Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТУРИЗМЕ




Инновация— конкретный результат любой созидательной, связанной с риском деятельности, с помощью которой разрабатываются, внедряются или продвигаются на рынок новые, существенно отличающиеся от прежних благ, более полно удовлетворяющие потребности, открываются и осваиваются новые рынки или достигаются другие конкретные цели.

Необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни любой страны является инновационная активность.Инновационная активность проявляется через инновационные процессы - целенаправленную деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, технологических и организационно-управленческих новшеств.

Характерной чертой инновационных процессов является их нелинейность в отличие от производства и логистики. Линейность предполагает однократное использование знаний, а инновационные процессы - перманентное, т.е. многообразие областей нововведений.

Инновационная стратегия— определение наиболее эффективных путей развития, системы отбора и реализации нововведений, базирующееся на долгосрочном прогнозировании, учете внутренних и внешних факторов и ресурсных ограничениях.

Наибольшее распространение получили:

наступательная стратегия, ее цель - обеспечить лидирующую позицию на рынке, что требует высоких затрат на нововведения;

оборонительная- держаться вплотную за лидером, заимствуя его новшества и внося в них некоторые изменения (это сокращает затраты на инновационные процессы);

имитационная - следовать за лидерами, повторяя все их действия и не осуществляя больших затрат на нововведения;

зависимая - самосохранение компании путем выполнения на контрактной основе работ для предприятий-инноваторов;

традиционная- бороться за выживание, используя привычные консервативные технологии при минимуме затрат на нововведения;

оппортунистическая - занятие свободных ниш на рынке, при этом затраты на инновации определяются тактическими соображениями.

Отечественный ученый Л. Г. Раменский предложил классифицировать предприятия и компании по четырем типам инновационного поведения:

1) Виолентное поведение характерно для крупных компаний, обладающих большими ресурсами, они действуют на рынке с позиции силы, выделяют много средств на исследования и разработки, маркетинг и сбытовые сети. По этапу в динамике своего развития их называют: "гордые львы", "могучие слоны", "неповоротливые бегемоты".

­ "Гордые львы" - компании, для которых характерен самый динамичный темп развития с четкой концентрацией на узком, но массовом и перспективном ассортименте продуктов высокого качества и по доступным ценам, они вкладывают большие средства в создание мощных научно-исследовательских структур.

­ "Могучий слон" характеризуется менее динамичным развитием, но более диверсифицированной структурой

­ "Неповоротливый бегемот" - компания, чрезмерно увлекшаяся диверсификацией, распылившая свои силы и утратившая динамику развития.

2) Патиенты ("хитрые лисы") могут быть малыми, средними и изредка крупными. Стратегия этих компаний заключается в том, что они занимают свою нишу - узкий сегмент рынка, ориентируясь на тех потребителей, которым не подходит массовая продукция. Запас конкурентоспособности при этом обеспечивается благодаря высокой потребительской ценности продукта.

3) Главная роль небольших компаний-эксплерентов ("ласточки") состоит в создании новых продуктов и технологий и внедрении радикальных нововведений.

4) Компании-коммутанты ("серые мыши") - мелкие фирмы, приспособленные к условиям местного спроса, они заполняют ниши, по тем или иным причинам не занятые виолентами, патиентами или эксплерентами.

Интеллектуальная собственность— исключительное право физического или юридического лица на владение, пользование, распоряжение идеальными объектами, выраженными в каких-либо объективных формах, воплощающих научно-техническое, литературное и иное творчество индивидуальных или коллективных субъектов.

Как разновидность собственности (государственной, частной, коллективной, акционерной) она является объектом рыночных отношений, имеет стоимостные оценки, может быть предметом контрактов и договоров, передачи прав, включается в товарооборот на коммерческих началах.

Первым правовым документом, заложившим основу товарных отношений, явился патент. Патент- свидетельство, выдаваемое изобретателю и удостоверяющее его авторство и исключительное право на изобретение и монопольное право на его использование. Срок действия патента обычно ограничивается 10 - 20 годами. За совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, взимаются патентные пошлины.

Право интеллектуальной собственности - это исключительное право ее создателя или его законного правопреемника разрешать или запрещать совершение действий по использованию результата интеллектуальной деятельности с упоминанием или без упоминания имени создателя в целях прямого или косвенного извлечения доходов от этого.

Широко распространенной формой передачи прав на использование интеллектуальной собственности является франчайзинг. Договоры франчайзинга применяются с целью создания новых хозяйственных комплексов, расширения сети сбыта товаров и услуг.

Франчайзинг-соглашение о том, что одна сторона (франчайзер) предоставляет другой (франчайзи) за вознаграждение право использовать принадлежащие ему права на интеллектуальную собственность при обязательном условии применения системы ведения дел, разработанной и применяемой франчайзером.

В России применяется "коммерческая концессия" (понятие аналогичное "франчайзинг" или "франшиза"). Правовые нормы о договоре коммерческой концессии регулируются гл. 54 Гражданского кодекса РФ.

