Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ, ХРИСТИАНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ И БОГОСЛОВСКАЯ НАУКА




Способы образования христиан в первые три века

Следуя заветам Спасителя (Мф. 28, 19) и примеру св. апостолов (Книга Деяний апостолов), преемники св. апостолов — епископы и пресвитеры Церкви наставляли верующих в истинах Христовой веры. Желающий вступить в Церковь должен был прежде научиться основных истин веры и лишь потом креститься.

Специально богословских школ в первые времена христианства не было. Школой такой была Церковь, где предстоятель поучал народ во время богослужения. Часто епископы устраивали с народом внебогослужебные беседы, носящие название катехизических. Если при богослужении читались книга Ветхого и Нового Завета, после чего следовала проповедь, то во время катехизических поучений эта проповедь носила иной характер — характер собеседования. Верующие или клирики задавала предстоятелю (епископу или пресвитеру) вопросы, касающиеся истин веры, на которые тот давал ответы.

Был еще один класс проповедников — христианских учителей, которые не обязательно принадлежали к числу церковной иерархии, а могли быть и из мирян, но образованными. Они странствовали от одной христианской общины к другой и предлагали верующим свою науку; это были своего рода странствующие миссионеры.

Для оглашенных при каждой Церкви стали устраиваться огласительные училища, в которых преподавалось христианское вероучение. Эти огласительные училища вскоре стали постепенно развиваться в научно-образовательные учреждения. Впоследствии, особенно стали известны христианские школы апологетов, такие, как Малоазийская (к которой принадлежат св. Ириней Лионский, св. Ипполит Римский, Юлий Африкан); Северо-Африканская (к которой принадлежат Тертуллиан, св. Киприан Карфагенский); Римская (основанная св. Иустином Философом).

Большую услугу Церкви оказали христианские училища в Александрии, Антиохии, Кесарии, Иерусалиме, Эдессе и др. Из них вышло много просвещенных пастырей и богословов. Но этих школ было недостаточно. Многие пастыри и отцы Церкви получали первоначальное общее образование в существующих языческих классических школах в Афинах, Никомидии, Константинополе и др., а затем богословское образование получали в христианских школах. Некоторые церковные писатели к языческой учености относились совершенно отрицательно (главным образом, представители Малоазийской и Северо-Африканской школ). Но многие отцы и учители Церкви признавали полезным и необходимым для пастыря знать светские науки.

Отцами Церкви называют тех церковных писателей, которые прославились своей святой жизнью. Учителями Церкви обычно называют тех церковных писателей, которые погрешали в чем-нибудь в своей жизни и научно-богословских взглядах и, следовательно, не причислены Церковью к лику святых.

Общий обзор развития древней христианской письменности

В век апостольский изучение христианских истин не принимало научного характера. Тогда христианское учение принималось непосредственною верою и усвоялось без пособия каких-либо теоретических доказательств его истинности. Но так как стремление приводить все знания в систему, присущее человеческому духу, присуще было и членам Церкви Христовой, то в последней во времена послеапостольские явилось желание привести христианское вероучение в систему, изложить его в логическом порядке, с развитием всех его частностей из одного общего основного начала и с логическимидоказательствами.

Явилось, таким образом, стремление дать христианскому вероучению научную форму, не касаясь его содержания. Такое стремление, кроме того что составляет законную потребность человеческого духа, не противно и Евангелию. Ближайшим поводом к появлению в Церкви научного богословствования послужило принятие христианства учеными язычниками. Не удовлетворяясь простою верою Церкви, они желали не только веровать, но и знать, почему следует веровать именно так, а не иначе. Вследствие этого учители Церкви старались излагать христианское вероучение научно, в системе. К тому же борьба с языческою ученостью и гностическими системами, последователи которых давали мнимо разумное, на научных основаниях, решение всех религиозных вопросов, побуждала церковных писателей придать христианскому вероучению научную форму, с учеными язычниками христианские писатели желали бороться на научной почве, а ложному гносису еретиков признавали необходимым противопоставлять истинное христианское ведение, облеченное в систему.

При самом же появлении своем научное богословствование у христианских писателей приняло двоякое направление, вызванное влиянием гностицизма.

