

К рождению ребенка поджелудочная железа анатомически уже сформирована, однако ее внешнесекреторная функция несовершенна. В соке поджелудочной железы в : яервые 3 мес активность амилазы, трипсина и липазы, участвующих в переваривании крахмала, белка и жира, низкая. В то же время эндокринная функция поджелудочной железы (выделение гормона инсулина) достаточна. После введения в рацион прикорма внешнесекреторная функция достигает величин, свойственных взрослому человеку.

Печень у новорожденного большая и занимает все правое, а также левое подреберье. Нижний край ее можно прощупать у детей до 7 лет. Функции печени у ребенка еще несовершенны, особенно барьерная — детоксикационная, обеспечивающая нейтрализацию токсичных продуктов как в процессе обмена веществ, так и при всасывании их из кишечника. Этим объясняется частое развитие токсикозов при различных заболеваниях. Желчи у новорожденных вырабатывается мало, что ограничивает усвоение жиров, поэтому с испражнениями (калом) ребенок выделяет относительно большое их количество (стеаторея). С возрастом секреция желчных кислот нарастает.

· Мочевыделительная система. Почки к рождению еще не полностью развиты. Поэтому у детей первых 2—3 лет жизни процессы фильтрации протекают на более низком уровне, что следует учитывать при выборе водного режима. При перегрузке водой легко возникает задержка жидкости в организме. Снижена также концентрационная способность почек: моча у детей первого года жизни имеет низкую относительную плотность. Повышена проницаемость клубочков, что проявляется возникновением глюкозурии (наличие глюкозы в моче), протеинурии (наличие белка в моче) и даже появлением в моче форменных элементов крови (эритроцитов и лейкоцитов). В то же время почки плохо выводят из организма ионы натрия, поэтому необходимо ограничивать количество поваренной соли. Постепенно к 2-летнему возрасту основные показатели, характеризующие функциональное состояние почек, начинают приближаться к таковым взрослого человека. Мочевые пути к рождению ребенка сформированы полностью, но их нежная слизистая оболочка легко воспаляется при попадании патогенных микроорганизмов. Гигиенические навыки ребенка становятся важнейшими элементами, предупреждающими развитие воспаления мочевыводящих путей. Особенно это касается девочек, которых следует приучать к систематическому уходу за гениталиями (подмывание после каждого акта дефекации).

Число мочеиспусканий у детей первого года жизни составляет 10—20 раз в сутки,у детей 2—3 лет — 8—10 раз в сутки, у детей школьного возраста — 5—7 раз в сутки. Количество выделяемой мочи зависит главным образом от количества выпитой жидкости.

· Периферическая кровь. Сразу после рождения кровь характеризуется повышенным содержанием гемоглобина и эритроцитов; их количество в первые дни после рождения снижается и цифры стабилизируются. Гемоглобин и количество эритроцитов соответственно на уровне 125—135 г/л и 4—5 х 1012/л. Для поддержания такого количества гемоглобина и эритроцитов на постоянном уровне большое значение имеет характер питания, нарушение которого нередко служит причиной развития железодефицитной анемии.

Общее число лейкоцитов у детей относительно постоянно. Резкие изменения претерпевает процентное соотношение отдельных форм лейкоцитов крови (лейкоцитарная формула), что связано в основном со становлением иммунной системы. После рождения почти 2/з лейкоцитов представлены нейтрофилами, число нейтрофилов постепенно снижается, а содержание лимфоцитов нарастает и к 5-му дню их число становится примерно одинаковым. После 5-го дня продолжается снижение уровня нейтрофилов и увеличение числа лимфоцитов, которые после 10-го дня жизни и до конца первого года составляют более половины всех форменных элементов крови. На втором году вновь наблюдается постепенное повышение числа нейтрофилов при снижении числа лимфоцитов. В 5 лет их содержание становится одинаковым, а в последующие годы продолжает нарастать число нейтрофилов. Клеточный состав крови меняется также при различных заболеваниях.

 Этика и деонтология медицинского работника при уходе за детьми.

Этика (лат. ethica от греческого слова, которое означает обычай) — это нормы поведения, совокупность моральных правил определенной социальной группы.

 Деонтология (deontos (греч.) — должное, надлежащее) — это профессиональная этика медицинских работников, принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение качества лечения.

Первым основные морально-этические правила врача сформулировал еще Гиппократ в известной Вам знаменитой «Клятве».

 Долг медицинского работника — оказать помощь больному на самом высоком профессиональном уровне и, никогда, ни при каких обстоятельствах не участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей. Медицинские работники не должны вести разговоры на профессиональные темы в присутствии больных. Медсестра, грамотно выполняя врачебные назначения не должна давать никакой лишней информации больному или его родственникам ни о состоянии больного, ни о недостатках, которые могут возникать в процессе ухода и лечения.

Взаимоотношения между медицинскими работниками предусматривают взаимоуважение и взаимопомощь при соблюдении субординации (подчинение младшего по должности более старшему): младшая медсестра → постовая медсестра → процедурная сестра → старшая медсестра → врач — заведующий отделением → заместитель главного врача по лечебной части → главный врач.

 Обязанности младшего и среднего медицинского персонала.

