Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Священные времена, праздники и посты




Христианская Церковь для определения времени молитв воспользовалась образцом ветхозаветной церкви еврейской, в которой были определены дневные, недельные и годичные времена для богослужения.

Применительно к этому еврейскому распределению христиане собирались для молитвы в 3-й, 6-й и 9-й часы дня (Деян, 2, 15; 3, 1; 10, 9) в память воспоминаний о главнейших моментах спасительной жертвы Христа: с третьим часом воспоминалось осуждение Спасителя на смерть и Сошествие Св. Духа на апостолов, с 6-м — распятие Спасителя на кресте, с 9-м -Его спасительная смерть.

В круге недельном в еврейской церкви особое место занимало субботнее богослужение. Однако христианская Церковь нашла, что среди недели есть дни, которые преимущественно пред субботою должны быть посвящены на служение Богу христианами; это два дня печали — среда и пятница, когда Христос был предан и распят, и день радости, после субботы, когда Христос воскрес. Этот день торжества назывался “днем Господним”, “днем солнца”, “днем Воскресения”. В среду и пятницу христиане постились, а в день воскресный поста не было. Богослужение в воскресный день было особенно торжественным и совершалось, по большой частью, ночью. Впоследствии такие ночные богослужения получили название всенощных бдений, в которых объединялись вечерние и утренние богослужения.

В кругу годичном главнейшими праздниками у евреев считались Пасха и Пятидесятница. Пасха установлена была в память избавления евреев от египетского рабства, а Пятидесятница — в память Синайского законодательства.

В христианской Церкви праздник Пасхи праздновался в память избавления человечества, чрез воскресение, от рабства диавола, а с праздником Пятидесятницы связывалось воспоминание сошествия Св. Духа на апостолов. Праздник Пасхи у христиан предварялся сорокадневным постом в воспоминание сорокадневного поста Спасителя в пустыне. Празднование Пасхи продолжалось 50 дней.

Во II и III вв. среди этого 50-дневного празднования стали выделяться 40-й день в честь Вознесения Христа и 50-й день в честь сошествия Св. Духа на апостолов.

Во II в. установлен праздник Крещения Господня в восточных церквах и праздник Рождества — в Западной Церкви.

К первым векам христианства относится установление праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Сретения Господня, Входа Господня в Иерусалим.

Весьма рано также были установлены праздники в честь Св. Мучеников. Во всех церквах известны были праздники в честь святых апостолов Петра и Павла, архид. Стефана. Кроме этого, каждая Церковь совершала празднование в честь своих местных мучеников.

Споры о времени празднования Пасхи

В конце II века между некоторыми церквами возникли споры о времени празднования Пасхи. Некоторые церкви, преимущественно малоазийские, праздновали Пасху вместе с евреями, т.е. 14-го нисана, когда они воспоминали крестную смерть Спасителя, — Пасха крестная, а затем через день праздновали Пасху Воскресения, в какой бы день она не случилась. Другие Церкви Пасху праздновали в первый воскресный день после 14-го нисана.

Малоазийские церкви ссылались на предание, идущее от апп. Филиппа и Иоанна, другие церкви, например, Римская, ссылались на предание ап. Павла. Св. Поликарп Смирнский, по поводу времени празднования Пасхи, приходил даже в Рим к папе Аниките, но они не убедили друг друга отказаться от своей практики, тем не менее они разошлись в мире.

Поскольку форма христианского богослужения поставлена на втором месте, то в продолжение I и II веков не было споров из-за времени празднования Пасхи, и все церкви находились в мире.

Первоначально спор поднялся в восточных церквах. На соборах епископов решено было праздновать Пасху в воскресение, а не по числам. Но малоазийские церкви продолжали праздновать Пасху в одно время с иудеями.

Римский епископ Виктор, неразумно видевший в разности обрядовой разность догматическую, настаивал на одновременном праздновании Пасхи всеми церквами в воскресный день после 14-го нисана. Малоазийские церкви не хотели отказаться от предания праздновать Пасху 14-го нисана. Властолюбивый Виктор решил объявить отлученными от общения малоазийские церкви. Такой поступок папы не нравился многим епископам: многие советовали ему позаботиться лучше о мире и единении с ближними. И лишь после настойчивого увещания со стороны Иринея Лионского Виктор отказался от этой своей попытки.

Вопрос о времени празднования Пасхи окончательно решен был в IV в. на I Вселенском соборе.

Таинство крещения

Таинства в первенствующей Церкви имели те же формы и порядок, что в настоящее время.

Крещение совершалось над всеми уверовавшими, без продолжительного приготовления (Деян. 2, 41; 8, 37-38). Но во II и III вв., ввиду многих неискренно принимавших христианство и отпадавших во время гонений, Церковь установила порядок испытания и приготовления уверовавших к принятию таинства. Такое испытание и приготовление называлось оглашением. Изъявившие желание креститься из иудеев или язычников, прежде всего, по распоряжению предстоятеля Церкви, отделялись от языческого или иудейского общества и присоединялись к обществу христиан, причем им давались новые имена, каковыми были большею частью имена святых и благочестивых мужей ветхозаветной и новозаветной Церкви или названия христианских добродетелей; иногда впрочем были оставляемы те же имена. Затем начиналось оглашение, которое продолжалось от 40 дней до трех лет. Оглашенные разделялись на три класса: слушающих, которые допускались к слушанию Св. Писания и молитв из притвора; оглашенных в собственном смысле — они стояли вместе с верными до таинства евхаристии, и готовящихся к просвещению, которые постом и молитвою приготовлялись к принятию крещения.

В течение всего времени оглашения по поручению епископа оглашенные кем-либо из клира (или даже мирян) обучались истинам христианства. В Александрии было для этой цели устроено так называемое огласительное училище.

Само крещение совершалось обычно в великие праздники — св. Пасхи, Пятидесятницы и Богоявления — в притворе, где обычно устроялись крещальни (баптистерии). После отречения крещаемого от диавола, помазания елеем следовало крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа чрез троекратное погружение в воду. Обливание допускалось лишь в исключительных случаях. Крещаемому давали белую одежду, в которой он ходил 8 дней.

Крещение совершалось как над взрослыми, так и над детьми. Были случаи крещения целых семейств, в которых, конечно, были и дети. Хотя, правда, Тертуллиан выступал против крещения детей, но Церковь была против такого мнения. При крещении детей были восприемники, которые должны были научать своих воспринятых вере. Но, том не менее, были в других церквах случаи, когда крещение откладывали до зрелого возраста, даже принимали крещение перед смертью в надежде отпущения всех соделанных до крещения грехов.

Таинство миропомазания

Таинство миропомазания ныне совершается вслед за крещением. Так было и в первенствующей Церкви. В крещении человек возрождался, а в таинстве миропомазания ему сообщались благодатные дары Св. Духа для укрепления в духовной жизни. Об этих дарах говорит Сам Спаситель (Ин. 7, 39).

Таинство миропомазания совершалось чрез возложение рук самими апостолами (Деян. 6, 14-15), но уже во времена апостольские это таинство совершалось и чрез помазание миром. После апостолов миропомазание совершали их преемники — епископы. С увеличением числа верующих совершение этого таинства предоставлено и пресвитерам, за исключением Африканской Церкви, где епископы удержали за собой не только право освящения мира, как было в других церквах, но и исключительное право совершать миропомазание.

Примечание: Прочитать 1 Ин. 8 20,27; Деян. 19, 6.

Таинство евхаристии

Таинство евхаристии совершалось в апостольской Церкви также, как было установлено Спасителем, т.е. на общей трапезе. Христиане в Иерусалиме имели общее имущество и общий стол, за которым вкушали общую пищу. Общие собрания их для вкушения пищи назывались “вечерями любви”. В других церквах, хотя и не было общения в имуществе, вечери любви (или “агапы”) были также в употреблении. В заключение таких вечерей и совершалась евхаристия или, как тогда называли это таинство, “вечеря Господня”, “преломление хлеба”, “трапеза Господня”.

В конце I или в начале II в. совершение таинства евхаристии вследствие неудобства и беспорядков на агапах было отделено от вечерей любви и присоединено к богослужению (1 Кор. 11, 20-29).

Евхаристия совершалась ежедневно, и в ней принимали участие лишь верующие. Порядок совершения этого, таинства был тот же, что и сейчас. Приступая к таинству, верующие в знак любви давали друг другу братский поцелуй. Затем из приношений (prosforas, oblationes) верующих избиралась лучшая часть хлеба и вина собственно для таинства. Предстоятель произносил молитву и освящал Св. Дары. Затем все присутствующие приобщались Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

Прочие таинства

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ — в первенствующей Церкви, совершалось так же, как и в настоящее время. Особенность была та, что во II и III веках, наряду с частной исповедью, было в большом употреблении публичное, открытое покаяние.

Оно имело место при исповедании тяжких грехов: отступничества от веры, уклонения в ересь, предательства своих братьев во время гонений, блуде. За подобные грехи Церковь отлучала каждого такого члена от общения и принимала его после длительного искуса для испытания в готовности начать новую жизнь.

В этом случае кающиеся, как и оглашенные, должны были пройти несколько степеней искуса. В первом классе состояли плачущие, стоящие вне храма и просящие всех входящих в храм верных простить их и принять в свое общество; вторая степень — слушающие, которые стояли в притворе вместе с оглашенными и слушали Св. Писание, но выходили вместе с оглашенными из церкви пред началом литургии верных; третья степень — коленопреклоненные, они стояли в храме на коленях позади всех верующих; четвертая степень — вместе стоящии с верными — они не допускались только до евхаристии.

Во все время искуса на кающихся налагали особые подвиги — сверхположенный пост, вретище вместо одежды и т.п. Срок искуса — различный. Часто искус сокращался по ходатайству исповедников (лиц из христиан, которые во время гонений претерпели заключение и мучения, но остались еще в живых). Исповедники, на себе испытавшие, как трудно во время гонений остаться твердым в вере, давали падким свидетельства libelli pacis, в которых просили общину принять падших в общение. Ходатайства исповедников повели отчасти к ослаблению строгости публичного покаяния. Да и сама Церкось в III в. во время гонений ослабила строгость публичного покаяния и стала назначать для падших особых духовников, которые сами после определенной епитимий давали разрешение вступить в Церковь без публичного покаяния.

ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА совершалось по такой же форме, как и в настоящее время, т.е. чрез рукоположение. Сначала рукоположение совершалось апостолами, а затем их преемниками — епископами.

БРАК совершался пред литургией, чтобы брачующиеся могли приобщиться Св. Тайн. Венцы были из растений и носились 7 дней.

ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ совершалось несколькими священниками (Мк. 6, 7-13; Иак. 5, 14-15).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...