Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Показатели и анализ использования производственной мощности




Производственная мощность предприятия-  максимально возможный выпуск продукции при реально существующем объеме производственных ресурсов и достигнутом уровне техники, тех­нологии и организации производства.

Она может выражаться в челове­ко-часах, машино-часах или объеме выпуска продукции в натуральном или стоимостном выражении.

Степень использования производственных мощностей характеризу­ется следующими показателями:

а) коэффициент использования мощности

6) коэффициент интенсивной загрузки мощности

в) коэффициент экстенсивной загрузки мощности

Изучаются динамика этих показателей, выполнение плана по их уровню и причины их изменения, такие как ввод в действие новых и реконструкция предприятий, техническое переоснащение произ­водства, сокращение производственных мощностей.

Факторы изменения ее величины можно установить на основании отчетного баланса производственной мощности, который составля­ется в натуральном и стоимостном выражении в сопоставимых ценах по видам выпускаемой продукции и в целом по предприятию.

Для характеристики степени использования пассивной части фон­дов рассчитывают показатель выхода продукции на 1 м2производст­венной площади, который в некоторой степени дополняет характери­стику использования производственных мощностей предприятия. Повышение уровня данного показателя способствует увеличению производства продукции и снижению ее себестоимости.

1.5. Анализ использования технологического оборудования

Анализ работы оборудования базируется на системе показателей, ха­рактеризующих использование его численности, времени работы и мощности.

Различают оборудование наличное и установленное (сданное в экс­плуатацию), фактически используемое в производстве, находящееся в ремонте и на модернизации, и резервное. Наибольший эффект дос­тигается, если по величине первые три группы приблизительно оди­наковы.

Для характеристики степени привлечения оборудования в производ­ство рассчитывают следующие показатели:

■ коэффициент использования парка наличного оборудования

■ коэффициент использования парка установленного оборудования

Разность между количеством наличного и установленного обору­дования, умноженная на плановую среднегодовую выработку про­дукции на единицу оборудования, — это потенциальный резерв роста производства продукции за счет увеличения количества действующе­го оборудования.

Для характеристики степени экстенсивной загрузки оборудования изучается баланс времени его работы. Он включает:

календарный фонд времени — максимально возможное время ра­боты оборудования (количество календарных дней в отчетном перио­де умножается на 24 ч и на количество единиц установленного обору­дования);

режимный фонд времени (количество единиц установленного оборудования умножается на количество рабочих дней отчетного периода и на количество часов ежедневной работы с учетом коэффи­циента сменности);

эффективный (возможный фонд) времени — разность между режим­ным фондом и временем на ремонт и модернизацию оборудования;

плановый фонд — время работы оборудования, необходимое для производства запланированного выпуска продукции;

фактический фонд отработанного времени.

Сравнение фактического и планового календарных фондов време­ни позволяет установить степень выполнения плана по вводу обору­дования в эксплуатацию по количеству и срокам; календарного и ре­жимного — возможности лучшего использования оборудования за счет повышения коэффициента сменности, а режимного и планово­го — резервы времени за счет сокращения затрат времени на ремонт.

Для характеристики использования времени работы оборудования применяются следующие показатели:

■ коэффициент использования календарного фонда времени

Ккффк

■ коэффициент использования режимного фонда времени

Кр.ффр

■ коэффициент использования планового фонда времени

Кпффп

■ удельный вес простоев в календарном фонде

Уд пр=ПР/Тк

где Тф, Тп, Тр, Тк— соответственно фактический, плановый, режим­ный и календарный фонды рабочего времени оборудования; ПР— простои оборудования. Под интенсивной загрузкой оборудования подразумевается вы­пуск продукции за единицу времени в среднем па одну машину (1 ма­шино-час). Показателем интенсивности работы оборудования явля­ется коэффициент интенсивной его загрузки:

Кинт=ЧВф/ЧВпл

где ЧВф, ЧВпл— соответственно фактическая и плановая среднечасо­вая выработка. Обобщающий показатель, комплексно характеризующий исполь­зование оборудования, — коэффициент интегральной нагрузки — представляет собой произведение коэффициентов экстенсивной и интенсивной загрузки оборудования:

Кинт.наг.= Кпф* Кинт

В процессе анализа изучаются динамика этих показателей, выпол­нение плана и причины их изменения.