Одни из отцов и учителей Церкви, сознавая, что лжеучения гностиков развились, между прочим, вследствие предоставления разуму большого участия в деле веры, в противоположность им, считали нужным раскрывать положительное учение Церкви на твердых началах Св. Писали и св. Предания; причем отвергали сопоставление откровенных истин с философскими идеями и вообще чуждались философских умозрений в области веры. Другие, наоборот, опровергая ложный гнозис еретиков, при изложении положительного учения Церкви пользовались выработанными философиею положениями и умозрениями, как вспомогательным средством для основательного понимания христианского вероучения, и таким образом поражали гностиков их же оружием. Первые отрицали права разума, в смысле философском, на участие в деле веры, вторые признавали за ним эти права, впрочем, в должных пределах.

Христианская письменность и наука I-III вв. разделяются на три периода:

Первый — век мужей апостольских. Задача письменности мужей апостольских — сохранение и воспроизведение апостольского предания.

Второй (130-200 гг.) — время появления ересей и борьба с ними, породившая апологетическую и полемическую литературу.

Третий (первая половина III в.) — возникновение собственно богословской науки. Христианское вероучение в этом периоде приводится в полную систему.

 

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ХРИСТИАНСКОЙ
ПИСЬМЕННОСТИ


Мужи апостольские

Под названием мужей апостольских в истории Церкви известны ученики апостолов, лично обращавшиеся с апостолами. В широком значении этот термин прилагается вообще к древним писателям I-III вв. К мужам апостольским принадлежат: в тесном смысле — св. Климент Римский, св. Игнатий Антиохийский и св. Поликарп Смирнский; в широком смысле — Варнава, Ерм, Папий Иерапольский, Дионисий и автор “Дидахи”.

Творения мужей апостольских в древне-христианской Церкви были почитаемы наравне с книгами Св. Писания и наравне с Св. Писанием читались за богослужением. Все они написаны простым безыскусственным языком в эпистолярной форме. Содержание их сходно с содержанием писаний св. апостолов. Написаны они по случайым поводам. Сплошь и рядом представляют из себя одни увещания.

Труды мужей апостольских имеют и отличия от апостольских писаний — уступают апостольским посланиям по глубине и силе богословской мысли, нет в них плана и системы, однако же заключают в себе то же самое разнообразие. Они затрагивают различные струны в различных сердцах.

От века мужей апостольских сохранилось весьма мало сочинений. Объясняется это тем, что христианство распространялось вначале среди низших классов общества, т.е. среди людей малообразованных, кроме того, не было спроса на литературные произведения, т.к. христиане еще видели и слышали самих свв. апостолов и жили в атмосфере апостольского предания.

СВ. КЛИМЕНТ, ЕПИСКОП РИМСКИЙ (92-101), был третьим епископом Рима после Лина и Анаклета, видел блаженных апостолов Петра и Павла и общался с ними. При Траяне св. Климент был отправлен в ссылку в Херсонес, где скончался мученически в 101 г., будучи потопленным в море.

От св. Климента осталось его “Первое послание к Коринфянам”. Поводом к написанию послания были беспорядки в Коринфской Церкви. Среди верующих появились зачинщики, которые претендовали на особое положение в Церкви, выступали в качестве церковных проповедников, восставая против пресвитеров. В Коринфе, таким образом, вновь появилось разделение на партии, как во время ап. Павла (1 Кор. 1, 10-17). Спор был характера не догматического, а канонического: бунтовщики хотели присвоить себе священнические права, не имея преемства благодати.

В послании, состоящем из двух частей — нравоучительной и догматико-исторической, — решается важный вопрос о преемственности церковной иерархии. Как в Ветхом Завете, говорится в послании, жертвы могли приносить первосвященник, священники и левиты, так и апостолы в Новом Завете поставили среди верующих епископов и диаконов.

Обличая зачинщиков, св. Климент доказывает, что иерархические должности в Церкви могут занимать только лица, получившие преемственную власть от святых апостолов. Христос, по словам Климента, был послан от Бога, а апостолы — от Христа. Апостолы, поставив вышеозначенных служителей, “присовокупили потом закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение”.

