Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет и метод конституционного права




Опорный конспект лекций по предмету: «Конституционное право»

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА.. 4

1.1. Предмет и метод конституционного права. 4

1.2. Структура отрасли конституционного права: виды подотраслей и институтов. 7

1.3. Конституционное и государственное право: соотношение понятий. 8

1.4. Ведущая роль конституционного права в системе российского права. 9

1.5. Конституционно-правовые нормы: понятие и виды.. 10

1.6. Конституционно-правовые отношения: понятие и виды.. 14

1.7. Понятие и виды источников отрасли конституционного права. 16

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СОВРЕМЕННОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА.. 22

2.1. Конституционализм и конституция. 22

2.2. Понятие и основные элементы конституционализма. 24

2.3. Конституционализм, конституционная законность и конституционность. Конституционный строй. 25

2.4. История формирования конституционализма в России. 26

2.5. Понятие, сущность, принципы, функции, юридические, свойства, формы и виды конституций. 47

РАЗДЕЛ 3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.. 61

3.1. Конституционно-правовая ответственностькак вид юридической ответственности,ее место в системе институтов конституционного права. 61

3.2. Основания конституционно-правовой ответственности. 63

3.3. Субъекты конституционно-правовой ответственности. 67

3.4. Конституционно-правовые санкции, их виды.. 68

3.5. Процедуры осуществления конституционно-правовой ответственности. Конституционно-правовые иммунитеты 72

РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.. 75

4.1. Понятие основ конституционного строя. Понятие и содержание основных принципов конституционного строя России 75

4.2. Основные конституционные характеристики российского государства. 82

4.3. Конституционные основы экономических, социальных и культурно-духовных общественных отношений в России 86

4.4. Конституционные основы политических общественных отношений в России. 88

4.5. Гражданское общество и государство. 101

4.6. Конституционное регулирование и современные экономические отношения. 103

4.7. Понятие и содержание конституционно-правового регулирования экономических отношений. 105

4.8. Собственность как конституционная категория. 108

4.9. Конституционные принципы регулирования экономических отношений. 113

РАЗДЕЛ 5. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 118

5.1. Понятие и элементы конституционно-правового статуса личности в России. 118

5.2. Концепции и международные стандарты прав и свобод человека и основы правового положения личности в России 120

5.3. Принципы основ правового статуса личности. 124

5.4. Институт гражданства в конституционном праве. 127

5.5. Понятие и система конституционных прав, свобод и обязанностей. 137

5.6. Гарантии и защита конституционных прав и свобод. 142

РАЗДЕЛ 6. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ, ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА.. 147

6.1. Понятие и формы государственно-территориального устройства. 147

6.2. Принципы современной модели федеративного устройства России. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов РФ.. 149

6.3. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства. 152

6.4. Конституционно-правовой статус субъектов РФ.. 155

6.5. Разграничение предметов ведения и полномочий в рамках Российской Федерации. Участие субъектов РФ в делах Федерации. 160

РАЗДЕЛ 7. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 166

7.1. Назначение выборов. Понятие и источники избирательного права. 166

7.2. Понятие и виды избирательных систем.. 167

7.3. Принципы избирательного права. 172

7.4. Понятие и этапы избирательного процесса в России. 176

7.5. Особенности проведения выборов депутатов Государственной Думы.. 186

РАЗДЕЛ 8. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 192

8.1 Политико-правовая природа главы государства в современных странах. Становление института президентства в России 192

8.2. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ.. 202

8.3. Акты Президента РФ. Конституционно-правовой статус Администрации Президента РФ.. 204

РАЗДЕЛ 9. ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 208

9.1. Понятие парламентаризма. Политико-правовая природа парламента в современных государствах. 208

9.2. Конституционный статус Федерального Собрания. Место и роль российского парламента в системе государственных органов. 211

9.3. Парламентский контроль и его основные формы.. 215

9.4. Нормативная основа деятельности палат Федерального Собрания. Внутреннее устройство Совета Федерации и Государственной Думы, порядок работы.. 221

9.5. Статус члена Совета Федерации и статус депутата Государственной Думы.. 226

9.6. Законодательный процесс Российской Федерации: понятие и основные стадии. 231

9.7. Порядок и особенности реализации законодательной инициативы в Государственной Думе. 236

9.8. Возможности федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов РФ влиять на федеральный законодательный процесс. 240

9.9. Порядок взаимодействия Президента РФ и Федерального Собрания в федеральном законодательном процессе 243

9.10. Особенности принятия отдельных законопроектов. 245

РАЗДЕЛ 10. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 249

10.1. Правительство РФ в системе государственной власти России. 249

10.2. Состав Правительства РФ и порядок формирования. 253

10.3. Компетенция Правительства РФ. Акты Правительства РФ.. 255

10.4. Взаимоотношения Правительства РФ с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ.. 258

10.5. Ответственность Правительства РФ. Отставка Правительства Российской Федерации. 260

10.6. Система и структура федеральных органов исполнительной власти в России. 262

РАЗДЕЛ 11. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ В РОССИИ.. 265

11.1. Конституционные принципы организации и деятельности органов субъектов РФ.. 265

11.2. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ 267

11.3. Система исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.. 272

11.4. Основные формы взаимоотношений органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ 276

