Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Урбанизация, её социально- гигиеническое значение. Принципы градостроительства. Градообразующие факторы, функциональная организация территории города.
Урбанизация (от лат. urbanus - городской) включает рост и развитие городов, установление в сельской местности внешних и социальных черт, характерных для города, повышение значения городов в развитии общества. Урбанизация - одно из наиболее противоречивых явлений цивилизации. По данным ООН, население городов увеличивается на 1 млн человек каждую неделю и половина населения земного шара уже живет в городских условиях. Развитие этой тенденции приведет к тому, что в городах будет проживать большая часть населения планеты. В последнее время наблюдается урбанизация территории, т.е процесс преобразования естественных ландшафтов в искусственные (антропогенные). При планировке населенных мест учитываются особенности природного ландшафта и микроклиматических условий территории, состояние загрязненности поверхностных вод, почвы, растительности, атмосферного воздуха, условий сбора и удаления атмосферных осадков, талых вод и твердых отходов. Оцениваются источники шума, электромагнитного фона, а также объектов, выделяющих вредные вещества в окружающую среду. В основе гигиенического подхода к оценке жилой среды должны лежать два взаимосвязанных аспекта: комплексная характеристика среды и здоровье населения, условия проживания людей. В сущности, гигиенические исследования посвящены изучению воздействия антропогенных факторов (организации и структуры человеческого общества, индустрии, системы транспорта, техники, всей созданной человеком искусственной среды) на природную среду и условия жизни человека. Санитарное законодательство в области градостроительства учитывает научно обоснованную регламентацию параметров воздушной среды, микроклимата, освещения, инсоляции, шума, вибрации, напряженности электромагнитных полей, а также гигиеническое обоснование этажности зданий, плотности застройки жилых районов, использования подземных горизонтов города и т.д. Гигиенические основы планировки населенных мест В современном городе выделяются селитебная (жилая), промышленная, внешнего транспорта, коммунально-складская, рекреационная зоны. Кроме основных зон городская территория включает земли, находящиеся за пределами застройки, где размещаются городские подсобные хозяйства, теплицы, кладбища, резервные земли, временно используемые для других целей. Все территории, принадлежащие городу, ограничивает черта поселения (городская черта). На территории, прилегающей к городу, организуется пригородная зона. Планировка населенных мест может быть периметральной, строчной, свободной, смешанной. Периметральная застройка, традиционная для многих городов, выразительна в архитектурном отношении, но неудовлетворительна с точки зрения инсоляции и аэрации зданий. При строчной застройке жилые дома располагаются вдоль меридиана или по гелиотермической оси, что обеспечивает их максимально возможную инсоляцию и эффективное проветривание. Свободная застройка наиболее характерна для современных микрорайонов. Она хорошо гармонирует с природным ландшафтом. В гигиеническом отношении данная система также заслуживает положительной оценки, однако она связана с удлинением инженерных коммуникаций и дорожной сети. Смешанная застройка несет в себе элементы предыдущих систем и их достоинства и недостатки. Структура селитебной территории зависит от величины города, его функциональной характеристики (промышленный, курортный, город науки и т.д.), природных условий. Поселения должны располагаться с наветренной стороны (по преобладающему направлению ветров) и выше по течению рек по отношению к промышленной и коммунально-складской зонам. Общей основой формирования пространственной структуры селитебной зоны является ступенчатый принцип организации системы социально-бытового обслуживания, при котором учреждения и предприятия социально-бытового обслуживания размещают в соответствии с частотой, с которой ими пользуется население, что обусловливает радиусы их действия. Кроме того, при организации селитебной зоны необходимо предусматривать выделение компактных образований жилой застройки, изолированных от неблагоприятного влияния потоков городского транспорта и в то же время удобно связанных с его остановками. С этой целью селитебные территории городов последовательно подразделяют на структурные элементы. В крупнейших, крупных и больших городах создают наиболее крупные структурные элементы - планировочные (городские) районы, границами которых часто являются природные (овраги, холмы, реки) или искусственные (дороги, каналы) объекты. В пределах этих районов размещают два или несколько жилых районов, границами которых служат магистральные улицы. Площадь жилого района может быть от 80 до 250 га. В средних и малых городах селитебную территорию подразделяют непосредственно на жилые районы, в среднем городе их 2-3, в малом, как правило, один. Жилые районы, в свою очередь, подразделяют на микрорайоны. Микрорайон - первичная структурная единица жилой территории, комплекс жилых зданий и учреждений социально-бытового обслуживания повседневного пользования. Площадь микрорайона в зависимости от размеров города от 10 до 60 га, но не более 80 га. Плотность населения микрорайона зависит от региональных особенностей, однако для обеспечения здоровых условий жизни она не должна превышать 450 человек на 1 га при нормативе общей площади квартиры 18 м2 на человека. В старых городах первичной структурной единицей селитебной территории являются кварталы, представленные только жилыми зданиями. При реконструкции таких городов квартальная система обычно трансформируется в микрорайоны, при этом, как правило, повышается этажность застройки. Важным с санитарной точки зрения является такой техникоэкономический показатель микрорайона, как плотность застройки (отношение площади под фундаментами зданий к общей площади микрорайона в процентах). Чем выше плотность застройки, тем больше ограничивается возможность свободного возведения зданий, инсоляции помещений и территории, озеленения и т.д. По этим соображениям плотность застройки не должна превышать 20-21 % при 5-6-этажных зданиях, снижаясь на 3-4 % при многоэтажной и повышаясь на 4-5 % при малоэтажной застройке. Кроме микрорайонов в составе селитебной зоны на специально выделенных территориях организуются административнокультурный центр города, жилых районов, озелененные территории (скверы, сады, парки, лесопарки) городского и районного значения. Промышленная зона предназначается для размещения промышленных предприятий и связанных с ними энергетических, транспортных, складских и других объектов. Промышленность может оказывать отрицательное влияние на санитарные условия в насе- ленном пункте, загрязняя атмосферный воздух, почву и открытые водоемы газами, пылью, твердыми отходами и сточными водами. Все это требует удаления промышленных объектов от жилой застройки на определенные расстояния, называемые санитарнозащитными зонами, и размещения их с подветренной стороны и ниже по течению рек по отношению к жилой застройке. Коммунально-складская зона состоит из складов различного назначения, парков городского общественного транспорта и уборочных машин, фабрик-прачечных и химчистки и т.д. В этой зоне не должно быть базисных складов ядовитых веществ, складов и перевалочных баз нефти и нефтепродуктов. Зона внешнего транспорта включает железнодорожные вокзалы и станции, грузовые (сортировочные) станции, речные и морские порты, склады и площадки навалочных грузов. Аэропорты размещаются за пределами населенного пункта. Расстояние от селитебной территории до границ аэропортов зависит от класса аэродрома и составляет от 1 до 30 км. Назначение пригородной зоны - размещение объектов хозяйственного обслуживания города, организация зеленого пояса в ее составе для улучшения микроклимата и воздушного бассейна города, массового кратковременного и длительного отдыха населения. За счет территории пригородной зоны происходит и развитие города. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 967. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |