Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и функции судебной власти




Социально-правовая природа суда в современном государстве. Прокуратура в системе органов власти

 Судебная власть это система организации и функционирования государственных органов судов, назначением которых является осуществление специализированного вида деятельности, правосудия.

Правосудие это процесс поиска и восстановления справедливости в правоотношениях, стороны которых находятся в состоянии разногласия, конфликта. Правосудие осуществляется по специальным правилам судопроизводства и выражается в особом порядке рассмотрения и разрешения споров между различными субъектами права - гражданами, их объединениями, органами, организациями и другими.

Правосудие заключается в разрешении гражданских, арбитражных, уголовных и административных споров и в осуществлении судебного конституционного контроля.

Функциями судебной власти являются:

•защита нарушенных прав и свобод;

•наложение мер ответственности санкций на лицо, признанное виновным в нарушении прав и свобод и (или) неисполнении обязанностей;

•толкование нормативных правовых актов и сложившегося правоприменения в целях установления правил единообразного рассмотрения дел нижестоящими судами. Судебная власть осуществляется судами, составляющими судебную систему.

Для обеспечения реализации функций судебной власти в современных государствах устанавливаются гарантии самостоятельности и независимости судов. Функциональная самостоятельность и независимость судов обеспечиваются полномочиями, закрепленными только за названными органами власти, а также правилами распределения подсудности различных категорий дел между звеньями судебной системы России.

Организационная самостоятельность и независимость судов обеспечивается специальной процедурой их деятельности судопроизводством.

Судопроизводство это совокупность последовательных стадий рассмотрения и разрешения судебных споров. Порядок судопроизводства определяется процессуальными отраслевыми кодексами и некоторыми федеральными конституционными законами. Организационная самостоятельность и независимость судов обеспечивается автономией их финансово-материальной базы. Финансирование судов осуществляется отдельной строкой из федерального бюджета, что гарантируется ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации».

Статья 129 Конституции РФ, посвященная основам организации и деятельности прокуратуры РФ, находится в посвященной судебной власти (гл. 7). Вместе с тем прокуратура РФ не входит в судебную систему и не является органом, осуществляющим правосудие. Правовой статус прокуратуры РФ определяется ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура РФ представляет собой правоохранительный орган власти и формально и фактически не относится ни к органам законодательной, ни к органам исполнительной, ни к органам судебной власти.

Традиционно высокая значимость и ведущая роль прокуратуры РФ в государственной системе предопределили необходимость закрепления основных положений о ней в Конституции РФ.

Прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением гражданами, их объединениями, органами, организациями и другими субъектами права Конституции РФ и за исполнением законов, действующих на территории России. Прокурорский надзор представляет собой контрольную деятельность, целью которой являются:

•обеспечение соответствия законам издаваемых подзаконных актов;

•соблюдение прав и свобод личности в решениях и действиях (бездействие) органов публичной власти, общественных объединений, организаций, а также органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание и др.;

•координация работы в сфере борьбы с преступностью.

Прокуратура РФ составляет централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от нее по представлению Президента РФ. Все остальные прокуроры назначаются на должности и освобождаются от них Генеральным прокурором РФ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...