Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление понятия любви в античной культуре




Проблема любви в философии Платона

Курсовая работа

По направлению 030100.62.Философия, профиль Философская антропология

                                                                                                                         

Выполнил:

 студент 12 Ф группы

Добронравов Кирилл Олегович

______________

(подпись)

 

Научный руководитель

Кандидат философских наук, доцент

Красноярова Наталия Георгиевна

Оценка____________________

«____» ________________ 2013 г.

                              _______________

(подпись)

 

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Особенности понимания феномена любви древними греками.........................................................................................................................6

1.1 Становление понятия любви в античной культуре 6

1.2 Представления греческих поэтов и натурфилософов о любви. 8

Глава 2. Проблема любви в диалогах Платона.......................................................12

2.1 Проблема любви в диалоге «Пир». 12

2.2 Проблема любви в «Федре». 22

2.3 Мифологема «Эрот» как символ понимания ребенка. 24

Заключение: 27

Библиографический список: 29

 



Введение

Любовь, одна из самых загадочных вещей в мире. Возможно, мы никогда не поймем ее рационально, как не поймем рождение, смерть и Бога, это вечная загадка бытия. Но стоит нам только почувствовать ее, стоит только прикоснуться к ней как мы не находим себе покоя. Миллиарды людей по всему миру на протяжении всей истории человечества любили. Ученые выяснили, что за любовь отвечает та же часть головного мозга, что и за жизненно необходимые потребности, как потребность в пище, безопасности и др. Так им образом, это говорит о том, что быть рядом с объектом любви для влюбленного человека такая же необходимость, как и необходимость в пище. Еще древние были поражены силой любви, ведь судя по мифам, она не только на уровне остальных потребностей, но гораздо сильнее и выше их. Однако, почему то принято считать любовью только любовь к человеку. Многие забывают, что любовь безгранична, она может проявляться к чему угодно: любовь к искусству, живописи, литературе, дому и т.д…. Список поистине бесконечный, ведь любовь пронизывает всю нашу жизнь с момента рождения и до момента смерти. Но все же сильнее всего нас задевает любовь к человеку, причем если человек столкнулся с ней то ему несомненно хочется постичь ее, понять лично, но постигать ее можно бесконечно. Карл Юнг говорил: «Любовь – это не сумасшествие! И уместно ли вообще здесь слово ум? Это и свет и тьма конца, которой не будет. И никому не избежать этой таинственной силы!» В этом и заключается актуальность проблемы, я не ошибусь если скажу что Любовь, понимание любви, то что волнует каждого. Задача философа, чья профессия и есть любовь только не к человеку, а к мудрости, попытаться понять мир, а понимание мира должно строиться из любви к миру. Исходя из этого, обойти проблему Любви просто не возможно.

Сегодня о любви говорят на каждом углу, хотя начали об этом говорить, конечно, не сегодня и даже не вчера, но то количество, с которым это слово повторяется в современной культуре зашкаливает, и такое внимание абсолютно естественно. Однако это слово часто употребляют совсем не в том значении, тем самым подменяя понятия. Любовь из сокровенного чувства стала, публичной вещью и у некоторых людей возникает путаница, что же все-таки принято обозначать этим словом? Хотя Х. Ортега-и-Гассет и говорил: «Стоит только влюбленности зародиться ‑ она протекает удручающе однообразно. Я имею в виду, что все, кто влюбляются, влюбляются одинаково ‑ умный и глупый, молодой и старый, буржуа и художник. Это подтверждает ее безотчетный характер». Не смотря на это у всех своя любовь, хотя некоторые универсалии все-таки выделить можно, именно по этому Любовь в Древней Греции не чем не отличается от Любви сегодняшней, так как она вечна и не измена. Хотя проявления ее и меняются, обратим внимание на истоки изучения этой проблемы.

Дело в том, что европейская цивилизация, является прямым наследником цивилизации античной. Да, у нас другие законы, правила и обычаи, но в центре сферы искусства, как и прежде, стоит Человек со всеми его страстями и пороками. Античные ценности и сейчас определяют многое в современном развитии, нравственных и эстетических идей. Такое воздействие ярко проявляется в такой области как теория любви. «Известно, что античные мыслители и писатели создали систему идей и образов, которые на многие века вперед определили развитие европейских представлений о любви, воплощавшихся в искусстве, литературе, системе нравственных и эстетических понятий».( Шестаков В. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство) Отсюда и интерес к изучению этой темы, так как она не оторвана от остального культурного наследия прошлого, а просто необходима для понимания Европейской культуры на последующих ее этапах. По этому, мы и решили начать понимание этой проблемы именно с древних греков.

