Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Христианская наука в III веке




Второй век был ознаменован возникновением Малоазийской школы богословия, но научной постановки во II в. богословие не получило.

Хотя апологеты пользовались философскими доводами, а полемисты не чуждались диалектики, однако, приемы современной им языческой науки применяли они лишь случайно, без системы, исключительно в практических целях, поскольку это в большей или меньшей степени нужно было для борьбы с язычеством и ересями. Изучать христианство в его целостности, исследовать и обработать его научно — не входило в их задачу.

По отношению к богословию научные требования сводились: к установлению текста Библии и изменения ее, к систематизации христианского учения в связи с развитием отдельных богословских дисциплин (догматика, этика и др.). Исполнить эти задачи церковные писатели второго века не могли. Все внимание их было поглощено насущными потребностями времени, его практическими задачами.

Но в первой половине III в. настали более благоприятные условия для возникновения христианской науки. Гонения прекратились, гнозису нанесены были неисцелимые раны. Апологетика и полемика утеряли интерес первостепенной важности. Накопился, таким образом, запас духовных сил. Выйдя из стадии тяжелой борьбы с гносисом, церковные писатели ощущали настоятельную потребность научно обосновать свою веру. Такая потребность, конечно, чувствовалась особенно образованными язычниками, обратившимися ко Христу.

Но были и внешние побуждения к разработке христианской науки. Это — нападки на христианство со стороны языческих философов, особенно неоплатоников. Многие из них (Цельс) изучали Св. Писание и подвергали его критике в духе современных рационалистов, в особенности же высмеивали христианское учение как смесь разнообразных теорий и суеверий. Ввиду этих нападок и христианские писатели должны были воспользоваться орудиями науки и облечь свою веру в соответствующие научные формы.

Научное течение в христианстве определилось не без соприкосновения с языческой наукой, и христианская наука возникла там, где в то время и процветали языческие науки, т.е. в Александрии. Здесь со времен Птолемея (Птоломеи — династия властителей Египта, по смерти Александра Македонского (+323) до покорения Египта римлянами (30 г. до Р.Хр.). Птоломей II Филадельф (285-247) покровительствовал наукам, основал, кроме музея, в Александрии библиотеку, для которой велел перевести на греческий язык Библию) устроен был музей — нечто вроде Академии наук.

Здесь толпились бесконечные вереницы грамматиков, риторов, математиков, астрономов, философов, медиков и т.п. Здесь, в этой научной атмосфере, возникла первая христианская школа высшего типа.

ШКОЛА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ

В Александрии, как полагают, еще во времена апостольские, именно евангелистом Марком, основано было христианское училище. Вначале это училище было обыкновенною школою, одною из тех, которые бывали при епископских кафедрах для первоначального наставления или оглашения в вере обращающихся в христианство. Но огласительное училище в Александрии, по своему положению в центре всемирной образованности и учености, где с христианством входили в соприкосновение как языческие философы всевозможных школ, так и еретики всех направлений, с течением времени приняло характер богословской школы высшего типа. Такой вид придал ему один из ученых его наставников, или, как они тогда назывались, катехетов, ПАНТЕН (180-191 гг.), преемник Афинагора. Пантен, а затем другие учители и ученики Александрийского училища, образуют школу писателей, так называемую Александрийскую.

ПАНТЕН, родом из Афин, принадлежал раньше к школе стоиков, после обращения в христианство всецело посвятил себя научению других христианской вере, особенно язычников, приходивших слушать его уроки.

Школа далеко шагнула вперед в своем развитии при пресвитере Клименте Александрийском.

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ родился около половины II века. Климент был вначале язычником, происходил из знаменитой фамилии. Образование Климент получил превосходное, он прекрасно был знаком со всей языческой философией. Блуждание по философским системам и привело его к христианству. Путешествуя после своего обращения по Греции, Италии, Сирии, Палестине, Климент познакомился в Александрии с Пантеном и сделался его учеником (ок. 180 года). В 190 году Климент стал уже помощником Пантена по заведованию Александрийской школой. По смерти Пантена Климент стал во главе школы, но не надолго. Разразившееся в 202 г. гонение Септимия Севера заставило его покинуть Александрию. Он удалился на Восток и проживал в Иерусалиме, Антиохии и Каппадокии. Скончался в 215 году.

Деятельность Климента сосредоточивалась, главным образом, в Александрийском училище, где он, толкуя Св. Писание, так убедительно воздействовал на язычников, что многие под влиянием его уроков крестились.

Климент, знакомый со всею языческою ученостью, перед своими слушателями, нередко образованными и даже философами, выставлял христианство как единственно истинную философию и единственно истинное знание.

