Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы современной модели федеративного устройства России. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов РФ




Конституция 1993 г. характеризует Россию как федеративное государство (ч. 1 ст. 1), а также устанавливает основные положения (принципы), на которых основывается федеративное устройство России (ч. Зет. 5):

•государственная целостность;

•единство системы государственной власти;

•разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;

•равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Принцип государственной целостности означает историческую преемственность российского государства как единого образования, основанного на целостности и неприкосновенности его территории.

Попытки нарушения целостности России должны пресекаться правовыми способами. В этих случаях необходим конституционный механизм вмешательства федерации в дела субъекта. В Конституции России есть общие положения (ч. 4 ст. 78, ч. 2 ст. 80), которые делают возможным такое принуждение.

Например, указы Президента РФ, на основе которых действовали федеральные органы в Чеченской Республике в 1994 г., по мнению Конституционного, Суда РФ, были приняты в рамках положений Конституции РФ, так как Президент России был обязан принимать необходимые меры по охране суверенитета Российской Федерации, безопасности и целостности государства (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П. По делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента РФ от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта»).

Принцип единства системы государственной власти выражается в том, что вся государственная власть исходит от одного источника - многонационального народа России. Органы государства образуют целостную систему, которая функционирует на основе Конституции РФ.

Этот принцип сочетается, тем не менее, с таким принципом организации органов государственной власти, как разделение властей. Разделение властей является одним из принципов оптимальной организации системы единой государственной власти.

Принципу единства государственной власти не противоречит то, что в России существуют два уровня государственной власти:

•федеральная государственная власть, осуществляемая Президентом России, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством России, судами Российской Федерации;

•государственная власть субъектов Российской Федерации, которую осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Субъекты Федерации самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти. Единство государственной власти обеспечивается тем, что Федерация определяет общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов означает, что Конституция РФ выделяет предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72). Вне пределов указанных предметов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). Однако вся полнота государственной власти субъектов РФ не означает, что такую власть субъекты РФ осуществляют в качестве суверенных государств, поскольку соответствующие полномочия и предметы ведения, в сфере которых они реализуются, проистекают не из волеизъявления субъектов РФ, а из Конституции РФ как высшего акта суверенной власти всего многонационального народа России. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется на основе Конституции РФ, Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

В соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий недопустимо неправомерное вмешательство, как Федерации, так и субъектов РФ в сферы исключительной компетенции друг друга. В России наряду с федеральным законодателем (Федеральным Собранием) действуют и 88 законодателей законодательных (представительных) органов субъектов РФ. В связи с этим актуален вопрос о соотношении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. Согласно Конституции РФ (ст. 76) по предметам ведения Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые имеют прямое действие на всей территории России. Законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Если все же такое противоречие возникнет, то в этом случае будет действовать федеральный закон. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов могут приниматься федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В этой области федеральное право имеет верховенство: законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует субъекту РФ принять собственный нормативный акт. При этом после принятия закона федерального закон субъекта Федерации должен быть приведен в соответствие с ним. Если же, в свою очередь, субъект РФ не принял закон по предметам совместного ведения, то федеральный законодатель в случае необходимости сам может осуществить правовое регулирование в этой сфере.

По вопросам, не отнесенным к предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, Конституцией РФ устанавливается приоритет законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Принцип самоопределения и равноправия народов в Российской Федерации означает не право субъекта РФ на отделение от Федерации, а возможность свободного социального и культурного развития народов в рамках российского государства. Так, республика имеет право на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе. Реализация права народа на самоопределение согласно международному праву требует при этом соблюдения принципа территориальной целостности и прав человека. Одностороннее установление или изменение республикой или другим субъектом РФ своего статуса означало бы признание правомерности нарушения государственного единства Федерации и национального единства населяющих ее народов. Подобные действия наносят ущерб конституционному строю и несовместимы с международными нормами о правах человека и народов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...