Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предмет и метод конституционного праваСтр 1 из 72Следующая ⇒
Опорный конспект лекций по предмету: «Конституционное право» СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА.. 4 1.1. Предмет и метод конституционного права. 4 1.2. Структура отрасли конституционного права: виды подотраслей и институтов. 7 1.3. Конституционное и государственное право: соотношение понятий. 8 1.4. Ведущая роль конституционного права в системе российского права. 9 1.5. Конституционно-правовые нормы: понятие и виды.. 10 1.6. Конституционно-правовые отношения: понятие и виды.. 14 1.7. Понятие и виды источников отрасли конституционного права. 16 РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СОВРЕМЕННОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА.. 22 2.1. Конституционализм и конституция. 22 2.2. Понятие и основные элементы конституционализма. 24 2.3. Конституционализм, конституционная законность и конституционность. Конституционный строй. 25 2.4. История формирования конституционализма в России. 26 2.5. Понятие, сущность, принципы, функции, юридические, свойства, формы и виды конституций. 47 РАЗДЕЛ 3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.. 61 3.1. Конституционно-правовая ответственностькак вид юридической ответственности,ее место в системе институтов конституционного права. 61 3.2. Основания конституционно-правовой ответственности. 63 3.3. Субъекты конституционно-правовой ответственности. 67 3.4. Конституционно-правовые санкции, их виды.. 68 3.5. Процедуры осуществления конституционно-правовой ответственности. Конституционно-правовые иммунитеты 72 РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.. 75 4.1. Понятие основ конституционного строя. Понятие и содержание основных принципов конституционного строя России 75 4.2. Основные конституционные характеристики российского государства. 82 4.3. Конституционные основы экономических, социальных и культурно-духовных общественных отношений в России 86 4.4. Конституционные основы политических общественных отношений в России. 88 4.5. Гражданское общество и государство. 101 4.6. Конституционное регулирование и современные экономические отношения. 103 4.7. Понятие и содержание конституционно-правового регулирования экономических отношений. 105 4.8. Собственность как конституционная категория. 108 4.9. Конституционные принципы регулирования экономических отношений. 113 РАЗДЕЛ 5. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 118 5.1. Понятие и элементы конституционно-правового статуса личности в России. 118 5.2. Концепции и международные стандарты прав и свобод человека и основы правового положения личности в России 120 5.3. Принципы основ правового статуса личности. 124 5.4. Институт гражданства в конституционном праве. 127 5.5. Понятие и система конституционных прав, свобод и обязанностей. 137 5.6. Гарантии и защита конституционных прав и свобод. 142 РАЗДЕЛ 6. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ, ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА.. 147 6.1. Понятие и формы государственно-территориального устройства. 147 6.2. Принципы современной модели федеративного устройства России. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов РФ.. 149 6.3. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства. 152 6.4. Конституционно-правовой статус субъектов РФ.. 155 6.5. Разграничение предметов ведения и полномочий в рамках Российской Федерации. Участие субъектов РФ в делах Федерации. 160 РАЗДЕЛ 7. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 166 7.1. Назначение выборов. Понятие и источники избирательного права. 166 7.2. Понятие и виды избирательных систем.. 167 7.3. Принципы избирательного права. 172 7.4. Понятие и этапы избирательного процесса в России. 176 7.5. Особенности проведения выборов депутатов Государственной Думы.. 186 РАЗДЕЛ 8. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 192 8.1 Политико-правовая природа главы государства в современных странах. Становление института президентства в России 192 8.2. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ.. 202 8.3. Акты Президента РФ. Конституционно-правовой статус Администрации Президента РФ.. 204 РАЗДЕЛ 9. ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 208 9.1. Понятие парламентаризма. Политико-правовая природа парламента в современных государствах. 208 9.2. Конституционный статус Федерального Собрания. Место и роль российского парламента в системе государственных органов. 211 9.3. Парламентский контроль и его основные формы.. 215 9.4. Нормативная основа деятельности палат Федерального Собрания. Внутреннее устройство Совета Федерации и Государственной Думы, порядок работы.. 221 9.5. Статус члена Совета Федерации и статус депутата Государственной Думы.. 226 9.6. Законодательный процесс Российской Федерации: понятие и основные стадии. 231 9.7. Порядок и особенности реализации законодательной инициативы в Государственной Думе. 236 9.8. Возможности федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов РФ влиять на федеральный законодательный процесс. 240 9.9. Порядок взаимодействия Президента РФ и Федерального Собрания в федеральном законодательном процессе 243 9.10. Особенности принятия отдельных законопроектов. 245 РАЗДЕЛ 10. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 249 10.1. Правительство РФ в системе государственной власти России. 249 10.2. Состав Правительства РФ и порядок формирования. 253 10.3. Компетенция Правительства РФ. Акты Правительства РФ.. 255 10.4. Взаимоотношения Правительства РФ с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ.. 258 10.5. Ответственность Правительства РФ. Отставка Правительства Российской Федерации. 260 10.6. Система и структура федеральных органов исполнительной власти в России. 262 РАЗДЕЛ 11. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ В РОССИИ.. 265 11.1. Конституционные принципы организации и деятельности органов субъектов РФ.. 265 11.2. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ 267 11.3. Система исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.. 272 11.4. Основные формы взаимоотношений органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ 276 11.5. Порядок и организация деятельности судов субъектов РФ.. 278 РАЗДЕЛ 12. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 280 12.1 Понятие и функции судебной власти. 280 12.2. Конституционно-правовые принципы осуществления судебной власти. 282 12.3. Судебная система Российской Федерации. Конституционно-правовой статус судей. 286 12.4. Место и роль Конституционного Суда РФ в системе органов власти, порядок его формирования и компетенция 292 12.5. Основные стадии конституционного судопроизводства. Понятие и юридическая сила и значение решений и правовых позиций Конституционного Суда РФ.. 294 РАЗДЕЛ 13. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 299 13.1. Понятие и конституционная природа местного самоуправления. 299 13.2. Местное самоуправление и государственная власть. 301 13.3.Территориальная организация местного самоуправления. 304 13.4. Формы непосредственного осуществления власти населением.. 306 13.5. Основные правовые формы взаимоотношений государственных органов и органов местного самоуправления 311 РАЗДЕЛ 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