СВ. ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ, ЕПИСКОП АНТИОХИЙСКИЙ (+107), был учеником Иоанна Богослова. За исповедание Христа в 107 г. он был отправлен в Рим на съедение зверям. По дороге св. Игнатий написал семь посланий: к ефесянам, магнезийцам, траллийцам, римлянам (написаны из Смирны), филадельфийцам, смирнянам и к Поликарпу (написаны из Троады). Посещая на своем исповедническом пути малоазийские церкви, Игнатий сталкивался с еретиками. Большинство посланий направлено против еретического учения евионитов и докетов. Св. Игнатий с особенной ясностью излагает положительное учение Церкви о Божественности Лица Иисуса и Его человеческой природе, чем ниспровергает учение евионитов об Иисусе Христе как о простом человеке, и учение докетов о призрачной плоти Иисуса Христа. Св. Игнатий увещевает верующих “бегать еретиков”, а повиноваться в делах веры богоучрежденной иерархии, особенно епископам. Где епископ, пишет св. Игнатий, там и Церковь. “Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви, напротив, что одобрит он, то и Богу приятно”.

Св. Игнатий писал свои послания в состоянии необычайного возбуждения. Он весьма горел духом в ожидании мученического венца. При таком настроении ему особенно больно было слышать о распространении лжеучения. Отсюда стиль его отличается необыкновенной напряженностью и энергией. Каждое слово его заострено и отточено.

Особенно характерно послание к Римлянам. Оно служит памятником энтузиазма христианских мучеников. Боясь, чтобы римские христиане не подали за него петицию, св. Игнатий просит их не препятствовать его мученическому подвигу. “Умоляю вас, — пишет св. Игнатий, — не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога”.

Личность св. Игнатия принадлежит к числу необычайно сильных характеров, каких только знает история. “Лучше мне умереть за Христа, — говорит он, — нежели царствовать над всею землею. Хочу быть Божиим”.

СВ. ПОЛИКАРП, ЕПИСКОП СМИРНСКИЙ. Св. Поликарп тоже был учеником Иоанна Богослова, и святым апостолом ок. 100 г. он был поставлен в епископа Смирны. Св. Поликарп был другом Игнатия Богоносца и учителем св. Иринея Лионского. Скончался св. Поликарп в 155 г. От него дошло до нас его послание к филиппийцам. Оно представляет собой конгломерат апостольских посланий, в особенности посланий ап. Петра. Автор говорит почти исключительно словами апостольских посланий.

В своем послании св. Поликарп дает наставления в отношении мужей, жен, детей, вдов, юношей, девиц и пресвитеров. Подобно Иоанну Богослову, этот муж апостольский заботится об ограждении малоазийских церквей от влияния еретиков-докетов, и в своем послании просит избегать еретиков, не исповедующих пришествия во плоти И. Христа, т.е. докетов.

УЧЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ (ДИДАХИ). “Учение двенадцати апостолов” открыто было Никомидийским митрополитом Филофеем Вриением в 1883 г. Оно находится в открытой Вриением еще в 1875 г. рукописи Иерусалимского Святогробского подворья в Константинополе. Рукопись принадлежит к XI веку.

Сочинение это написано неизвестным автором в конце I века.

Автор “Дидахи” поставил своей задачей изложить учение Господа, переданное Им апостолам и проповеданное ими всем народам.

“Дидахи” — весьма небольшое произведение, оно разделено Вриением на 16 глав, по содержанию распадается на 4 части. 1-я часть называется катехизической (1-6 гл.) на том оснований, что в 7 главе относительно изложенного в этих главах учения замечено, что по сообщению его оглашенным можно приводить их ко крещению. Катехизическая часть представляет собой ряд нравственных наставлений. Наставления представляют собой запрещение разных грехов, например, убийства, вытравления плода, прелюбодеяния, блуда, волхвований, гаданий, богохульного ропота. Предписывается остерегаться лжеучителей, нести иго Господне, если и не вполне, то сколько возможно.

Вторая часть — литургическая и говорит о крещении, постах, молитвах и содержит три евхаристических молитвы.

Третья часть — дисциплинарная — трактует об отношении к харизматикам, апостолам, пророкам и учителям, о совершении евхаристии и о церковном суде.

Четвертая часть — эсхатологическая — говорит о необходимости духовного бодрствования и о признаках пришествия Господня.

СВ. ЕРМ. Св. Ерм представляет из себя тип древнего христианского пророка. Он был человеком простым и простодушным. В молодости был рабом одной богатой христианки Роды, жившей в Риме.

