Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА МОРОЗЕ




1. На холоде лучше надевать несколько слоев одежды.

 

2. Если мороз больше двадцати градусов, нужно смазывать лицо и открытые части тела от обморожения.

3. Нельзя дотрагиваться до холодного железа языком или мокрой рукой: кожа прилипнет.

4. Если на морозе быть без варежек: кожа потрескается, и образуются цыпки.

5. На морозе опасно громко кричать, есть мороженое: можно охла­дить горло и простудиться.

После занятия. На занятии по лепке дети делают коллективную ра­боту «Упряжка оленей», на занятии по аппликации создают панно.

 

                                 

 

 

Занятие по ознакомлению с окружающим       

Занятие на тему «Беседа о народах Севера»

 

 

Программное содержание: углубить и обобщить знания детей о народах севера ХМАО, их быте, деятельности, о животном и растительном мире.

Углублять знания о том, где мы живем, какие еще народности живут в нашем округе. Воспитывать интернациональные чувства, прививать любовь к родному краю.

 

Словарная работа: добиваться от детей правильных связных ответов, следить за четким произношением. Объяснение непонятных слов. Ввести в активный словарь детей слова: хорей, нарта, чум.

 

Материал: макет чума, кукла в национальном костюме, фотографии и иллюстрации, мех оленя, макет нефтяной вышки.

 

                                      Ход занятия.

 

- Дети, подумайте и скажите, в какой стране мы живем? (в России)

- Кто мы по национальности? (русские)

- Какие вы еще знаете национальности, проживающие в нашей стране? Страна наша большая, многонациональная, в ней много национальностей.

- Дети, а как же называется наш край, в котором мы живем? (Югра) Какие национальности проживают в нашем крае (ханты и манси)

- Сегодня мы поговорим с вами о народах Севера

- Чем они занимаются ? (рыбу ловят,охотятся,пасут стада оленей)

- Где раньше жили народы севера? (в чуме) Расскажите дети, что вы знаете о чуме? Из чего он сделан? Что внутри? (макет)

                                           

Чум

На шалаш наш чум похож,

Только ростом выше,

Не беда если дождь, не промокнет крыша.

Он стоит за бугром, дверь, порог и стены,

Сделаны не топором, а из шкур оленьих.

- Дети, а какую одежду носят народы Севера? (малицу, кисы) Из чего шьют одежду? Почему?     

Физкультминутка

- Да, на Севере очень холодно. Край наш суров

и морозен, поэтому люди шьют теплую одежду. Свою одежду они украшают узорами, драгоценностями. Посмотрите на эту куклу. Она одета в Северный национальный костюм.

- Что одето на ней?

Малица.

                                          Малица

                     Папа малицу привез, посмотрите. Нате,

                     Не боюсь тебя мороз,

                     Руки, уши, лоб и нос в малицу я спрятал.

                    Вот пойду по улице поскользнусь и упаду

                    В ней тепло сидеть в снегу.

                    Вот какая малица, всем ребятам нравится.

- Каких животных разводят на Севере? Оленей, собак.

Олень быстро бегает, легко переносит холод, не проваливаются в снег. При беге копыта раздвигаются, лапы становятся шире.

- Чем полезен олень? Едят мясо, шьют одежду, запрягают в упряжку.

- Как же олень добывает пищу зимой? Правильно, разгребает копытом снег, достают мох-ягель.

- Дети, а какие дикие животные живут на Севере?

В наших лесах растет много ягод, какие вы знаете ягоды?

Чем еще богат наш край?(рыбой,пушниной,лесом и газом)

Да, наш край сказочно богат. И нефть, и газ Севера идут по трубам в разные концы нашей необъятной страны. Что делают из нефти и газа? (бензин)

- Дети, а кто добывает нефть и газ? Как называются профессии?

Нефть и газ ищут геологи, а добывают нефтяники и газовики.

                                 Сибирь

              Земля моя таежная, сибирский край могучий,

              На всей земле ,наверно нет и рек и пашен лучше.

              Открыли здесь геологи, к подземным кладам двери.

              Богатств таких наверно нет, на Марсе и Венере.

Сегодня мы с вами поговорили о нашем крае, узнали много нового и интересного

На этом наше занятие закончено.

 

 

ЛЕПКА

Коллективная

Тема: «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...»

(«Упряжка оленей»)

Задачи.Познакомить с новыми скульптурными приемами лепки, показать возможность дополнения образа разными материалами (рога из веточек).