Относясь беспристрастно к языческой философии, Климент считал, что она в лучших своих проявлениях служит приготовлением к принятию христианства. С этой целью им и написано “Увещательное слово к эллинам”, где он рассматривает ничтожность языческой религии в сравнении с христианством, богооткровенному учению которого и призывает следовать.

Особенное значение Климента заключается в том, что он первый предпринял решительные шаги к научной постановке христианского учения. Будучи философски образованным, он стремился облечь христианское вероучение в научную форму, тогда как многие отцы и учители Церкви чуждались философии и науки как произведений языческого мира. Климент же считал философию и науку полезными для христианства, поскольку они помогают всесторонне и более глубоко изучать христианское вероучение.

К его трудам принадлежат: апологетические труды — “Протрептик” (“Увещательное слово к эллинам”); “Педагог” (“Воспитатель”), “Строматы” (“Узорчатые ковры”); большое экзегетическое сочинение — “Очерки”, где толковалось почти все Св. Писание; сочинение “О Пасхе” и другие.

ОРИГЕН. Преемником Климента по должности наставника Александрийского училища был Ориген, один из знаменитых ученых своего времени не только между христианами, но и язычниками.

Ориген родился в 185 т. в Александрии в христианской семье и был сыном ритора Леонида. Первоначальное воспитание получил под руководством отца, который заботился о его религиозном воспитании. Наука ему давалась легко. Впоследствии Ориген стал посещать Александрийскую школу и слушать уроки Пантена и Климента.

В 202 г. разразилось гонение. Леонид был схвачен и отведен в тюрьму. Душой 17-летнего Оригена овладело желание пострадать. Не помогли мольбы и слезы матери. Последней удалось спасти Оригена лишь тем, что, спрятав его одежду, она лишила его возможности выйти на улицу. После мучительной смерти отца он стал кормильцем своей матери с шестью детьми. Имение их было конфисковано. Ориген стал зарабатывать хлеб преподаванием грамматики.

Слава Оригена вскоре настолько возросла, что александрийский епископ Димитрий, когда Оригену было 18 лет, назначил его начальником Александрийской школы.

Жизнь Ориген проводил аскетическую, постился, спал на земле, ходил босиком, — всем этим он в конце концов крайне расстроил свое здоровье. Зато успех его был необычайный. Ревностью к исполнению евангельских заповедей Ориген довел себя до того, что, понимая буквально слова Мф. 19, 12, оскопил себя и этим избавился от многих клевет, ибо ему приходилось заниматься с женщинами.

Деятельность Оригена в Александрийском училище продолжалась 12 лет. Ведя преподавание, Ориген и сам учился. Так, в целях успешной борьбы с языческими философами и еретиками Ориген отлично изучил все философские и еретические системы.

Ориген признал полезным принять от языческой философии научную форму, в которую можно вложить христианское вероучение. Подобно Клименту, он стремился противопоставить языческой философии и еретическим системам такую богословскую систему, которая, будучи христианской, равнялась бы по своей стройности системам философским.

Число слушателей в Александрийском училище постоянно увеличивалось, так что Ориген не мог один основательно заниматься преподаванием богословских предметов и сверх того оглашать приходящих. А поэтому Ориген взял себе в помощники своего ученика и друга Иракла, которому поручил учить только что вступивших в школу, а сам занимался с более совершенными.

Деятельность Оригена была прервана в 215 году, когда имп. Каракала, вследствие народного восстания, закрыл философские школы и особенно вооружился против ученых. Ориген поэтому покинул Александрию и поселился в Кесарии Палестинской. Вскоре Ориген опять возвратился в Александрию. Теперь и началась самая плодотворная литературная деятельность его. В ней горячее участие принимал его друг Амвросий. На свои средства Амвросий, будучи богатым, содержал при Оригене 7 скорописцев, по очереди записывавших его мысли, 7 писцов, разбиравших их стенограммы, в 7 девочек-каллиграфисток, занимавшихся переписью его сочинений.

В конце 230 г. Ориген по каким-то обстоятельствам отправился в Афины. Здесь он был своими друзьями, без ведома Александрийского епископа Димитрия, рукоположен в сан пресвитера. Димитрий, обидевшись этим, лишил на соборе Оригена сана и отлучил от Церкви, поставляя ему в вину скопчество и некоторые нецерковные мнения. Но с осуждением Оригена соглашались только в Риме, восточные же церкви не признавали осуждения Оригена. Вскоре Димитрий умер, а его место занял бывший ученик Оригена Иракл. Ориген думал найти прием в Александрии, но Иракл прогнал своего друга и осудил за нецерковные мнения. После этого Ориген около 25 лет провел в Кесарии, где завел школу с хорошо поставленным светским и богословским курсом. В Кесарии Ориген пользовался большим почетом, он был приглашен ко двору матери имп. А.Севера (222-235) Юлий Маммеи, вел полемику с еретиками и писал против них сочинения.