По группам однородного оборудования рассчитывается изменение объ­ема производства продукции за счет его количества, экстенсивности и интенсивности использования:

ВПiiiсмii*ЧВi

где Кiколичество i-го оборудования;

Дi— количество отработанных дней единицей оборудования;

Ксмi— коэффициент сменности работы оборудования;

Пi — средняя продолжительность смены;

ЧВiвыработка продукции за один машино-час на i-м оборудо­вании. Расчет влияния этих факторов производится способами цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц.

 

 

Содержание плана и порядок его разработки

Производственная программа цеха основного производства содержит детализированное номенклатурно-количественное задание, вытекающее из плана производства предприятия. Еще более детализируются плановые задания участкам.

Для полной увязки показателей плана предприятия с цеховыми плановыми заданиями их разрабатывают в порядке обратном ходу технологического процесса, т.е. от выпускающих (сборочных) цехов к заготовительным. При этом учитывается потребность цехов в восполнении заделов.

Например, программа сборочного цеха определяется по формуле , где - программа выпуска изделия, установленная планом предприятия, шт;

- нормальный запас изделий на конец года, шт;

- фактический остаток годовых изделий на начало года, шт.

Для цеха механической обработки программа выпуска Nмех: , где - план по выпуску запасных частей, комплектов.

При составлении программы рассчитывают потребность предприятия (цеха, участка) в оборудовании (площадях) и характер загрузки с целью выявления и устранения диспропорций (перегруженных узких мест и недогруженных участков).

Такие расчеты называются объемными. Они выполняются по однотипным технологическим группам оборудования и содержат:

1) определение загрузки оборудования в нормочасах по формуле ,

где – программное задание по каждому наименованию (m) продукции, обрабатываемой на данном рабочем месте; – норма времени на операцию обработок i-го вида продукции;

– коэффициент среднего снижения трудоёмкости в планируемом периоде; – средний коэффициент выполнения норм;

2) определение пропускной способности (отдачи) оборудования в плановый период по формуле

, где – действительный фонд времени работы оборудования; – число единиц оборудования данного вида (станков);

3) коэффициент загрузки оборудования определяется по формуле , при > 1 оборудование перегружено «узкое место».

Объемные расчеты для производственных участков, не имеющих стационарного оборудования, выполняются относительно имеющейся производственной площади Vm.

Загрузка производственной площади в планируемом периоде определяется по формуле

; Пропускная способность определяется по формуле , где – цикл операции (например, сборки), ч.Коэффициент загрузки производственной площади определяется по формуле , при > 1 «узкое место».При наличии «узких мест» в производстве предусматриваются мероприятия, позволяющие устранить их путем пересмотра технологических маршрутов и режимов обработки, совершенствования организации труда, введения дополнительных смен, модернизации оборудования, материального стимулирования работы.Анализ выполнения производственной программы заключается в выполнении объема производства по его основным показателям (объем реализованной и товарной продукции, НЧП, незавершенное производство, ритмичность выпуска).

23 Анализ выполнения плана и его реализации

В процессе анализа выполнения плана реализации необходимо: установить выполнение плана по объему реализации с учетом соблюдения условий договоров поставок продукции; выявить факторы, влияющие на отклонение фактического выполнения объема реализации от планового задания; разработать мероприятия по увеличению объема реализации за счет использования внутренних резервов.
Источниками анализа служат техпромфинплан, отчет промышленного предприятия о выполнении плана по продукции (форма № 1-п), данные о выручке от реализации продукции (форма № 12 и № 2-кв), баланс предприятия, регистры бухгалтерского учета, данные оперативного учета и первичной документации.
В связи с тем что производство отдельных подотраслей пищевой промышленности (консервная, сахарная) носит сезонный характер, при анализе как производства, так и реализации продукции сравнение ведут по кварталам, полугодиям.
Рассмотрение средних показателей за более длительный отрезок времени (например, за год) чаще всего не дает достаточно полных материалов для определения резервов производства. Особый интерес представляют данные за периоды наибольшего подъема работы предприятия. Они часто свидетельствуют о тех резервах, которые предприятие использовало в этот период и может в дальнейшем значительно улучшить свою работу.
Анализ выполнения плана реализации продукции начинается с определения выполнения плана отгрузки продукции потребителю.
План по реализации продукции считается выполненным только в том случае, если соблюдены все условия договоров поставок продукции. При невыполнении обязательств по поставкам невыполненная часть обязательств исключается из объема реализуемой продукции.