Продолжать учить передавать движение и придавать поделке устой­чивость (использовать трубочки или зубочистки в качестве каркаса для тонких ног копытных животных).

Учить детей создавать из отдельных лепных фигурок красивую сю­жетную композицию.

Воспитывать интерес к сотрудничеству в коллективной работе.

Предварительная работа.Рассматривание иллюстраций, фотогра­фий, альбомов, знакомящих с жизнью на Крайнем Севере. Подготов­ка основы для коллективной композиции.

Материалы, инструменты, оборудование.Пластилин, стеки, тру­бочки или зубочистки, салфетки, веточки для оленьих рогов, ниточки или веревочки для изготовления упряжки.

Содержание занятия.

 Воспитатель показывает детям фотографию или картину (репродукцию), скульптуру, изображающую упряжку оле­ней. Проводит краткую, но очень эмоциональную беседу о жизни на Крайнем Севере с опорой на занятие по ознакомлению с окружающим миром. Подчеркивает роль оленей, как первых помощников человека в крайне суровых условиях жизни. Обращает внимание на то, что и люди, и олени, и собаки, живущие среди вечных льдов и снегов, — очень друж­ные, всю работу делают вместе, потому что только так они могут выжить.

Предлагает детям создать скульптурную композицию «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...». Показывает, как в этой ком­позиции олени будут везти легкие сани с людьми и грузом.

Дети рассматривают изображение оленя, описывают его, чтобы пере­дать характерные особенности: крупное туловище, тонкие ноги, ветвис­тые рога, — и сами определяют способ лепки оленя. Воспитатель подска­зывает, что в тонкие ноги для устойчивости фигурки можно поместить зубочистки. А ветвистые рога можно сделать из пластилина или смастерить из маленьких веточек.

На следующем занятии дети создают аппликацию «Где-то на белом свете» из нее и вылепленных упряжек составляют диаграмму «Мы поедем, мы помчимся..»

 

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Наша улица»

Задачи. Знакомить детей с устройством и составлением простей­ших планов окружающего пространства, условными знаками и симво­лами, учить детей объяснять и проходить маршруты по описанию, со­блюдать правила безопасного поведения на улице.

Предварительная работа.1. Изготовление панно «Посёлок» на заня­тии по аппликации.

 2. Экскурсия по прилегающей территории детско­го сада (для детских садов, расположенных в городе). Во время экскур­сии дети исследуют вместе с воспитателем, что есть в их районе, какие дома, дворы, что в них находится, было ли там что-нибудь интересное для детей: детская площадка, пруд с утками, зоомагазин и т. д. (Во вре­мя экскурсии воспитатель может сделать фотографии, которые потом будет обсуждать с детьми.)

Материал.План посёлка, небольшие условные знаки-символы для разных мест в городе.

Содержание занятия.Воспитатель спрашивает детей, кто какой дом сделал. Чей дом находится, например, рядом с домом Иры, напро­тив Сашиного дома, между домом Насти и Андрюши и т. д.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, как называется ули­ца, на которой они живут, улица, на которой стоит детский сад, какие еще названия улиц им знакомы. Затем воспитатель объясняет, откуда взялись некоторые названия улиц (по фамилии знаменитого челове­ка, по тому, какой она формы, ширины, куда ведет, по историческо­му событию, что было на месте этой улицы раньше и т. п.). Воспита­тель вспоминает с детьми, какие улицы были в Цветочном городе в книге про Незнайку, обсуждает, какие еще названия они могли бы придумать для этого города.

Воспитатель рассматривает с детьми план посёлка, обсуждает с ни­ми, что обозначают серые полоски, круги и квадраты (улицы, площади и стоянки машин), зеленые (парки, скверы), голубые (пруды и речки). Дети придумывают названия для улиц города на плане: Сашина улица, Широкая, Кривая, Парковая, Каштановая улица и т. д. Воспитатель обсуждает с детьми, что им хотелось бы видеть на своей улице — дет­скую площадку, пруд,  парк с белочками и т. п.

Воспитатель вспоминает вместе с детьми, что есть в городе (кафе, автозаправочные станции, больницы, парки природные и парки ат­тракционов и т. п.), спрашивает у детей, какие виды магазинов они знают, какие у них вывески, витрины. Рассматривает с детьми услов­ные обозначения для разных мест в городе: батон и связка баранок — булочная; ботинок — обувной магазин; ботинок и молоток — ремонт обуви; кофта, юбка и брюки — магазин одежды; пуговица, иголка и нитка — ремонт одежды; мяч и кукла — магазин игрушек; коньки и санки — спортивный магазин; красный крест — аптека; чашка с под­нимающимся паром — кафе и т. д.

Затем воспитатель размещает на плане условные знаки-символы для разных мест в городе и показывает на плане, как пройти к какому дому или магазину. Предлагает детям при помощи мелких игрушек (машинок) проходить маршруты по инструкции на плане города — хо­дить или ездить друг к другу в гости, объясняя дорогу. Например, «иди прямо, потом поверни около красного дома, мой дом за парком»; «иди до пруда, обойди пруд, мой дом белый с голубыми балконами» и т. д. Затем сами дети рассказывают, кто куда идет.

Воспитатель объясняет, где проходят опасные дороги, по кото­рым ездят машины, где находятся стоянки машин, через которые нельзя проходить, т. к. за машинами не видно движения транспорта и т. д.

Воспитатель читает стихотворение Д. Чиарди «О том, у кого три глаза» (перевод Р. Сефа)1.

Воспитатель спрашивает у детей, какие светофоры они знают, для чего нужны светофоры, как они регулируют движение, что означа­ют зеленый и красный человечки на светофоре и обсуждает с детьми, где можно переходить улицу по переходу (объясняет разницу между подземным и наземным переходом, как надо переходить улицу по на­земному переходу). Воспитатель рассказывает, что на разных перекре­стках и в разных городах светофоры могут быть устроены по-разному: мигать, показывать бегущего и стоящего человека, ладонь — знак за­прета, но всегда красный цвет обозначает запрещение, а зеленый — разрешение. Рассматривает и обсуждает с детьми дорожные знаки, обозначающие надземный переход и др.

Воспитатель предлагает детям догадаться, почему те люди, кото­рые убирают или ремонтируют дороги, надевают одежду оранжевого цвета.

Воспитатель обсуждает с детьми стихотворение Гайды Лагздынь «В трамвае», спрашивает, как правильно нужно было бы вести себя мальчику.

—Сесть хочу я у окошка! —
Заявил в дверях Алешка.

—У окна сидеть хочу!
Не дадите? Закричу!

В течение всей недели воспитатель обсуждает с детьми основные правила поведения детей на улице и в транспорте.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ

1. Когда переходишь улицу, посмотри сначала налево, потом на­
право, убедись, что машин нет, проверь, чтобы горел зеленый свет,
и тогда переходи.

2. Будь осторожен, проходя мимо стоящих машин: неожиданно мо­
жет открыться дверца и стукнуть тебя, машина может поехать, из-за
машины может появиться другая машина.

3. На улице нельзя играть в мяч, бегать между пешеходами, мешая
им идти.

4. Если едешь на автобусе, трамвае, метро, не кричи, держись за ру­
ку взрослого, чтобы не потеряться, не залезай с ногами на сиденье,
не ешь и не бери с собой то, что может испачкать других людей.

5. Уступай места пожилым людям, которым труднее стоять, чем те­бе, а если молодой человек уступил тебе место, предложи маме или
другому взрослому, с которым ты едешь, подержать на коленях или поставить рядом на сиденье свою тяжелую сумку.

После занятия.Дети могут придумать другие необычные города, например, Ягодный город, Грибной, Рыбный и т. д. Описать, какие это города, какие там площади и улицы (например, в Рыбном городе ули­цы Золотой рыбки, Окуневая, площадь Щуки — весь город находится под водой; в Ягодном городе — Земляничная, Брусничная или Клюк­венная улица; улицы Лисичек или Свинушек, площадь Подберезови­ков или Маслят в Грибном городе и т. д.). Придумать, кто живет в этом городе, и разыграть ситуации, в которых жители этих городов могли бы оказаться.

 

 

Тема:«Как животные готовятся к зиме»

Задачи.Формировать представления о сезонных изменениях в жизни животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме; воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, стремление их подкармливать; давать первые представления о приспособлении животных к изменениям природы.