Со временем он был отпущен на свободу и стал купцом, причем приобрел большое состояние. В семейной жизни он был несчастлив: жена его была сварливого характера, а дети, за воспитанием которых он не следил, вели разгульную жизнь. Скоро и другие бедствия обрушились на Ерма: он потерял свое имение, а дети его отреклись от Господа и своих родителей.

Ерм, однако, терпеливо переносил выпавшие на его долю несчастия. Сам обрабатывал поле, оставшееся после потери его имущества. В это время он и удостоился дара пророческого и стал получать откровения, в которых он сам, его семья и вся римская община обличались во грехах и призывались к покаянию. Все эти откровения он записал в книгу “Пастырь”, т.к. эти откровения сообщал св. Ерму ангел, являвшийся ему в виде пастыря с котомкой на плечах и посохом в руке. Сочинение относится к началу II века (см. “Ж.М.П.”, 1957, 9).

СВ. ПАПИЙ, ЕПИСКОП ИЕРАПОЛЬСКИЙ (80-160). Св. Папий, ученик И.Богослова и друг Поликарпа, был епископом г.Иераполя во Фригии. Папий написал одно большое сочинение: “Изъяснение Господних изречений в пяти книгах”. Это сочинение дошло до нас в отрывках. Из этих фрагментов видно, что труд Папия представлял толкования слов Господа, т.е. евангелия. В толкованиях автор помещал и то, что узнал из устного предания.

Так, например, Папий между прочим сообщает, что ап. Иаков был убит иудеями, что воскрешенные Господом дожили до времен Адриана, что Иуда не повесился, а задохнулся от полноты.

Св. Папий собирал устные рассказы об учении Спасителя и апостолов. В своем сочинении он рассказывает о многом, что будто бы дошло до него по неписаному преданию. Без разумно-критической проверки Папий принимал за истину даже нечто близкое к баснословию. Так, в своем труде св. Папий говорит, что по воскресении мертвых наступит царство Христово, на этой земле телесно и будет продолжаться тысячу лет (хилиазм). На земле при этом появится необычайное плодородие: на каждом виноградном дереве будет по 10 тысяч веток, на каждой ветке по 10 тысяч кистей и на каждой кисти по10 тысяч ягод. В изобилии будет родить пшеница и все плодовые деревья и т.п.

Источниками сочинения Папия были наши евангелия от Матфея и Марка, послания Иоанна и Петра. Папий знал многих апостольских учеников, среди которых были дочери диакона Филиппа. Таким образом, автор имел большой и интересный запас сведений, и очень жаль, что его труд не дошел до нас полностью.

ВТОРОЙ ПЕРИОД ХРИСТИАНСКОЙ
ПИСЬМЕННОСТИ


Апологетическая литература

Ко второму периоду древне-христианской письменности относится как апологетическая литература, так и полемическая. Обе они отражают времена ожесточенное борьбы Св. Христовой Церкви с внешним врагом — язычеством и внутренним — гнозисом.

Обращаемся к апологетической литературе. Греко-римское общество II века обвиняло христиан в безбожии, разврате, суеверии и т.п. Эти мнения отражались и в языческой литературе, направленной против христиан. В сочинениях, например, Лукиана Самосатского, Цельса повторялась та же клевета на христиан.

Образованные христиане, называемые апологетами, пытались защищать христианство от этих несправедливых обвинений при помощи литературы. Одни из апологетов обращались со своими апологиями прямо к императорам, другие апеллировали к общественному мнению. Апологеты ставили перед собой две задачи:

1) практическую, или юридическую, доказывая, что христианство безвредно, что христиане почитают императора, молятся за него, и

2) научно-теоретическую, доказывая, что христианство – не грубое суеверие, а возвышенная, божественная религия.

Отсюда и различаем два рода апологий: судебные, написанные для правительства с целью побудить его остановить преследования христиан, и апологии научного характера против устных и письменных нападений языческих философов на самые основы христианского вероучения.

По отношению апологетов к языческой культуре и философии можно различать два типа апологий: у авторов одних апологий наблюдается отрицательное отношение к языческой философии, у других же авторов наблюдаем примирительные тенденции, хотя христианство они ставят выше философии, ибо оно просто и ясно отвечает на вопросы философии — где причина и цель мира, зачем мы живем и что нас ждет за гробом.

