Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взаимоотношения Правительства РФ с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ




Полномочия Президента РФ являются определяющими во взаимоотношениях с Правительством РФ. Глава государства:

•назначает (с согласия Государственной Думы) Председателя Правительства РФ;

•утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти;

•назначает заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

•принимает решение об отставке Правительства РФ;

•вправе отменять постановления, распоряжения Правительства РФ;

•обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие

Правительства РФ и других органов государственной власти;

•имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФи на заседаниях его Президиума;

•непосредственно руководит деятельностью федеральных органов

исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения

чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и др.;

•утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения об этих органах и назначает их руководителей;

•осуществляет полномочия как Верховный Главнокомандующий

Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности;

•распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, деятельностью которых он руководит.

Правительство РФ обеспечивает реализацию конституционных прав Президента РФ по отношению к Правительству; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит глава государства.

Основными формами взаимодействия Правительства РФ и Федерального Собрания являются:

•участие Государственной Думы в назначении Председателя Правительства;

•участие Правительства в законодательной деятельности Федерального Собрания;

•участие представителей Правительства в работе палат парламента;

•заслушивание членов Правительства на заседаниях палат Федерального Собрания;

•запросы и обращения к Правительству членов парламента, палат парламента;

•постановка вопросов о доверии, недоверии и отказа в доверии Правительству и др.

Наиболее активной формой взаимодействия Правительства РФ и Парламента является законодательный процесс. Правительство имеет следующие основные полномочия в сфере законодательного процесса:

•внесение законопроектов в Государственную Думу;

•право обязательного заключения по отдельным законопроектам (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ);

•право направлять в палаты парламента официальные отзывы о рассматриваемых ими федеральных законах и законопроектах.

Иные формы взаимодействия Правительства и Парламента подробно рассматриваются в лекциях 11 и 12 настоящего учебного пособия.

 

Ответственность Правительства РФ. Отставка Правительства Российской Федерации

Одним из принципов реализации конституционных полномочий Правительством РФ является непрерывность его деятельности. Согласно Конституции РФ (ч. 5 ст. 117) Правительство после своей отставки по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства.

Непрерывный срок деятельности Правительства в одном составе не может превышать шести лет, поскольку с избранием нового Президента прежнее Правительство слагает свои полномочия. Этот срок может быть и меньше, в случаях досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий или отставки Правительства.

Ответственность Правительства является конституционно-правовой. Она наступает, как правило, без наличия в действиях Правительства состава правонарушения, а вследствие неэффективности его деятельности, расхождения взглядов на проведение политического курса и др.

Правительство несет конституционно-правовую ответственность, как перед Президентом, так и перед Государственной Думой. В России оно несет коллективную (солидарную) ответственность. Правительство рассматривается как команда единомышленников, проводящая общий политический курс. Отрицательная оценка деятельности одного из членов.

Правительства означает распространение этой оценки на все Правительство. Освобождение от должности Председателя Правительства влечет за собою отставку всех его членов.

Правительство несет ответственность, как перед Президентом, так и перед Парламентом. Вместе с тем формы и объем этой ответственности различные. Вопросы ответственности Правительства тесно связаны с вопросами его отставки.

Президент РФ может отправить Правительство РФ в отставку в любое время и по любым основаниям и даже без таковых. Это конституционное право главы государства не конкретизировано ни в Конституции РФ, ни в конституционном законодательстве.

Конституция РФ предусматривает два варианта постановки и решения вопроса о доверии Правительству: по инициативе Государственной Думы (ч. 3 ст. 117) либо по инициативе Правительства (ч. 4 ст. 117).

Конституция РФ устанавливает случаи, когда отставка Правительства не является результатом наступления политической ответственности: сложение полномочий перед вновь избранным Президентом; добровольная отставка. Правительство может по собственной инициативе подать в отставку. Возможны и иные основания отставки всего Правительства, например, вследствие прекращения исполнения полномочий Председателем Правительства (ст. 7 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

В соответствии с Конституцией РФ порядок отставки и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, являющихся членами Правительства, совпадает с порядком их назначения, т. е. Президент освобождает от должности указанных лиц по предложению Председателя Правительства (п. «г» ст. 83). В данном случае причины прекращения полномочий членами Правительства могут быть определены личными мотивами (например, состояние здоровья), а также связаны с наступлением ответственности указанных лиц. Это могут быть политическая, дисциплинарная и иные виды ответственности за служебные правонарушения или проступки, а также за совершение преступления. В результате член Правительства теряет доверие главы Правительства или Президента и не может далее исполнять возложенные на него полномочия. В соответствии с ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 9) заместители Председателя Правительства и федеральные министры вправе подавать заявление об отставке.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 340.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...