Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Распад СССР и образование СНГ.




Политика перестройки создала новую социально-политическую ситуацию, но не предотвратила кризис тоталитарной системы. Во второй половине 80-х гг. резко обострились в СССР национальные проблемы, резко ухудшилось экономическое положение. В СССР начали доминировать центробежные тенденции.

В апреле 1990 г. был принят Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федераций». Он расширил права союзных республик, но недоверие последних к центральной власти ускорил их выход из Союза.

Вопрос о суверенитете Белоруссии неоднократно дебатировался представителями различных кругов и общественных объединений. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. Высшей целью суверенитета признавалось обеспечение свободного развития граждан республики. Носителем суверенитета объявлялся народ, который являлся и источником государственной власти. Республика объявлялась независимой в международных отношениях.

Суверенитет не означал разрыва многосторонних связей с другими республиками. Напротив, в конце 1990 г. и в 1991 г. были подписаны договора о сотрудничестве с Россией, Украиной, Казахстаном.

Для сохранения Союза М.С. Горбачевым были предприняты ряд мер. В марте 1991 г. проводится референдум.Официально участие в нем приняли девять республик (за исключением Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении, Молдовы). Из 196 млн. жителей СССР в референдуме участвовало 80%, большинство из них высказалось за сохранение Союза (76,4%).

В конце апреля 1991 г. в подмосковной резиденции Ново-Огарево было подписано соглашение Президента СССР и высших представителей девяти республик («9+1») об ускорении заключения нового союзного договора. В целом этот проект носил компромиссный характер.

Распад СССР ускорили события, которые произошли в Москве с 18 по 21 августа 1991 г. Группа высших государственных лиц (Г. Янаев, Ю. Павлов, Б. Пуго, В. Крючков) создали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), объявили о болезни М.Горбачева и о переходе всей полноты власти в их руки. Однако эта политика государственного переворота оказалась неудачной.

В Минске 25 августа 1991 г. была созвана 5-я внеочередная сессия Верховного Совета БССР на которой был принят Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете БССР». Принято Постановление «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР». В собственность республики перешло общесоюзное имущество.

17-19 сентября проходила 6-я внеочередная сессия Верховного Совета. На ней рассматривался Закон «О названии БССР». Принято решение о переименовании БССР в Республику Беларусь. Принят Закон «О Государственном флаге Республики Беларусь», Закон «О Государственном Гербе Республики Беларусь».

Государственный флаг представлял собой прямоугольное полотнище, на котором были размещены три горизонтальные цветные полосы равной ширины: верхняя и нижняя белого цвета, а средняя красного цвета. Государственным гербом стал герб «Погоня».

После провозглашения политической независимости началась работа по формированию органов управления. Были созданы республиканские органы власти вместо союзных: Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности. С начала 1992 г. действует Главное управление пограничных войск при Совете Министров Республики Беларусь. Проводится работа по укреплению погранзастав.

В этот период завершается работа по установлению границы Республики Беларусь с Литвой, Латвией, Россией, Украиной.

С целью обеспечения политической и экономической самостоятельности республики совершенствования внешнеполитической деятельности Верховный Совет 20 сентября 1991 г. принимает Закон «О таможенной службе Республики Беларусь».

Становление суверенного государства потребовало создания собственной армии, что является не только атрибутом государственности, но и гарантом ее безопасности. Проводится работа по совершенствованию принципов создания Вооруженных сил и их структуры. Начинает действовать с марта 1992 г. Министерство обороны Республики Беларусь.

Защиту экономических интересов Беларуси начинает осуществлять новая банковская система.

Таким образом, в истории Беларуси начался новый этап независимого государственного развития.

 

 

Основные тенденции общественно-политического развития РБ. Конституция 1994 г. Законодательно-правовое оформление государственного суверенитета.

На начальном этапе демократизации политической системы происходит процесс обновления избирательного законодательства.В нем определены демократические основы выборов. Например, разрешалось баллотироваться нескольким кандидатам в депутаты в одном и том же округе. Эти и другие меры, направленные на реформирование избирательной системы носили половинчатый характер. Об этом свидетельствуют результаты выборов в Верховный Совет 4 марта 1990 г. В первом туре в него было избрано только 98 депутатов из 360. Низкой была степень доверия избирателей и к кандидатам в местные органы власти. Так, в городском и районных Советах г. Минска вакантными после выборов оставалось 100 депутатских мандатов.

Важным направлением демократизации общества явилось формирование правового государства. Это связывалось с началом пересмотра и систематизацией законодательства. До мая 1992 г. Верховный Совет принял 153 новых закона, в том числе такие принципиально важные, как «О государственном суверенитете», «О собственности», «О земле» и т. д.

Комиссия Верховного Совета приступила к разработке Основного Закона Конституции Республики Белоруссия. 15 марта 1994 г. новая Конституция была принята. Белоруссия провозглашалась унитарным демократическим социальным правовым государством. Конституцией вводилась президентская форма правления.

С развитием демократии в обществе сложились условия для многопартийности. На рубеже 80-90-х гг. формируется многообразие форм собственности, что составляет основу социальной дифференциации. Возникают новые социальные группы с многообразием интересов. Они стремятся создать политические и социальные институты для защиты своих экономических и политических устремлений. В политической сфере формируются разнообразные политические теории и идеологии, зарождаются новые демократические традиции. В духовной сфере появляются свобода взглядов, убеждений, свобода слова. Зарождающимся партиям предоставляется право на получение и распространение своевременной достоверной информации о деятельности органов государственной власти. Открывается доступ к средствам массовой информации в порядке, установленном законом.

На протяжении 90-х годов были созданы правовые основы для многопартийности.

Третий съезд народных депутатов (март 1990 г.) отменяет статью шестую Конституции СССР, которая закрепляла монополию на власть одной партии.

В 1991 году принят Закон «Об общественных объединениях». В нем определен порядок создания и деятельности различных политических партий и общественных объединений.

В настоящее время процесс создания и деятельности политических партий в Белоруссии регулируется Конституцией (ст. 4, 5), законом «О политических партиях» (1994), Законом «Об общественных объединениях» (1994).

В январе 1999 г. был издан Декрет Президента республики Белоруссия «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений».

Указанные выше изменения в обществе придали динамику процессу образования политических партий.

В 1991 году в республике действовало 15 политических партий, в 1995 34, в 1997 46 партий, более тысячи общественных объединений и фондов. В 2002 г. 18 партий.

Обновлялось профсоюзное движение. В октябре 1990 г. состоялся первый съезд Федерации профсоюзов Белоруссии (ФПБ), являющейся самым крупным общественным объединением в стране. В ноябре 1991 г. состоялся учредительный съезд Свободных профсоюзов Белоруссии, которые объявили себя конкурентами ФПБ.

В июле 1994 г. состоялись выборы Президента Республики Беларусь. На этот пост претендовало шесть кандидатов. В результате всенародного волеизъявления первым в белорусской истории президентом 10 июля 1994 г. стал А.Г. Лукашенко. За него проголосовали 81 % участвующих в выборах. Предвыборная программа А.Г. Лукашенко предусматривала такие важные положения, как обеспечение суверенитета страны, ее экономической и политической стабильности, проведения курса на реформирование общества, улучшение материального положения трудящихся, борьба с коррупцией и преступностью. Эта программа последовательно реализовывалась на протяжении 90-х гг. на практике.

Одним из главных политических событий стало I Всебелорусское народное собрание, состоявшееся 19-20 октября 1996 г. Это своеобразное вече обсудило основные положения Программы социально-экономического развития республики до 2000-го года.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 354.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...