Первыми апологетами являются КОДРАТ и АРИСТИД, подавшие свои апологии имп. Адриану (117-138). От апологии Кодрата сохранился только небольшой отрывок, по которому можно, впрочем, судить о высоком достоинстве всей апологии. Именно Кодрат для доказательства того, что христиане содержат истинную религию и что их не следует гнать, — настаивает на том, что дела Спасителя — факт исторический, и что исцеленные и воскрешенные Им жили на земле после отшествия Господа, а некоторые дожили даже до его времени. Аристид же в своей апологии доказывает, что истинное понятие о Боге имеют только христиане и что об истинности их учения свидетельствуют чистота и святость их жизни; в заключение же обращается к императору с просьбой ознакомиться с писаниями христиан, чтобы узнать истину об их учении и жизни и отвергнуть все клеветы на них, распространяемые злонамеренными людьми.

В царствование Антонина Пия выступил новый защитник христианства, Иустин ФИЛОСОФ, до принятия христианства принадлежавший к школе платоников. Он написал две апологии, из которых особенно замечательна первая. Возмущенный несправедливыми нападениями на христиан со стороны народной массы и правительства, он, опровергнув все обвинения, возводимые на них язычниками, и доказав, что христиане — люди невинные и безвредные, просит у императора, называющегося благочестивым и философом, только справедливости и защиты невинных.

Но особенно много апологетов вступило во время жестокого гонения на христиан при Марке Аврелие. Тогда писали апологии МЕЛИТОН, еп. Сердийский, АФИНАГОР, христианский философ. И Мелитон, и Афинагор, обращаясь к императору философу, выражают надежду, что он беспристрастно рассмотрит дело христиан, признает несостоятельными все обвинения против них и прекратит преследование. При этом Афинагор основательно доказывает несостоятельность всех обвинений на христиан.

Но все такого рода апологии большею частью не достигают своей цели, почему к началу II века совсем прекратились. Грубой физической силе языческого правительства христиане могли только противопоставить свое необыкновенное мужество и терпение в перенесении всевозможных преследований и мучений.

Не то было при нападениях языческого мира, устных и письменных, на самые основы христианства. На все возражения против христианства последователи его отвечали множеством сочинений, в которых не только с успехом отстаивали свое вероучение, но, в свою очередь, выставляли основательные опровержения самого язычества с его религией и философией.

СВ. ИУСТИН ФИЛОСОФ, написавший, кроме двух апологий, представленных правительству, еще несколько сочинений и, между прочим, “Обличение эллинов”, с философско-научными приемами доказал в нем истинность христианства и нелепость язычества. Христианский философ АФИНАГОР (во второй половине II века) в сочинении “О воскресении мертвых” весьма основательно доказал язычникам истину воскресения. В “Послании к Диогнету”, писатель которого неизвестен, разрешаются все недоумения образованного язычника относительно христианской веры: например, какому Богу веруют христиане, кто основатель христианства, почему Он явился в это время, а не прежде, и т.п.

Также и в “Книге о вере” ФЕОФИЛА, епископа Антиохийского (умер в 181 году), основательным образом опровергаются все возражения против христианства образованного язычника Автолика, для которого и написана была книга, как-то: о христианском Боге, Который невидим для людей, о воскресении, о том, что св. книги христиан новы и потому, будто бы, не заслуживают доверия и пр. При этом, с обширным знанием языческих философов и поэтов, Св. Феофил обстоятельно доказал Автолику лживость и нелепость языческой религии, созданной самими же людьми, а именно поэтами.

Первым из латинских писателей-апологетов является МАРК МИНУЦИЙ ФЕЛИКС, живший в конце II в. Он написал сочинение “Октавий”. В этом труде, написанном в форме разговора между христианином и язычником, Минуций с убедительным красноречием опровергал те возражения язычников против христиан, какие были в ходу при Цельсе.

Плодовитым писателем-апологетом был ТЕРТУЛЛИАН (160-220), учитель катехизической школы в Карфагене. Кроме апологий, писал догматико-полемические сочинения против гностиков и иудеев.

Апологии имели громадное влияние на христиан и среди христиан спрос на них был очень велик.