Основные функциональные обязанности младшего медицинского персонала:

· Обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенического режима на отделении (влажная уборка палат, кабинетов, коридоров, мест общего пользования, контроль за санитарным состоянием прикроватных тумбочек, сменой нательного и постельного белья, проведение санитарной обработки больного).

· Обеспечение надлежащего ухода за больным ребенком: ежедневного туалета и ухода за кожей (в том числе подмывание, пеленание; профилактика пролежней); проведение гигиенических ванн, подача горшка (судна) с их последующей дезинфекцией; уход за волосами, ушными раковинами, глазами, ногтями больных. Участие в кормлении детей.

· Осуществлять переноску и транспортировку больных в стенах стационара.

Основные функциональные обязанности постовой медицинской сестры:

· Осуществлять прием вновь поступивших больных, проверять качество санитарной обработки, помещать пациента в соответствующую палату. Знакомить вновь прибывших больных с правилами внутреннего распорядка, режима дня, правилами личной гигиены.

· Обеспечивать уход за детьми, в том числе, за грудными и тяжелобольными в закрепленных палатах.

· Контролировать режим питания, соблюдение лечебных диет и правила хранения передач; проводить кормление детей, находящихся без матери или тяжелобольных с фиксацией в истории болезни объема фактически съеденной пищи и выпитой жидкости. Согласно врачебным назначениям, составлять ежедневные порционные требования на пищеблок (с суммарным учетом количества «физиологических» и «лечебных» столов на посту) с последующей передачей их старшей медицинской сестре, которая суммирует количество диет в отделении и, после визирования порционника заведующей отделением, передает его на главную кухню.

· Обеспечивать выполнение на посту лечебно-охранительного, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима (см. выше).

· Четко выполнять все врачебные назначения (режимные, лечебные, по обследованию) и медицинские манипуляции, разрешенные для выполнения средним медицинским персоналом.

· Проводить термометрию 2 раза в день в подмышечной впадине (по назначению врача — в других местах и в другое время) с записью результатов в температурном листе. При необходимости — следить за основными функциональными показателями жизнедеятельности (контроль частоты дыхания, пульса, дефекации, диуреза и т.д.) с фиксированием этих данных в истории болезни. Проводить взвешивание детей (грудных — ежедневно, старше года — не менее 1 раза в неделю) с фиксацией данных о массе тела в истории болезни.

· Оказывать помощь в диагностическом процессе:

▪ присутствовать при обходе больных врачом. Активно наблюдать за больными и сообщать врачу о малейших изменениях в их состоянии,

▪ собирать по назначению врача материал для анализов (кровь, кал, моча, мокрота и др.), грамотно заполнять бланки направлений на исследования и обеспечивать своевременную передачу материала в лабораторию, а также получение результатов обследования; подклеивать их в историю болезни,

▪ грамотно готовить больных к предстоящим обследованиям (лабораторным, рентгенологическим, эндоскопическим и т.д.), следить как за своевременным направлением детей на исследования в другие отделения и кабинеты (в сопровождении), так и за возвращением их в отделение.

· Составлять требования на лекарства, перевязочный материал, предметы ухода за детьми с последующей передачей этих требований старшей медицинской сестре.

· Вести соответствующую медицинскую документацию на посту:

▪ Основным документом (в т.ч. юридическим) в больнице является «Медицинская карта стационарного больного» (история болезни), которая содержит все сведения о больном, включая данные динамического наблюдения, обследования и лечения. В истории болезни не допускаются исправления, зачеркивания, дописывания. Медицинская сестра отвечает за сохранность историй болезни. В истории болезни медицинская сестра отмечает время поступления больного в отделение, осмотр на педикулез. В «температурном» листе записывает ежедневные значения утренней и вечерней температуры тела, количество дефекаций, качество стула, а при необходимости и частоты пульса, дыхания, показаний артериального давления, суточное количество мочи (диурез), ежедневную массу тела ребенка. Здесь же (раз в неделю) отмечается факт проведения гигиенической ванны, смены белья. По «листу назначений» выполняет врачебные предписания. В «листе питания» (для грудных детей) медицинская сестра отмечает количество съеденной больным пищи. История болезни ребенка на посту хранится в запирающемся на ключ шкафу, недоступном детям и родителям; посте выписки ребенка — в архиве стационара, где она подлежит хранению в течение 25 лет.

▪ Кроме того, медсестра вносит медикаментозные врачебные назначения каждому больному в сестринский лист (форма заполнения — произвольная); назначенные исследования (лабораторные, рентгенологические, эндоскопические и т.д.) и консультации специалистов — в тетрадь назначенных исследований и консультаций; делает записи в журнале сдачи дежурств (число детей на посту, фамилии вновь поступивших и выбывших с указанием диагноза, а также тяжелобольных и детей, подготовленных к диагностическим и лечебным процедурам); журнале движения больных (число выбывших и поступивших больных); журнале учета инструментов и ядовитых (сильнодействующих) медикаментов. При наличии в отделении острого инфекционного заболевания, пищевого отравления составляется экстренное извещение, которое регистрируется в санитарно-эпидемиологической станции города (района).

· Контролировать работу младшего медицинского персонала. При двухстепенной системе обслуживания больных обязанности младшей медицинской сестры выполняет постовая медицинская сестра (по соответствующему договору с администрацией стационара и дополнительной оплате работы).

· Следить за исправным состоянием и использованием медицинского и хозяйственного инвентаря.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...