Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные достижения белорусской культуры в 60-80-е гг. XX в. Изменения в духовной жизни белорусского народа в конце 1980-х с. 90-х гг.




В конце 1950-х на­чале 1960-х гг. в Белорусской ССР была завершена работа по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения. БССР стала республикой всеобщей грамотности. Это стало одним из общецивилизационных достижений белорусского народа в области культурного строительства.

В начале 1960-х гг. в БССР было введено всеобщее обязательное восьмилетнее обучение. Следующей задачей стал пере­ход ко всеобщему среднему образованию молодежи. В БССР существовала разветвленная система среднего спе­циального и высшего образования. Были открыты новые вузы, которые давали подготовку преимущественно по техническим и сельскохозяйственным специальностям: Гродненский сельско­хозяйственный институт, Белорусский институт инженеров же­лезнодорожного транспорта в Гомеле, Белорусский институт механизации сельского хозяйства в Минске, Могилевский маши­ностроительный институт, Минский радиотехнический институт, Витебский технологический институт легкой промышленности, Брестский инженерно-строительный институт и др. Существовали также вузы педагогического, медицинского и других профилей. Ко­личество вузов в Беларуси увеличилось с 24 в 1946 г. до 33 в 1985 г., а студентов соответственно с 13 тыс. до 182 тыс.

Основной темой белорусской литературы в по­слевоенный период стал подвиг белорусского народа в Вели­кой Отечественной войне. Серьезное осмысление военной темы и глубокий психологизм присущи прозе М. Лынькова, И. Науменко, В. Быкова, И. Чигринова и др. Белорусских писателей волно­вали морально-этические проблемы (произведения К. Крапивы, И. Шамякина). Лучшими произведениями исторической темати­ки были романы, повести и пьесы В. Короткевича, пробуждавшие интерес к историческому наследию белорусского народа. Успеш­но развивалась поэзия. В историю белорусской литературы во­шли имена таких поэтов, как А. Кулешов, П. Бровка, П. Панченко, П. Глебка, М. Лужанин, Н. Гилевич, Г. Буравкин и др.

Ведущей темой театрального и киноискусства стала Великая Отечественная война. Творческими достижения­ми белорусских театров были постановки пьес «Константин За­слонов» А. Мовзона, «Трибунал» А. Макаёнка, «Последний шанс» В. Быкова, «Рядовые» А. Дударева. На театральных под­мостках была создана масштабная и уникальная сценическая ле­топись подвига белорусского народа во время войны. Не мень­шую известность приобрели белорусские художественные киноленты на военную тему: «Альпийская баллада» (режиссер Б. Степанов), «Возьму твою боль» (режиссер М. Пташук), «Сва­дебная ночь» (режиссер А. Карпов), «Я родом из детства» (ре­жиссер В. Туров) и др.

Важным событием стала экранизация В. Туровым романа-эпопеи И. Мележа «Люди на болоте». Значительный вклад в экранизацию русской литературной классики и создание дет­ских фильмов-сказок внесла киностудия «Беларусьфильм». Ежегодно она выпускала на экраны до 70 художественных, доку­ментальных и научно-популярных фильмов. На театральных подмостках осуществлялось успешное сценическое воплощение национальной и зарубежной классики.

Тема войны занимала важное место и в музыкальном искусстве.Она объединяла произведения бело­русских композиторов Е. Тикоцкого, Г. Пукста, Ю. Семеняко, Г. Вагнера, В. Оловникова. В 1955 г. был утвержден Государст­венный гимн БССР, музыку к которому написал Н. Соколовский, а слова М. Климкович.

В 1960-1980-е гг. расширилась тематика белорусской музы­ки. Наряду с национальными мотивами появились темы и сюже­ты из истории других народов, например, опера «Джордано Бру­но» С. Кортеса, балеты «Тиль Уленшпигель», «Маленький принц» Е. Глебова и др. В белорусской музыке раскрылись талан­ты композиторов А. Богатырёва, Д. Смольского, А. Мдивани.

Определенное развитие получила и эстрадная музыка. За пределами республики приобрели известность песни композито­ров И. Лученка и Э. Ханка. Популяризации белорусской музыки в других республиках СССР способствовало творчество вокаль­но-инструментальных ансамблей «Песняры» под руководством В. Мулявина, «Верасы» под руководством В. Раинчика, «Сябры» под руководством А. Ярмоленко.

Для архитектуры Беларуси конца 1940-х начала 1950-х гг. характерно стремле­ние увековечить победу советского народа в Великой Отечествен­ной войне. Потому не случайным стало возвращение к наследию эпохи классицизма с ее величием и триумфальностью, со здани­ями, украшенными богатым декором и скульптурой.

В едином стиле выдержана композиция Ленинского проспек­та в Минске (ныне проспект Независимости). Бесспорным до­стижением белорусских архитекторов стал ансамбль площади Победы в Минске (архитекторы Г. Заборский, В. Король). Тор­жественны и исполнены величия проекты, которые создали ар­хитекторы А. Воинов (здание ЦК КПБ в Минске, в соавторстве), В. Король (здание Минского почтамта; Монумент Победы; ме­мориальный комплекс «Брестская крепость-герой», в соавтор­стве), М. Парусников (здание Госбанка, стадион «Динамо», в со­авторстве).

В 1960-1970-х гг. наибольшего расцвета достигло монумен­тальное искусство Беларуси. Создание мемориалов, посвящен­ных подвигу белорусского народа в Великой Отечественной вой­не, поддерживалось на государственном уровне. Именно в этот период были возведены величественные и масштабные мемори­альные комплексы, такие как «Хатынь», «Курган Славы Совет­ской Армии освободительницы Беларуси», «Брестская кре­пость-герой», открытый в 1971 г., и др. В создании монументов участвовали лучшие скульпторы Беларуси: 3. Азгур, А. Бембель, С. Селиханов, А. Аникейчик, А. Заспицкий, Л. Гумилевский и др.

С середины 1950-х гг. произошла стилевая переориентация белорусской живописи. Художники постепенно отказались от па­фоса и описательности, для их произведений стали характерны лаконичность и простота. Белорусские художники разработали своеобразный стиль, напоминавший монументальную живопись. В таком стиле выполнены работы М. Савицкого, в том числе «Партизанская мадонна». Некоторые авторы обращались к со­бытиям далекого исторического прошлого, других интересовали темы и мотивы современной жизни. Выдающиеся произведения белорусского искусства 1950-х середины 1980-х гг. посвяще­ны Великой Отечественной войне.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 310.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...