Помимо отдельных личностей на защиту христианства выступали и возникавшие христианские школы, как Александрийское училище, Северо-Африканская школа богословия, о чем будет речь ниже.

Полемическая литература

Полемическая литература возникла в результате борьбы Церкви с внутренним ее врагом — ересями. Вести полемику с ересями взяла на себя обязанность возникшая во II веке Малоазийская школа богословия.

Главной ересью, против которой боролась Церковь, был гностицизм со всеми его многочисленными разветвлениями. Рядом с ним выступало евионитство и монтанизм, но последние составляли небольшую опасность, и Церковь с ними быстро справилась.

Гностицизм представлял опасную ересь, потрясавшую Церковь очень жестоко. Из сочинений православных полемистов сохранились творения св. Иринея Лионского и св. Ипполита Римского. Эти сочинения имеют огромное значение как памятник антигностической литературы.

СВ. ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ. В молодости св. Ириней был учеником св. Поликарпа. Родился он в 155 г. в Малой Азии в христианской семье. Светское образование его было глубоким и всесторонним. Христианское образование св. Ириней получил путем общения с св. Поликарпом и малоазийскими пресвитерами.

Святой Поликарп, ревностно заботясь о Галльской Церкви, получившей свое начало от церквей малоазийских, послал туда, на помощь св. Пофину, своего ближайшего ученика Иринея. После мученической смерти Пофина Ириней поставлен был епископом Лионским (около 177 г.) и проходил свое служение до 202 года, когда сам, в гонение Септимия Севера, умер также мученически.

Литературная деятельность Иринея очень обширна, он написал свыше 10 объемных сочинений. До нас дошло только 5 книг под заглавием “Против ересей” (“Contra haeresis”) и “Доказательство апостольской проповеди”. В книге “Против ересей” св. Ириной опровергает гностические системы. Главные доказательства для опровержения он заимствовал из Св. Писания и св. Предания. Второе сочинение: “Доказательство апостольской проповеди”, открытое в 1907 г., направлено также против гностиков.

Ириней отвергал участие разума в деле веры, к философии он не обращался, а опирался всегда на Откровении, т.е. на Св. Писании и Св. Предании, отсюда он является самым верным хранителем Св. Предания.

Питая особенную любовь и уважение к апостольскому преданию и защищая на основании его христианское вероучение, он, хотя не придавал такого значения разуму в деле веры, какое придавали писатели другого направления, но и но относился к соображениям разума так ригористически, как, например, Тертуллиан. Таким образом, св. Ириней является представителем направления, отвергавшего участие разума в деле веры в лучшем смысле этого слова.

Св. Ириней известен своим выступлением в пасхальном споре ок. 190 г. Назревавшее было из-за этого вопроса разделение между восточной и западной церквами (при папе Викторе), благодаря усилиям св. Иринея было ликвидировано.

Св. Ириней является главным представителем Малоазийской школы богословия (“Ж.М.П.”, 1957, 9).

СВ. ИППОЛИТ РИМСКИЙ. Вторым известным представителем Малоазийской школы богословия или представителем христианской литературы полемического характера является св. Ипполит, еп. Римский.

Его деятельность относится к концу второго и первой половине третьего века.

Св. Ипполит был учеником св. Иринея. Скончался мученический в 255 г. Он славился своей ученостью и был очень плодовитым писателем. Св. Ипполит принимал деятельное участие в жизни Церкви своего времени, возглавлял в борьбе о монархианами партию тринитариев.

Между его сочинениями замечательны его беседы и толкования на некоторые книги Св. Писания. Из сочинений полемического характера известны его два труда: “Обличение всех ересей”, в числе 32-х, и “Философумены”. В “Философуменах” св. Ипполит устанавливает тесную связь гностических учений с языческой философией, мистериями и астрологией, и таким образом раскрывает истинный характер гностицизма. Приемы развития положительного учения и полемики против еретиков у св. Ипполита те же, что и у его учителя св. Иринея.

К представителям Малоазийской школы относится также ЮЛИЙ АФРИКАН, автор первой христианской всемирной истории в пяти книгах (“Хронография”), которая сохранилась только в трудах других церковных писателей.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ХРИСТИАНСКОЙ
ПИСЬМЕННОСТИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...