Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные достижения белорусской культуры в 60-80-е гг. XX в. Изменения в духовной жизни белорусского народа в конце 1980-х с. 90-х гг.
В конце 1950-х начале 1960-х гг. в Белорусской ССР была завершена работа по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения. БССР стала республикой всеобщей грамотности. Это стало одним из общецивилизационных достижений белорусского народа в области культурного строительства. В начале 1960-х гг. в БССР было введено всеобщее обязательное восьмилетнее обучение. Следующей задачей стал переход ко всеобщему среднему образованию молодежи. В БССР существовала разветвленная система среднего специального и высшего образования. Были открыты новые вузы, которые давали подготовку преимущественно по техническим и сельскохозяйственным специальностям: Гродненский сельскохозяйственный институт, Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта в Гомеле, Белорусский институт механизации сельского хозяйства в Минске, Могилевский машиностроительный институт, Минский радиотехнический институт, Витебский технологический институт легкой промышленности, Брестский инженерно-строительный институт и др. Существовали также вузы педагогического, медицинского и других профилей. Количество вузов в Беларуси увеличилось с 24 в 1946 г. до 33 в 1985 г., а студентов соответственно с 13 тыс. до 182 тыс. Основной темой белорусской литературы в послевоенный период стал подвиг белорусского народа в Великой Отечественной войне. Серьезное осмысление военной темы и глубокий психологизм присущи прозе М. Лынькова, И. Науменко, В. Быкова, И. Чигринова и др. Белорусских писателей волновали морально-этические проблемы (произведения К. Крапивы, И. Шамякина). Лучшими произведениями исторической тематики были романы, повести и пьесы В. Короткевича, пробуждавшие интерес к историческому наследию белорусского народа. Успешно развивалась поэзия. В историю белорусской литературы вошли имена таких поэтов, как А. Кулешов, П. Бровка, П. Панченко, П. Глебка, М. Лужанин, Н. Гилевич, Г. Буравкин и др. Ведущей темой театрального и киноискусства стала Великая Отечественная война. Творческими достижениями белорусских театров были постановки пьес «Константин Заслонов» А. Мовзона, «Трибунал» А. Макаёнка, «Последний шанс» В. Быкова, «Рядовые» А. Дударева. На театральных подмостках была создана масштабная и уникальная сценическая летопись подвига белорусского народа во время войны. Не меньшую известность приобрели белорусские художественные киноленты на военную тему: «Альпийская баллада» (режиссер Б. Степанов), «Возьму твою боль» (режиссер М. Пташук), «Свадебная ночь» (режиссер А. Карпов), «Я родом из детства» (режиссер В. Туров) и др. Важным событием стала экранизация В. Туровым романа-эпопеи И. Мележа «Люди на болоте». Значительный вклад в экранизацию русской литературной классики и создание детских фильмов-сказок внесла киностудия «Беларусьфильм». Ежегодно она выпускала на экраны до 70 художественных, документальных и научно-популярных фильмов. На театральных подмостках осуществлялось успешное сценическое воплощение национальной и зарубежной классики. Тема войны занимала важное место и в музыкальном искусстве.Она объединяла произведения белорусских композиторов Е. Тикоцкого, Г. Пукста, Ю. Семеняко, Г. Вагнера, В. Оловникова. В 1955 г. был утвержден Государственный гимн БССР, музыку к которому написал Н. Соколовский, а слова М. Климкович. В 1960-1980-е гг. расширилась тематика белорусской музыки. Наряду с национальными мотивами появились темы и сюжеты из истории других народов, например, опера «Джордано Бруно» С. Кортеса, балеты «Тиль Уленшпигель», «Маленький принц» Е. Глебова и др. В белорусской музыке раскрылись таланты композиторов А. Богатырёва, Д. Смольского, А. Мдивани. Определенное развитие получила и эстрадная музыка. За пределами республики приобрели известность песни композиторов И. Лученка и Э. Ханка. Популяризации белорусской музыки в других республиках СССР способствовало творчество вокально-инструментальных ансамблей «Песняры» под руководством В. Мулявина, «Верасы» под руководством В. Раинчика, «Сябры» под руководством А. Ярмоленко. Для архитектуры Беларуси конца 1940-х начала 1950-х гг. характерно стремление увековечить победу советского народа в Великой Отечественной войне. Потому не случайным стало возвращение к наследию эпохи классицизма с ее величием и триумфальностью, со зданиями, украшенными богатым декором и скульптурой. В едином стиле выдержана композиция Ленинского проспекта в Минске (ныне проспект Независимости). Бесспорным достижением белорусских архитекторов стал ансамбль площади Победы в Минске (архитекторы Г. Заборский, В. Король). Торжественны и исполнены величия проекты, которые создали архитекторы А. Воинов (здание ЦК КПБ в Минске, в соавторстве), В. Король (здание Минского почтамта; Монумент Победы; мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», в соавторстве), М. Парусников (здание Госбанка, стадион «Динамо», в соавторстве). В 1960-1970-х гг. наибольшего расцвета достигло монументальное искусство Беларуси. Создание мемориалов, посвященных подвигу белорусского народа в Великой Отечественной войне, поддерживалось на государственном уровне. Именно в этот период были возведены величественные и масштабные мемориальные комплексы, такие как «Хатынь», «Курган Славы Советской Армии освободительницы Беларуси», «Брестская крепость-герой», открытый в 1971 г., и др. В создании монументов участвовали лучшие скульпторы Беларуси: 3. Азгур, А. Бембель, С. Селиханов, А. Аникейчик, А. Заспицкий, Л. Гумилевский и др. С середины 1950-х гг. произошла стилевая переориентация белорусской живописи. Художники постепенно отказались от пафоса и описательности, для их произведений стали характерны лаконичность и простота. Белорусские художники разработали своеобразный стиль, напоминавший монументальную живопись. В таком стиле выполнены работы М. Савицкого, в том числе «Партизанская мадонна». Некоторые авторы обращались к событиям далекого исторического прошлого, других интересовали темы и мотивы современной жизни. Выдающиеся произведения белорусского искусства 1950-х середины 1980-х гг. посвящены Великой Отечественной войне.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 356. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |