Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Представления греческих поэтов и натурфилософов о любви




Самое ранние понимание и осмысление любви связано с мифом, ведь это было мифологическое понимание. В мифологии античной культуры существовали боги отвечающие за любовную сферу и за все что было с ней связано, за деторождение, браки и тд… Этим богам возводились храмы, воспевали им хвалебные речи, просили у них помощи и воспевали их.Шестаков в книге«Эрос и культура: философия любви и европейское искусство»пишет: «Антропоморфный характер греческой мифологии позволял представить этих богов в пластичных и совершенных образах».

У Гесиода прежде всего за любовь отвечает богиня любви Афродита. По его свидетельству, она родилась из пены морской, которая образуется, попаданием крови Урана в море. Кстати говоря, Афродита так и переводиться «пеннорожденная». Это мы видим в отрывке из «Теогонии» Гесиода. 


«Член же отца детородный, отсеченный острым железом,

Поморю долгое время носился, и белая пена

Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене

В той зародилась. Сначала подплыла к Киферам священным,

После же этого к Кипру пристала, омытому морем.

На берег вышла богиня прекрасная. Ступит ногою -

Травы над стройной ногой вырастают. Ее Афродитой,

"Пеннорожденной" и еще "Кифереей" прекрасновенчанной

Боги и люди зовут, потому что родилась из пены.

А Кифереей зовут потому, что к Киферам пристала,

"Кипророжденной", ‑ что в Кипре, омытом волнами, родилась»[2].

Здесь же у Гесиода мы находим и другую любовь, она представляется как сила не покорная даже богам. Сила, создавшая мир.

У поэта Гесиода жившего в VIII-VII до нашей эры в его «Теогонии», Любовь сила создающая мир.

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом

Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,

Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,

И, между вечными всеми богами прекраснейший, - Эрос

Сладкоистомный - у всех он богов и людей земнородных

Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.

Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.

Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:

Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.

Гея же прежде всего родила себе равное ширью

Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду

И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных;[3]

Мы можем видеть и некую диалектику в создании мира, любовь и как следствие рождение нового, есть разрешение противоречий между противоположными силами.

Но влияние олимпийской религии как универсальной системы миропонимания с момента разложения социально-родового строя. Его вытесняли более рациональные формы познания, но нельзя сказать, что миф как форма мировосприятия умирал, просто понимание мира становилось все сложнее и оно уже не вписывалось в обычную схему мифа. У первых философов Древней Греции, досократиков любовь занимала далеко не последнее место в построении мира.

У Парменида мы также можем увидеть центральную роль космического порядка, которую занимает Богиня любви.

Эмпедокл считал, что не смерти не рождения не бывает, так как все наличное бытие состоит из соединений четырех элементов. Эти элементы то соединяются, то разрешаются, как раз эти соединения и разрушения мы и привыкли принимать за рождение и смерть.

«Речь моя будет двойной: ибо — то прорастает Единством

Многость, то вновь разделяется рост Единства на Многость.

Смертных вещей двояко рожденье, двояка и гибель:

Ибо одно от слиянья Всего и родится и гибнет, —

И в разделенье Всего растет и гибнет другое.

Сей беспрерывный размен никак прекратиться не может:

То, Любовью влекомое, сходится все воедино,

То враждою Раздора вновь гонится врозь друг от друга».[4]

В этом отрывке, мы видим, что любовь у Эмпедокла, есть соединяющая сила, в то время как вражда наоборот разъединяет эти элементы. Она есть синтез элементов, их единство и  целостность. Таким образом, в своей философии он придает любви, силу по истине космическую и могущественную по своей природе,  все что мы имеем, есть результат этой силы, она как бы центральная в космосе, но при том не может существовать без Вражды. Они как бы дополняют друг друга, устраивая бесконечный круговорот элементов. То есть тут содержится первая философская теория любви. Здесь уже главное не боги, природные первоначала. Такое космологическое понимание силы любви «тесно срастается с европейской философской традицией и мы вновь встречаемся с ним даже тогда, когда натурфилософия Эмпедокла уходит в далекое прошлое, например у неоплатоников эпохи Возрождения или у немецких романтиков»[5]

Как мы видим для объяснения любви, как и любого другого явления, философы и поэты прибегают к мифу. Миф настолько гармонично существует в этом мире, что до Платона к теоритическому осмыслению любви особо не прибегают, то есть к чисто теоритическому, ведь миф ещё прочно существует в умах Древних Греков. Но сам Феномен Любви уже преобразовался и отделился от просто мифологического представления, а возвысился на новый космологический уровень, но любовь у Эмпедокла рассматривается лишь с одной стороны. Первым же, кто громко заговорил об этом явлении и проработал его с разных сторон, был все-таки


 



Глава 2. Проблема любви в диалогах Платона










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...