11.5. Порядок и организация деятельности судов субъектов РФ.. 278

РАЗДЕЛ 12. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 280

12.1 Понятие и функции судебной власти. 280

12.2. Конституционно-правовые принципы осуществления судебной власти. 282

12.3. Судебная система Российской Федерации. Конституционно-правовой статус судей. 286

12.4. Место и роль Конституционного Суда РФ в системе органов власти, порядок его формирования и компетенция 292

12.5. Основные стадии конституционного судопроизводства. Понятие и юридическая сила и значение решений и правовых позиций Конституционного Суда РФ.. 294

РАЗДЕЛ 13. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 299

13.1. Понятие и конституционная природа местного самоуправления. 299

13.2. Местное самоуправление и государственная власть. 301

13.3.Территориальная организация местного самоуправления. 304

13.4. Формы непосредственного осуществления власти населением.. 306

13.5. Основные правовые формы взаимоотношений государственных органов и органов местного самоуправления 311



РАЗДЕЛ 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

 

 

Предмет и метод конституционного права

В правовой науке термин «конституционное право» имеет три зна­чения. Во-первых, конституционное право это отрасль права: сово­купность общеобязательных правил поведения; во-вторых, конституци­онное право это наука: система знаний и представлений об отрасли конституционного права и практике ее осуществления; в-третьих, кон­ституционное право это учебная дисциплина.

Конституционное право является составной частью российской сис­темы права. Как любая отрасль права конституционное право представ­ляет собой совокупность общеобязательных правил поведения, установ­ленных или санкционированных государством. В общей системе права каждая отрасль отличается от всех других предметом и методом право­вого регулирования. Наиболее важным критерием разграничения явля­ется предмет правового регулирования, которым является та группа однородных общественных отношений, которая регулируется нормами данной отрасли права.

Конституционное право имеет свой особый предмет правового регулирования. Его содержание составляют крупные группы общественных отношений:

• по установлению и регулированию границ свободы и ответственности между обществом, личностью и государством;

• по установлению принадлежности политической (прежде всего государственной) власти, форм народовластия, суверенитета государства;

• по установлению и регулированию взаимного комплекса прав и обязанностей между человеком и государством, основ правового положения личности, по обеспечению и защите конституционных прав и

свобод;

•   по установлению и регулированию основных принципов организации и системы органов государственной власти и местного самоуправления;

• по организации и осуществлению деятельности органов государственной власти;

• по формированию органов государственной власти.

В предмете конституционного права выделяются две основные груп­пы общественных отношений: общие, в которых выражаются основные устои, основы общественного и государственного строя России и конк­ретные, в которых реализуются конституционные права и свободы граж­дан, осуществляется построение органов государственной власти, их компетенция, полномочия Президента РФ, депутатов, высших должно­стных лиц органов государственной власти.

Предмет конституционного регулирования наиболее ярко отличает­ся от предметов других отраслей тем, что важнейшим элементом этих отношений является политическая (государственная) власть.

Вместе с тем содержание предмета конституционного регулирова­ния нельзя сводить только к проблемам и вопросам устройства и функ­ционирования государственной власти. Необходимо подчеркнуть, что главным в справедливом устройстве общества является обеспечение ин­тересов личности и общества во взаимоотношениях между собой и с го­сударством. Конституционное право является именно тем правовым ме­ханизмом, который должен гарантировать полноправное участие в этих отношениях личности, общества и государства, их взаимную меру от­ветственности.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов упорядочения общественных отношений. Если пред­мет правового регулирования отвечает на вопрос, какие отношения под­вергаются воздействию, то метод определяет, как осуществляется это воз­действие. Например, отношения в сфере гражданского права предпола­гают равенство участников в экономическом обороте. Поэтому одной из характерных черт метода гражданского права является равенство сторон регулируемого отношения. Эта черта наиболее полно проявляется в пра­вовом способе установления дозволения. В административном праве, где отношения основаны на властном соподчинении сторон, основным мето­дом (способом) правового воздействия выступает властное предписание.отношениях в сфере уголовного права приоритетным является метод правового запрета.

В конституционном праве основные методы правового воздействия (предписание, запрет, дозволение) используются в полном объеме и дополняют друг друга. Метод властных предписаний часто используется в конституционном праве. Например, согласно Конституции РФ «сувере­нитет государства распространяется на всю его территорию» (ч. 1 ст. 4); «федеральные законы принимаются Государственной Думой» (ч. 1 ст. 105). Метод правового запрета также имеет значительное присутствие в конституционном праве. Например, согласно Конституции РФ «не допускается монополистическая деятельность, направленная на моно­полизацию и недобросовестную конкуренцию» (ч. 2 ст. 34); «одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сро­ков подряд» (ч. 3 ст. 81). В конституционном праве активно использует­ся и метод установления дозволения. Он выражается в таком правовом воздействии, которое предполагает выбор субъектами права одного из вариантов дозволенного поведения. Значительная часть норм с данным методом воздействия содержится в гл. 2 Конституции РФ, закрепляю­щей права и свободы человека и гражданина. Например, «каждый имеет право выбирать род деятельности и профессию» (ч. 1 ст. 37); «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (ч. 3 ст. 43). Метод правового дозволения используется и при регулировании взаимоотношений органов государственной власти. Например, «Президент РФ имеет право председательствовать на заседа­нии Правительства РФ» (п. «б» ст. 83 Конституции РФ).

Таким образом, метод конституционного права включает в себя три основных метода правового регулирования, которые в равной мере используются в процессе конституционно-правового регулирования.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...