В гонение при Декии (249-251) Ориген был схвачен и подвергнут пыткам. Затем он был прикован к углу темницы с железными цепями на шее. Будучи отпущен, умер от перенесенных страданий на 69 году от роду в 254 г.

ТРУДЫ ОРИГЕНА. Ориген — самый плодовитый писатель доникейской эпохи. Он написал до 6000 книг, однако большая часть их до нас не дошла, на что в некоторой степени повлияло церковное осуждение Оригена за его нецерковные личные мнения (например, Ориген допускал, что до творения нашего мира существовали многие миры; что дьявол может покаяться; что мучения грешников прекратятся; что прежде творения видимого мира сотворены были души человеческие).

Ориген писал по всем отраслям знаний. Он был прекрасным филологом, критиком, экзегетом, богословом, апологетом, полемистом и философом.

Из его произведений полемического характера известен труд “против Цельса”.

Известное сочинение Цельса под названием “Истинное слово”, направленное против христианства, теперь было опровергнуто достойным образом. Ориген выписывал по порядку все возражения Цельса против христианства из его “Истинного слова” и тут же делал на них свои опровержения, не оставляя, таким образом, без опровержения ни одного пункта. При обширном знания языческой философии и глубоком понимании Св. Писания Ветхого и Нового Завета Ориген, с спокойным сознанием своей силы и ничтожества возражений противника опроверг все, что выставлено было против хриcтианства злонамеренным клеветником Цельсом.

Действительность воплощения Бога Слова Ориген доказывает ветхозаветными пророчествами, которые все исполнились на Господе Иисусе Христе, о чем свидетельствует история, достоверность повествований которой не подлежит сомнению. Равным образом в доказательство того, что чудеса Господа Иисуса Христа — не волхвования и не баснословные вымыслы, а также Его воскресение не обман, как говорит об этом Цельс, Ориген ссылается на историю; он заявляет, что Господь Иисус Христос жил в историческое время, что повествование евангелистов о чудесах Его — не басни, а история; что воскресение совершилось при таких обстоятельствах, при которых невозможен обман; наконец, в доказательство Божественности Лица Иисуса Христа и истинности Его воскресения Ориген представляет известный даже его современникам факт -проповедь апостолов и распространение ими христианства, несмотря на все препятствия. Вообще в этом сочинении Оригена основательным образом опровергаются не только возражения на главные пункты христианского вероучения, но обстоятельно выясняются и второстепенные вопросы, поставленные Цельсом, например: почему иудеи не приняли Иисуса Христа; почему Он явился в мир в последнее время, а не раньше; отчего происходят в Христианской Церкви еретические общества; о достоверности сказаний Моисея о миротворении; об истинности воскресения мертвых и проч.

Вся слава Оригена покоилась на его знаменитом догматическом сочинении “О началах”, представляющем собою опыт первой догматики (в 4-х книгах).

Кроме этого, Ориген много трудился над толкованием Св. Писания. Помимо схолий, или замечаний на полях на трудные места Св. Писания, он написал комментарии почти на всю Библию, кроме Апокалипсиса. Во всяком месте Св. Писания Ориген усматривал троякий смысл: буквальный, нравственный и таинственный, согласно тогдашнему делению человека на три части: тело, душу и дух. Но особенно увлекался Ориген таинственным смыслом.

Ориген оставил также ряд проповедей, писем и научных трактатов. Особенно замечательны его труды по исследованию Св. Писания Ветхого Завета. 27 лет занимался Ориген исследованием Св. Писания Ветхого Завета, и плодом этих занятий были так называемые его тетраплы и экзаплы (тетрос — четыре, екс — шесть, аплос — объясняю). Греческий перевод Св. Писания Ветхого Завета 70 толковников во время Оригена оказался испорченным: не только встречались разности в тексте по разным спискам, но даже некоторые места совсем были опущены против еврейского подлинника. Ориген решился сверить греческий текст с еврейским подлинником, для чего изучил еврейский язык. Кроме греческого перевода 70, он имел в руках еще и другие переводы — Акилы, Феодотиона и Симмаха, найденные им и приобретенные при пособии друга его Амвросия. Сличив все эти греческие переводы между собою и с еврейским подлинником и отметив разности перевода 70 сравнительно с прочими особыми знаками, Ориген изложил текст их в шести столбцах; в первом он поместил еврейский подлинник; во втором тот же подлинник, только написанный греческими буквами, далее — перевод Акилы, затем Симмаха, 70 толковников и, наконец, Феодотиона. Это так называемые экзаплы. Тетраплы же составляют свод последних четырех переводов, одних только греческих. Также ревностно трудился Ориген над текстом Св. Писания Нового Завета, заботясь, главным образом, о приобретении верных списков.