Предмет и метод конституционного права В правовой науке термин «конституционное право» имеет три значения. Во-первых, конституционное право это отрасль права: совокупность общеобязательных правил поведения; во-вторых, конституционное право это наука: система знаний и представлений об отрасли конституционного права и практике ее осуществления; в-третьих, конституционное право это учебная дисциплина. Конституционное право является составной частью российской системы права. Как любая отрасль права конституционное право представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством. В общей системе права каждая отрасль отличается от всех других предметом и методом правового регулирования. Наиболее важным критерием разграничения является предмет правового регулирования, которым является та группа однородных общественных отношений, которая регулируется нормами данной отрасли права. Конституционное право имеет свой особый предмет правового регулирования. Его содержание составляют крупные группы общественных отношений: • по установлению и регулированию границ свободы и ответственности между обществом, личностью и государством; • по установлению принадлежности политической (прежде всего государственной) власти, форм народовластия, суверенитета государства; • по установлению и регулированию взаимного комплекса прав и обязанностей между человеком и государством, основ правового положения личности, по обеспечению и защите конституционных прав и свобод; • по установлению и регулированию основных принципов организации и системы органов государственной власти и местного самоуправления; • по организации и осуществлению деятельности органов государственной власти; • по формированию органов государственной власти. В предмете конституционного права выделяются две основные группы общественных отношений: общие, в которых выражаются основные устои, основы общественного и государственного строя России и конкретные, в которых реализуются конституционные права и свободы граждан, осуществляется построение органов государственной власти, их компетенция, полномочия Президента РФ, депутатов, высших должностных лиц органов государственной власти. Предмет конституционного регулирования наиболее ярко отличается от предметов других отраслей тем, что важнейшим элементом этих отношений является политическая (государственная) власть. Вместе с тем содержание предмета конституционного регулирования нельзя сводить только к проблемам и вопросам устройства и функционирования государственной власти. Необходимо подчеркнуть, что главным в справедливом устройстве общества является обеспечение интересов личности и общества во взаимоотношениях между собой и с государством. Конституционное право является именно тем правовым механизмом, который должен гарантировать полноправное участие в этих отношениях личности, общества и государства, их взаимную меру ответственности. Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов упорядочения общественных отношений. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие отношения подвергаются воздействию, то метод определяет, как осуществляется это воздействие. Например, отношения в сфере гражданского права предполагают равенство участников в экономическом обороте. Поэтому одной из характерных черт метода гражданского права является равенство сторон регулируемого отношения. Эта черта наиболее полно проявляется в правовом способе установления дозволения. В административном праве, где отношения основаны на властном соподчинении сторон, основным методом (способом) правового воздействия выступает властное предписание.отношениях в сфере уголовного права приоритетным является метод правового запрета. В конституционном праве основные методы правового воздействия (предписание, запрет, дозволение) используются в полном объеме и дополняют друг друга. Метод властных предписаний часто используется в конституционном праве. Например, согласно Конституции РФ «суверенитет государства распространяется на всю его территорию» (ч. 1 ст. 4); «федеральные законы принимаются Государственной Думой» (ч. 1 ст. 105). Метод правового запрета также имеет значительное присутствие в конституционном праве. Например, согласно Конституции РФ «не допускается монополистическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (ч. 2 ст. 34); «одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81). В конституционном праве активно используется и метод установления дозволения. Он выражается в таком правовом воздействии, которое предполагает выбор субъектами права одного из вариантов дозволенного поведения. Значительная часть норм с данным методом воздействия содержится в гл. 2 Конституции РФ, закрепляющей права и свободы человека и гражданина. Например, «каждый имеет право выбирать род деятельности и профессию» (ч. 1 ст. 37); «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (ч. 3 ст. 43). Метод правового дозволения используется и при регулировании взаимоотношений органов государственной власти. Например, «Президент РФ имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ» (п. «б» ст. 83 Конституции РФ). Таким образом, метод конституционного права включает в себя три основных метода правового регулирования, которые в равной мере используются в процессе конституционно-правового регулирования.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 296. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |