Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особое значение некоторых кафедр (sedes apostolicae)




Правительственное значение городов в Римской империи не могло не оказывать влияния и на значение епископских кафедр. Как меньшие города группировались вокруг главных городов областей, так и епископские кафедры малых городов группировались вокруг кафедр городов главных. Таким образом, уже во времена послеапостольские кафедры епископов главных провинциальные и областных городов стали приобретать первенствующее значение, и особенно те из них, которые носили почетное название (sedes apostolicae) кафедры тех церквей, которыми более или менее продолжительное время управляли апостолы). Такими считались церкви: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Ефесская, Римская и др.

На епископов, занимавших апостольские кафедры (sedes apostolicae), все церкви смотрели как на хранителей апостольского предания, к ним обращались епископы малых городов с вопросами общецерковного характера, им предоставлялось право созывать соборы и председательствовать на них, они руководили избранием епископа, т.е. они пользовались уже некоторыми преимуществами по сравнению с епископами малых городов.

К концу III в. епископ Антиохийский возвысился над всеми епископами Востока, Александрийский — Египта, Римский же епископ (как преемник апостолов Петра и Павла), кафедра которого находилась в столице империи, занимал особенно высокое положение.

Однако преимущества указанных церквей были преимуществами чести, а не власти. Епископы главных городов были только первыми между равными среди других епископов.

Но несмотря на это уже во II и III вв. со стороны римских епископов делались попытки образовать главенство в Церкви, т.е. поставить Римского епископа во главе всей Вселенской Церкви с правом верховной власти. Такие притязания на главенство в Церкви видим в действиях папы Виктора (II в.),требовавшего от церквей малоазийских праздновать Пасху вместе с Римской церковью, и в споре папы Стефана (III в.) с малоазийскими и североафриканскими церквами по поводу крещения еретиков.

Епископы указанных церквей не признавали, однако, за Римским епископом права властвовать над другими церквами. Киприан Карфагенский, между прочим, на III Карфагенском соборе постановил даже, против притязаний Римского епископа, чтобы Африканская Церковь ни в коем случае не обращалась к суду Римской Церкви.

Соборная форма управления

Св. апостолы, поставляя епископов, сообщили им всем одинаковые иерархические права (Мф. 20, 20-27). Отсюда и все частные церкви были равны между собою. При таком равенстве единственно возможной формой управления была соборная форма управления. Апостолы, чуждые мысли о главенстве кого-либо из своей среды, положили начало соборной форме управления, собравшись на Иерусалимский собор, который и был высшим выражением церковной власти. Власть собора была уже властью не людей вообще, а властью Св. Духа (Деян. 15, 28).

Во времена послеапостольские установились взаимные отношения между церквами и их епископами. Каждый епископ в управлении своей церковью был независим от другого. Дела, касающиеся нескольких церквей, разрешались соборно. На соборах разбирались дела о еретиках, несогласия между епископами по управлению своими епархиями и т.п.

Равенство и независимость всех церквей и их епископов не вели за собой разъединения их. Напротив, общение епископов было полное, уже одни соборы служили прекрасном средством к общению.

Кроме этого, общение поддерживалось еще посланиями и грамотами. Послания были разного рода: одной церкви к другой по поводу гонений, ко всем церквам, предстоятелей церквей по разным вопросам, например, о времени празднования Пасхи, крещения еретиков и т.п.

Из грамот в большом употреблении были грамоты представительные, даваемые клирикам и мирянам, отправляющимся в пределы других церквей. В этих грамотах заключалось свидетельство об их православии, честности, о незапрещении клириков в священнослужении, а мирянам в том, что они не отлучены от Причащения Св. Таин. Без этих грамот никого не дозволялось принимать в Церковь.

Такое общение производило то, что все поместные церкви составляли единую Христову Церковь.

Церковные узаконения

Первыми законодателями Церкви были ее Основатель и апостолы. В Евангелиях и писаниях апостольских изложены все основные законы относительно веры, совершения таинств, иерархии, церковного благочиния, суда и проч. Затем большая часть правил передана разным церквам устно апостолами. Этими правилами и руководствовалась Церковь в своем управлении. За решением спорных вопросов в какой-либо церкви, на которые не находилось указаний в Св. Писании, обращались к основанным апостолами церквам, предстоятели которых хранили по преемству преподанные апостолами устно правила. Возможность сохранять эти правила была, т.к. во второй половине II в. живы были еще ученики апостолов (например, Поликарп Смирнский).

Впрочем, в первые же века явились и письменные сборники апостольских правил. Так, к концу II в. или нач. III в. относится появление в Церкви 85 “Правил Апостольских”. Кроме этого, отцы церкви сами составляли правила церковного благочиния, которые были подробным раскрытием того, что преподано Церкви Иисусом Христом и апостолами. Таковы принятые в канон правила св. отцов: Дионисия Александрийского (+260 г.) — числом 4; Григория Неокесарийского (Чудотворца) (+270г.) — числом 12; Петра Александрийского (+304 г.) — числом 15.

Полное и окончательное определение церковных узаконении принадлежит IV и следующим векам на Поместных и Вселенских соборах.

 

ГЛАВА VI

БОГОСЛУЖЕНИЕ И ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...