Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практические навыки по теме




1. Подсчет дыхательных движений.

2. Подсчет пульса.

3. Измерение артериального давления.

4. Первая помощь при обструкции дыхательных путей.

5. Оксигенотерапия.

6. Первая помощь при обмороке и коллапсе.

 

 

Оснащение занятия

1. Фантом для тренировки оказания первой помощи при обструкции дыхательных путей инородным телом

2. Учебные таблицы, компьютерные презентации.

3. Раздаточный материал – температурный лист.

4. Секундомер.

5. Стетоскоп.

6. Тонометр.

Занятие проводится на базе терапевтического отделения.

 

 

Литература для подготовки к занятию

1. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – изд. Гэотар-Медиа, 2007. – 204 с.

2. Общий уход за терапевтическими больными: Учебное пособие для студентов /сост. А.Н. Калягин. Под ред. Ю.А. Гарляева. - М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. – 233 с.

3. Джамбекова А.К., Клипина Т.Ю. Справочник медицинской сестры. – М: «Эксмо», 2008. – 448 с.

4. Гребнев А.Л. и соавт. Основы общего ухода за больными. – Москва, 1999. – 288 с.

5. Основы сестринского дела: Практикум /Т.П. Обуховец. – изд. 12-ое, стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 603 с.

6. Тоблер Рита Основные медсестринские процедуры./ Пер. с англ. А.В. Сучкова. – М: «Медицина», 2004. – 240 с.


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


Кафедра практической хирургии с курсом ухода за больными

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

По дисциплине: учебная практика «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля»

по специальности «ПЕДИАТРИЯ», 060103,65

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Тема № 9.

 

Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов пищеварения.

Наблюдение и уход за больными с заболеваниями почек и мочевыводящих путей.


1. Тема. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов пищеварения. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями почек и мочевыводящих путей.

2. Учебная цель. Ознакомление студентов со следующими понятиями:

Функции пищеварительной системы. Микробная флора толстой кишки. Дефекация. Общие свойства испражнений. Общие симптомы заболеваний органов пищеварения. Наблюдение и уход за больными. Боль в животе. Тошнота. Рвота. Отрыжка. Изжога. Расстройства аппетита. Метеоризм. Диарея. Непроизвольная дефекация. Запор. Желудочно-кишечное кровотечение. Доврачебная помощь. Особенности санитарной обработки и дезинфекции в стационарах для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта. Особенности ухода за больными в инфекционных стационарах. Санитарно-гигиенический, противоэпидемический режим инфекционных стационаров.

Свойства мочи. Симптомы патологии мочевыделительной системы. Изменения диуреза. Отёки. Боли в поясничной области. Артериальная гипертензия почечного генеза. Острая почечная недостаточность. Хроническая почечная недостаточность. Понятие о гемодиализе и перитонеальном диализе. Уход за диализными больными. Уход за больными с заболеваниями почек и мочевыводящих путей. Особенности санитарной обработки и дезинфекции в урологических отделениях.

3. Продолжительность занятия - в соответствии с тематическим планом 180 минут.

4. Методика проведения занятия. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и итоговой.

Вводная часть практического занятия. (20 минут).

Преподаватель формулирует основные задачи занятия, путем опроса выясняет уровень теоретической подготовки по данной теме.

Основная часть практического занятия. (130 минут)

Производится разбор и проработка основных разделов занятия в соответствии с учебными целями. Преподаватель демонстрирует основные практические навыки и умения. Для обсуждения и демонстрации также используются схемы и таблицы, компьютерные презентации, фантомы. На разбор и вопросы по изученному материалу отводится до 80 минут.

Далее 30 минут отводится на обход терапевтического отделения, где студенты с помощью преподавателя беседуют и осматривают больных по профилю занятия.

В заключение, в учебном классе под контролем преподавателя студенты разбиваются на пары и отрабатывают практические навыки по теме занятия. На данный вид работы отводится 20 минут.

Итоговая часть практического занятия. (30 минут)

Контроль усвоенного материала (краткий опрос) и практических навыков (демонстрация студентами).

 

 

НАБЛЮДЕНИЕ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями органов пищеварения должны проводиться в двух направлениях.

1. Общие мероприятия – мероприятия по наблюдению и уходу, в которых нуждаются пациенты с заболеваниями различных органов и систем: наблюдение за общим состоянием больного, термометрия, наблюдение за пульсом и АД, заполнение температурного листа, обеспечение личной гигиены больного, при необходимости подача судна и др.

2. Специальные мероприятия – мероприятия по наблюдению и уходу, направленные на помощь больным с симптомами, которыми проявляются заболевания органов пищеварения: боль в области живота, тошнота, рвота, отрыжка и др.

Опорожнение кишечника называют дефекацией. Позыв на дефекацию появляется при достижении уровня давления в прямой кишке 40-50 см вод.ст. Нормальный ритм дефекации - один, редко 2 раза в сутки, как правило, утром или в течение дня.

Общие свойства испражнений

После опорожнения больного в горшок медицинская сестра должна провести общий осмотр кала, а при наличии в нём крови немедленно информировать об этом врача.

Суточное количество кала у здорового человека в среднем составляет 110 г, но могут отмечаться колебания от 40 до 260 г. У мужчин масса кала больше, чем у женщин, у молодых – больше, чем у пожилых.

Консистенция и форма кала зависят от содержания в нём воды, жира и клетчатки; у здоровых людей содержание воды в кале составляет около 70%. В норме форма кала колбасовидная, плотность средняя. При запоре кал становится очень плотным (в нём при этом содержится около 60% воды), а при спастическом запоре принимает вид плотных шариков - «овечий кал». При диарее кал бывает жидким с частицами непереваренной пищи и различными примесями (например, при холере кал имеет вид рисового отвара с хлопьями слизи, при брюшном тифе - вид горохового супа). При преобладании в кишечнике бродильных процессов испражнения рыхлые, пенистые.

Для описания формы и консистенции кала целесообразно пользоваться Бристольской шкалой, согласно которой для запоров характерен кал семи различных типов. Цвет кала зависит от наличия в нём жёлчных пигментов. Если жёлчь в кишечник не попадает, кал приобретает серый цвет. Окраска кала также зависит от употребляемой пищи и приёма лекарственных средств.

Запах кала в норме нерезкий, неприятный и зависит от присутствия ряда ароматических веществ – индола, скатола, фенола и других, образующихся в результате бактериального распада пищевых остатков, преимущественно белковых. При преобладании в пище мясных продуктов запах кала усиливается, а при преимущественно растительной и молочной диете - становится слабее.

При разлагающейся опухоли кишечника кал издаёт резкий гнилостный запах.

В кале можно обнаружить различные видимые примеси:

• слизь в виде хлопьев и клочков, лентообразных полос и плёнок, плотных комков и трубчатых образований;

• кровь в виде сгустков или прожилок на поверхности кала или в слизи, гное;

• гной;

• жёлчные и кишечные камни;

• гельминты (глисты) – аскариды, острицы и членики ленточных глистов.

Непереваренные остатки пищи могут быть и в нормальном кале; чаще всего это частицы растительной пищи или кусочки хряща. При нарушении переваривания жира кал имеет блестящий жирный вид. Слизь может быть смешана с калом, если она исходит из верхних отделов кишечника, и находиться на поверхности испражнений, если продуцируется в нижних отделах пищеварительного тракта. При колите может выделяться слизь в виде плотных белых лент. Гной при осмотре кала можно обнаружить, если его много и он смешан со слизью, как это бывает при дизентерии, когда выделяются комки желтоватой слизи с прожилками крови. Камни, попавшие в кал из жёлчного пузыря и поджелудочной железы, можно обнаружить после приступа колики, специально промывая кал в сите.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...