Ориген бесспорно превосходил всех церковных писателей глубокомысленностью и оригинальностью своих суждений. Св. Писание он знал наизусть, приводя баз всяких словарей многочисленные цитаты, в которых встречается то или иное слово. В отношений к философии Ориген был эклектиком. Некоторые учения Оригена, как было сказано, отвергнуты Церковью, но мы должны удивляться этому человеку, который посвятил свои редкие таланты на службу христианству и не раз смело шел на страдания за веру. Можно не соглашаться с некоторыми религиозные взглядами Оригена, но нельзя упрекнуть его за его жизнь (См. “Ж.М.П.”, 1953, 12).

УЧЕНИКИ ОРИГЕНА. Следующим представителем Александрийской школы является ДИОНИСИЙ, Александрийский епископ с 248 г. Он был одним из приверженных учеников Оригена. После Иракла Дионисий был начальником Александрийской школы. Принял он христианство в зрелом возрасте и занялся изучении богословия, философии и еретических мнений. Деятельность Дионисия была очень полезна для Церкви, он написал много произведений полемического характера против хилиастов, антитринитариев и других еретиков. Дионисий много написал также сочинений экзегетического и догматического характера, однако сохранились от них только некоторые отрывки.

Представителем оригеновской школы в Кесарии является второй ученик Оригена св. ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ. Он происходил из богатой языческой семьи и сначала готовился к адвокатской должности. Но встретившись в 231 г. в Кесарии с Оригеном, принял христианство и под руководством Оригена стал изучать богословие.

В 244 г. он был поставлен епископом Неокесарийским. Из его творений известны: “Символ веры”, чудесно сообщенный ему, “Каноническое послание” (в 12 правилах) и “Панегирик Оригену”.

Из оригеновской школы вышел известный пресвитер кесарийский ПАМФИЛ. Он продолжал труды Оригена в Кесарийском училище. Особенно он занялся устройством библиотеки, основание которой было положено Оригеном, для чего он собрал списки Св. Писания и отеческих творений. Скончался мученически в 309 г. Его трудами воспользовался его друг, известный отец церковной истории ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ.

Антиохийская школа

В конце III в., кроме Александрийской и Кесарийской школ, образовалась еще научно-богословская школа в Антиохии. Многочисленная и разноплеменная по населению Антиохия славилась науками и искусством. При жизни апостолов она уже считалась “Матерью церквей из язычников” (Глубоковский). Как и в Александрии, христианство столкнулось здесь с язычеством, иудейством и многообразием философских воззрений.

О первых страницах истории Антиохийской школы точных сведений не сохранилось. Вероятно, там была первоначально обычная школа для научения оглашенных, какие были при многих церквах. Более достоверные сведений начинаются с Феофила Антиохийского (+181), известного мыслителя, писателя-апологета.

В конце III века организацией школы занялись ученые антиохийские пресвитеры: Дорофей (около 290 г.) и Лукиан. С 272 г. по 311 г. Лукиан был учителем Антиохийского экзегетического училища. Лукиан особенно замечателен как ученый исправитель текста Св. Писания. Умер мученически в 312 г. в гонение Максимина.

Антиохийская школа достигла особого расцвета в IV в. Направление ее было отлично от школы Александрийской. В Александрийской школе преобладал идеализм, наследованный от философии Платона, выразившийся аллегоризмом, и мистицизмом в толковании Св. Писания и глубокими умозрениями в разрешении догматических вопросов; в Антиохии, напротив, преобладал реализм — основной принцип философии Аристотеля, — допускавший в толковании Св. Писания преимущественно буквальный смысл и требовавший простоты и ясности в понимании христианских догматов, изъясняя их на основе разума, не допуская никакой таинственности (как в школе Александрийской).

Все таинственное и непостижимое антиохийцы стремились свести к ясному и постижимому. Это приводило их к смешению веры со знанием. Отсюда выходило и то, что главным средством познания они считали не веру, а рассудок (разум). Александрийцы же лучшим средством познания считали не рассудок, а веру, как и говорит апостол: “верою разумеем” (Евр. 11, 3). Климент Александрийский говорит, например, что вера необходима не только для достижения высшего религиозного знания, но и для всякого другого знания: математики, медицины и др. Где нет веры, там нет знания. Участие разума этим, однако, не устранялось, а ограничивалось.

Оба эти богословские направления, доведенные до крайности, послужили основанием для развития в Церкви ересей в IV и последующих веках (см. “Ж.М.П.”, 1955, 5).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 499.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...