Можно выделить ряд признаков, которые присущи франчайзингу. К ним относятся: наличие у франчайзера официально признанных прав на интеллектуальную собственность и системы ведения дел (разработанные стандарты, ноу-хау и др.). Перед заключением соглашения франчайзер должен раскрыть информацию, необходимую франчайзи для ведения дел, а в процессе сотрудничества осуществлять обязательную поддержку (техническая документация, обучение и др.). Франчайзи принимает на себя обязательство вести дело в полном соответствии с требованиями франчайзера, за счет собственных средств производить необходимые инвестиции в дело и выплачивать франчайзеру согласованное сторонами вознаграждение. Франчайзинг предполагает длительный характер отношений и юридическую самостоятельность сторон.

 

Факторы Преимущества Недостатки

Франчайзер

Предоставление права использования торговой марки и стандартизированных процедур предоставления продуктов и услуг по формуле, принятой в компании, независимому оператору или другой компании в обмен на одноразовую оплату или долю в доходах франшизы - Самый быстрый способ расширения бизнеса при минимальных первоначальных инвестициях и минимальных финансовых рисках, поскольку инвестиционный капитал предоставляет франчайзи; - обеспечение стандартных параметров услуг, предлагаемых и предоставляемых всеми гостиницами данной торговой марки - Число франшиз и географическая удаленность затрудняет контроль за соответствующими стандартами качества; - при несоблюдении стандартов могут пострадать репутация и финансовое состояние цепочки; - если цепочка становится международной, культурные, политические и экономические различия могут затруднить соблюдение норм; - возможность возникновения юридического спора с франчайзи

Франчайзи

Приобретение права пользоваться торговой маркой и стандартизованными процедурами предоставления продуктов и услуг по формуле, установленной владельцем франшизы, в обмен на одноразовую оплату или долю в доходах франшизы - Популярность торговой марки; - более широкие возможности займа средств (иногда финансирование можно получить у владельца франшизы); - определенный формат управления; маркетинговые инструменты, использование имеющихся систем резервирования и т.д.; - экономия за счет групповых сделок - Необходимость значительных инвестиций; обязательство подчиняться требованиям владельца франшизы относительно стандартов (от архитектуры до цвета полотенец); - возможность возникновения юридического спора с владельцем франшизы; - долгосрочный контракт; значительные штрафы за нарушение контракта

Примеры: "Инна Тур", сеть агентств "Магазин горящих путевок", Сеть бюро путешествий "Куда, ru".

Вспомогательный счет туризма (ВСТ) — радикальная инновация ме­тода оценки экономической эффективности туризма как в отдельной стране, так и в мировой экономике в целом. Этот метод основан на сборе и анализе огромного числа статистических данных, которые ранее не принимались во внимание при оценке вклада туризма в экономику. После одобрения Статистической комиссией ООН в 2000 г., является полно­ценным статистическим инструментом для оценки экономического зна­чения туризма. В настоящее время осваивается многими странами мира.

Главная идея ВСТ - детальный анализ спроса на товары и услуги, которые сопрягаются с туризмом в экономике, и измерение этого спроса. С помощью ВСТ можно измерить:

­ вклад туризма в ВВП;

­ место туризма среди других секторов экономики;

­ количество рабочих мест в различных секторах экономики, инициированных развитием туризма;

­ объемы инвестиций в туризм;

­ налоговые поступления, генерированные туристской индустрией;

­ туристское потребление;

­ влияние туризма на платежный баланс;

­ людские ресурсы, задействованные в индустрии туризма.

ВСТ позволяет реально оценить экономический вес туристской отрасли. Объем туристских услуг влияет на развитие транспорта, сферы торговли, сети культурных учреждений (музеи, библиотеки и др.), строительства, сельского хозяйства и др. ВСТ выявляет внутри каждой отрасли составляющие, зависящие от туризма, их экономическую эффективность.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) — основной документ Всемирной торговой организации (ВТО), который содержит общие, обязательные для всех стран-участниц положения, а также прин­ципы, составляющие основу многосторонней международной правовой системы, регулирующей торговлю услугами и влияющей на развитие национального законотворчества. Соглашение распространяется на все виды услуг, за исключением услуг, поставляемых при исполнении функций государственной власти.

Для предпринимателей, занятых в туристском бизнесе, применение ГАТС означает, что туристские фирмы, гостиничные предприятия и другие компании одной страны могут без всяких ограничений осуществлять свою деятельность в других странах; в гостиничном секторе иностранные компании могут управлять гостиницами и продавать свои услуги в тех объемах и на тех же условиях, как и местные, пользуясь при этом всеми правами на государственную поддержку и получение льгот; туристские компании могут направлять свой персонал для работы в зарубежные страны и размещать его там без ограничений; компаниям, связанным с туризмом, разрешается осуществлять международные переводы и платежи по текущим сделкам без ограничений.

 

Экологический туризм










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 504.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...