Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные формы взаимоотношений органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ




Конституционный принцип единства государственной власти требует, чтобы субъекты РФ в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти.

Одной из самых важных областей их взаимодействия является законодательный процесс. После принятия законодательным (представительным) органом закон направляется для обнародования высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) субъекта РФ в срок, который установлен конституцией (уставом) субъекта РФ.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ обязано обнародовать закон либо отклонить закон в срок, который установлен конституцией (уставом). Этот срок не может быть более 14 дней с момента поступления указанного закона.

Если высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ отклонит закон, то он возвращается в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. В этом случае указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством (не менее 2/3 голосов) от общего числа депутатов парламента субъекта РФ.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ не может повторно отклонить закон, который подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией (уставом).

Кроме законодательного процесса, взаимодействие органов исполнительной и законодательной власти субъекта РФ обеспечивается за счет участия с правом совещательного голоса руководителей органов исполнительной власти на заседаниях законодательного (представительного) органа субъекта РФ и его органов.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) и законодательный (представительный) орган субъекта РФ вправе обращаться друг к другу с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в правовые акты друг друга, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке.

Еще одной сферой взаимодействия является формирование высшего исполнительного органа субъекта РФ. Так, законодательный (представительный) орган может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа субъекта РФ, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Особой формой взаимодействия законодательного (представительного) органа и органов и должностных лиц исполнительной власти служит выражение законодательным (представительным) органом недоверия руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых он принимал участие. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ.

В процессе взаимодействия исполнительных и законодательных органов субъектов РФ между ними могут возникать споры, конфликты. Такие споры должны разрешаться в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией РФ, конституцией (уставом) и законом субъекта РФ, либо в судебном порядке.

 

Порядок и организация деятельности судов субъектов РФ

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ, которые вместе с федеральными судами образуют судебную систему Федерации.

Согласно ФКЗ «О судебной системе РФ» конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются их законами. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может рассматривать вопросы соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ. К компетенции конституционного (уставного) суда может быть отнесено и толкование конституции (устава) субъекта РФ. Конституционной (уставный) суд входит в систему органов государственной власти соответствующего субъекта РФ и функционирует именно как судебный орган. Указанный перечень вопросов, для рассмотрения которых субъекты РФ могут создавать конституционные (уставные) суды, нельзя считать исчерпывающим. Субъекты РФ вправе закреплять дополнительные, по сравнению с этим перечнем, полномочия конституционных (уставных) судов, не вторгающиеся в компетенцию Конституционного Суда РФ, других федеральных судов и соответствующие компетенции субъекта РФ. При этом Конституция РФ не требует установления конституциями (уставами) субъектов РФ единообразного перечня полномочий конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Конституция России не упоминает конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Организация и деятельность таких судов, как правило, устанавливается в конституции (уставе) и специальном законе соответствующего субъекта РФ.

Конституционные (уставные) суды образованы пока далеко не во всех субъектах РФ. Один из старейших Конституционный Суд Дагестана был сформирован в 1991 г., Уставной суд Санкт - Петербурга в 2000 г. В Москве Закон «Об Уставном суде города Москвы» был принят в 2002 г., однако суд пока не сформирован.

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Мировой судья рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» и соответствующим законом субъекта РФ. Все мировые судьи должны соблюдать установленные федеральными законами правила судопроизводства, чем в том числе обеспечивается единство судебной системы РФ. Непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям является районный суд соответствующего судебного района, на территории которого действует мировой судья.

Акты мировых судей являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России.

РАЗДЕЛ 12. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 336.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...