Предварительная работа.Наблюдения за животными. Воспитании, обращает внимание детей на изменения, которые происходят в жизни животных: исчезли бабочки, мухи, жуки; одни птицы уже yлетели в теплые края (грачи, ласточки, стрижи), другие перебираются поближе к жилью человека (синицы, снегири, свиристели). Дети наблюдаю i за птицами на кормушках, подкармливают их. Если есть возможность, наблюдают за белкой: сменила ли она шубку; посещают водоем: оста­лись ли на нем утки? Проводят исследование: есть ли сейчас пища дляживотных? На территории детского сада, в лесу дети ищут самих жи­вотных или их следы (отпечатки лап, цепочки следов, объеденные шишки, раздавленные ягоды).

Материалы,инструменты, оборудование.Фотографии, рисунки перелетных и зимующих птиц и зверей (прежде всего, характерных для вашего населенного пункта и природной зоны вашего региона), бу­мажные силуэты зайцев серого и белого цвета, листы бумаги разного цвета (фоны для моделирования).











Содержание занятия.

Воспитатель вспоминает с детьми признаки осени, которые обсуждались на предыдущих занятиях: растения зимой «спят» — почти не растут, не пьют воду. А что происходит с животными?

Педагог рассказывает детям, что разные животные встречают зиму по-разному. Рассматривает с детьми изображения перелетных птиц: грача, ласточки, стрижа. (В каждом регионе могут быть свои примеры.) Дети высказывают предположения: почему эти птицы улетают осенью и прилетают весной; вспоминают о том, чем питаются разные птицы (об этом они узнали на занятиях раньше). В зависимости от характера питания животного ребенок делает вывод: улетает эта птица в теплые края или остается зимовать. Главная причина того, что птицы улета­ют — исчезновение их пищи — насекомых, которые вновь появятся только весной.

Некоторые птицы — вороны, синицы, воробьи — остаются рядом с человеком. Снегири, свиристели прилетают в города и поселки из се­верных лесов. Они едят ягоды рябины и других растений. Вороны дер­жатся близко к дому человека и питаются остатками выброшенной пи­щи (кашей, мясом, рыбой и даже йогуртом).

Некоторые животные на зиму впадают в спячку. Чтобы пережить зиму, они осенью много едят, накапливают жир и толстеют. Спит в бер­логе бурый медведь, спит ежик, рыбы спят на дне рек и озер, в ил зарываются лягушки, жабы, раки. Под корой деревьев, в старых пнях пря­чутся насекомые.

Мех зверей к зиме становится гуще, пушистее и лучше согревает их в холодное время. Некоторые звери меняют цвет своих шубок, воспитатель загадывает загадку: «Летом серый, зимой белый» и спрашивает ребят, почему заяц к зиме становится белым. Для того чтобы ответить на вопрос, дошкольники работают с моделью. Силу-нм зайцев белого и серого цвета поочередно помещают на разные фоны. Затем выбирают фон, на котором белый заяц будет наименее заметен, и делают соответствующие выводы. Воспитатель может показатьдетям фотографии горностая и белки, рассказать о том, как они меняют цвет своих шубок. Горностай становится белым, а белоч­ка серой. (Летом ее рыжевато-коричневая шубка не очень заметна средистволов деревьев.)

Педагог объясняет, что некоторые животные (белка, мышь, хомяк, бурундук,сойка, поползень) запасают на зиму корм (желуди, орехи, грибы, семена и т. п.). В голодное время они ими питаются, но отыски­вают не все запасы. Из оставшихся желудей, семян потом вырастают новые растения.

Дети выбирают животных, которые обитают в их регионе, и расска­зывают, как те готовятся к зиме.

В заключение воспитатель вместе с детьми делает выводы: живот­ные по-разному готовятся к зиме: впадают в спячку, отправляются в теплые края, переселяются поближе к человеку, запасают корм, утеп­ляют свои шубки и меняют их цвет, насекомые прячутся под кору дере­вьев, зарываются в землю и т. д.

После занятия.Дети подкармливают птиц, белок шишками, ореха­ми, семенами. Воспитатель подчеркивает, что животных нужно кор­мить только тем, что они едят в природе.

Дополнительные материалы.

Загадки:

Не барашек и не кот,

Носит шубу целый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета.

(Заяц)1

Серый зверюшка, длинные ушки,

А хвостик клубком,

Спит под кустом, там его дом.

 Зима наступает — шубку меняет.

                                          (Заяц)2

 

То рыжая, то серая, а названье белое.

                                               (Белка)3

 

 

ПРИРОДА










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 539.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...