 

 






Бизнес план (разделы)

Бизнес план – документальное оформление намерений и перспектив развития предприятия, разрабатывается на 3-5 лет, при этом на 1 год осуществляется помесячная детализация основных показателей, на 2 – поквартальная, на 3 и последующие – погодовая. Традиционно бизнес план содержит след. разделы : 1) Титульный лист, 2)Резюме, 3) Описание вида деятельности, 4) Описание товара/услуги, 5) Оценка отрасли, 6) Оценка рынка, 7) Маркетинг, 8) План производства, 9) Организационный (юридический) план, 10) Финансовый раздел. Титульный лист должен содержать: полное и сокращенное наименование предприятия, адрес, телефон, телетайп, факс, фамилии, имена, и отчества совладельцев или наименование юридического лица, его реквизиты. На титуле указывается степень конфиденциальности информации, содержащейся в бизнес-плане. Резюме составляется по окончании работы над бизнес-планом, однако помещается в самом начале. В нем обобщаются и объясняются все преимущества данного проекта в сконцентрированном виде. Раздел занимает 3-4 страницы, и его цель - привлечение внимания инвесторов к проекту. В резюме дается краткая характеристика предприятия, ситуация на рынке, суть проекта, имеющиеся средства и возможности, финансовые результаты ( объем реализации, прибыль, срок окупаемости), риск потери средств, экономическая выгода от реализации проекта. Раздел « Описание вида деятельности» зависит от описания нового или действующего предприятия, он должен содержать информацию об основных сферах деятельности, стадиях развития предприятия (расширение, слияние, вновь создаваемое), учредителях (их опыте), данные SWOT-анализа. Описание товара или услуги должно раскрывать их преимущества, содержать информацию о том, какие потребности данный товар или услуга удовлетворяют, информацию о контроле качества, объемах выпуска, продажном и постпродажном обслуживании, новизне товара, патентах, анализ продукции конкурентов. Раздел «Оценка отрасли»: темпы развития отрасли, кол-во фирм в регионе, новые виды продукции, методы конкурентной борьбы, краткая характеристика рынка, потребителей, уровень цен, доля рынка, принадлежащая конкурентам. «Оценка рынка»: определение целевого рынка, емкость рынка, каналы реализации, основные клиенты, текущее состояния и прогнозы, основные конкуренты. «Маркетинг»: ценообразование, каналы сбыта, организация постпродажного обслуживания, методы стимулирования продаж, формирование общественного мнения. «План производства: технология производства товара, требуемое оборудование, закупки сырья, субподряды, себестоимость производства продукции, контроль качества, технологическая схема. «Организационный план»: организация схемы управления, кадровые вопросы. Характеристики управленческого персонала. «Юридический план»: форма собственности, правовой статус предприятия, основные совладельцы, обоснование организационной формы. «Финансовый план»: прогноз объемов продаж, определение доли рынка, баланс денежных поступлений и расходов, потребность в деньгах. Таблица доходов и затрат, прогнозируемый баланс предприятия, график достижения безубыточности, ожидание полного возврата вложенных средств, привлечение спонсоров.

 

25. Организационно-правовые формы предприятий
Понятие предприятия, его признаки
Предприятие - это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
После государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом и может участвовать в хозяйственном обороте. Оно обладает следующими признаками: предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

· предприятие отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом;

· предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами;

· предприятие имеет право быть истцом и ответчиком в суде;

· предприятие должно иметь самостоятельный баланс и своевременно представлять установленную государственными органами отчетность;

· предприятие должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Предприятия можно классифицировать по многим признакам:

· по назначению готовой продукции предприятия делятся на производящие средства производства и производящие предметы потребления;

· по признаку технологической общности различают предприятие с непрерывным и дискретным процессами производства;

· по признаку размеров предприятия делятся на крупные, средние и мелкие;

· по специализации и масштабам производства однотипной продукции предприятия делятся на специализированные, диверсификационные и комбинированные.

· по типам производственного процесса предприятия делятся на предприятия с единичным типом производства, серийным, массовым, опытным.

· по признакам деятельности различают промышленные предприятия, торговые, транспортные и другие.

· по формам собственности различают частные предприятия, коллективные, государственные, муниципальные и совместные предприятия (предприятия с иностранными инвестициями).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...