Первый кто громко заговорил о любви, и уделил ей особое внимание, в своей философии, был Платон, именно по этому, исследование этого вопроса стоит начать именно с него. Мы решили проделать эту работу, если так можно выразиться с чистого листа, то есть, не смотря на огромное количество интерпретаций работ Платона, было решено пройти этот путь самостоятельно и дать свое личное, субъективное понимание проблемы любви в диалогах Платона.

Цель: рассмотреть проблему любви у Платона

Задачи:

1. Исследовать особенности понимания феномена любви древними греками. Какой смысл они вкладывали в это понятие.

2. Изучить преставление древнегреческих поэтов и натурфилософов о любви.

3. Анализ проблемы любви в диалоге «Пир».

4. Анализ проблемы любви в диалоге «Федр».

5. Рассмотрение мифологемы « Эрот» как символ понимания ребенка.

Объект исследования: проблема любви в философии Платона.

Предмет исследования: проблема любовь в онтологии и гносеологии Платона.

Метод: Анализ, синтез и обобщение.

Степень разработанности проблемы: после смерти Платона к проблеме любви обращались многие философы, можно сказать, он определил европейский взгляд на любовь на все оставшееся время. Разбираясь с проблемой любви, наверное, все философы обращались к Платону. А.Ф. Лосев, В.С. Соловьев, В. Шестаков, А. Чанышев. Все они внесли огромный вклад в проработку концепции любви Платона и в русское понимание этой концепции. Но мы решили не смотреть на интерпретации, а работать с источником ‑ с текстами Платона ‑ для того чтобы дать свое понимания и видение этой проблемы. 

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, содержащего 15наименований. Работа изложена на 30 страницах компьютерной верстки.

.


 


Глава 1. Особенности понимания феномена любви древними греками

Становление понятия любви в античной культуре

Для рассмотрения вопроса любви у Платона нужно, прежде всего, понять смысл, который вкладывали древние греки в этот феномен, какое место он занимал в жизни греков.

Богами любви в античности были Эрот и Афродита, сразу же бросается в глаза то что их двое, ведь у других народов часто всего лишь один бог любви. Это говорит нам о том, что проблема Любви достаточно сильно занимала греков. Грекам нужно было кого-то восхвалять, ведь силу любви чувствовали уже тогда, отсюда столько мифов, в которых Любовь играла ключевое место, но как восхвалять, так и ругать. Гомер ругает Афродиту за то что благодаря ее играм началась Троянская война. Любовь есть чувство иррациональное, что для древних греков означало потустороннее, не из этого мира. Считали, что боги могут общаться с людьми являясь их совестью или как мы бы сейчас сказали во время «рефлексии», но в отличии от логичных размышлений Афродита, по мнению греков, несла один бред, так как мысли во время того когда человека охватывает это чувство совершенно не логичны, отсюда из-за Елены и развязывается Троянская война, но Гомер не углубляется в психологию этого чувства, как и древние греки. Они считали, что любовь, так же как и все остальное, просто данное нам, как космос, люди, животные, боги это то, что есть и все. Да она конечно притягательна и интересна, но совсем не загадочна.

Интересен парадокс, что не смотря на свой рационализм в обыденной жизни и невнимание. Греки очень тонко чувствовали и делали различия разных значений любви, что видно, если взглянуть на их слова обозначающие любовь[1]:

Эрос – главным образом половая, страстная любовь, способная дойти до безумия. (Мифологическим олицетворением эроса - бог Эрот, или Эрос.)

Филия – приязнь к самым разнообразным "вещам". Это и любовь к родителям, к детям, и любовь к родине, и любовь к товарищам (дружба), и эротическая любовь (эрос – лишь один из видов филии), и любовь к познанию, и прочее. По сравнению с эросом филия – более "мягкое" влечение.

Агапэ – еще более "мягкая" любовь, жертвенная и снисходящая к "ближнему". Именно такое понимание любви восхваляло христианство в период заката языческой культуры; у ранних христиан были в обычаи.

Сторге – любовь-привязанность, особенно семейная.

Аgape от него «agapan» что переводиться как быть удовлетворенным.

Значит, греки очень тонко чувствовали любовь, она занимала не последнее место в их жизни и они часто говорили о ней. В нашем языке из-за много-значности этого слова, часто бывают путаница, говоря о любви мы часто можно подразумевать совершенно разное чувство.

В Античной культуре также присутствовало большое многообразие литературных жанров, в которых затрагивалась тема любви. Среди них: эпический жанр, лирический, сатирический, философский, бытовой. Феномен любви есть и в античном эпосе, и в лирике, и в сатире, и в философской литературе. Это разнообразие жанров породило и разнообразие типов понимания и истолкования любви.  В нашей работе речь пойдет о космологическом типе любви, а так же мифологическом и философском типе.

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...