Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: «Птицы северного края»
Цель. Обобщить знания о птицах, которые обитают в тундре, дать представление о перелетных летных и зимующих птицах, воспитывать любовь и бережное отношение к природе Материал. Слайды, фонограмма с записью голосов птиц, альбомные листы, краски (на каждого ребенка). Ход занятия Знаю, все вы любите путешествовать. Предлагаю отправиться прогулку в тундру. Только одно условие будете моими экскурсоводами. Согласны! Тогда в путь! Включается фонограмма «Голоса шпиц Воспитатель. Чьи же это голоса? Kaнареек? Соловьев? Дети. Нет, у нас в тундре другие ни живут. Воспитатель. Расскажите мне о них пример, о какой птице говорится в стихотворении О. Аксеновой? Всю зиму, до самого лета, В сокуй белоснежный одета, Глаза, как зеленые блюдца, Не плачут и не смеются. При солнце таится и спит, - Во тьме на охоту летит. Дети. Полярная сова. Воспитатель. Дети, кто расскажет об птице? Ребенок (готовил сообщение дома с родителями). Сова - хищник. Посмотрите, какая она большая! Не боится на зайца напасть мышей без труда схватывает своими большими когтями и острым клювом. Клюв у нее крючком вниз, чтобы с добычей легче расправляться. Крылья короткие и сильно закругленные, чтобы летать бесшумно. Воспитатель. И летом, и зимой поля сова живет в тундре? Никуда не улетае'1 Дети. Heт, не улетает. Сова, зимующая птица, а не перелетная. Воспитатель. Наверно, ей скучно одной долгой долгой полярной зимой. Творческая мозаика Дети.Вот и нет! Не одна сова зимует в тундре - белая куропатка тоже не улетает. Воспитатель.Она такая маленькая... Где ей в тундре от совы спрятаться? Чем пропитаться? Все снегом покрыто... Дети.Куропатка в снег умеет зарываться - там она корм и находит: ягоды, почки, траву. Проворная она, наша белоснежная красавица, только черные глазки на снегу заметны да клювик. А летом она меняет свои белые перышки на пестрые. Воспитатель. Сама она маленькая, а лапки какие? Дети.Мохнатые - теплые, как валенки, иширокие, чтобы в снегу не провалиться и в болоте не утонуть. Воспитатель. А кричит она как? Или помалкивает, чтобы ее лиса не поймала? Дети подражают крику куропатки. Звучит фонограмма. Организуется подвижная игра «Охотники икуропатки». Правила игры. «Куропатки» по сигналу воспитателя улетают от «охотников» - те начинают их ловить только после такого же сигнала. Воспитатель. Продолжим нашу экскурсию. Кто расскажет об этой интересной птичке с воротничком? Дети.Это кулик турухан. Его красивый воротничок может подниматься и опускаться. У всех куликов клюв длинный, лапки тонкие и длинные (чтобы в болоте не провалиться), перышки ржавого цвета, с серыми и черными пятнами, крылья острые и большие по сравнению с туловищем, а хвостик закругленный и небольшой. Воспитатель.А я стихотворение о кулике вспомнила. Послушайте. Тундра весело запела: Чук-кул-лик, чук-кул-лик. По весне к нам прилетела Птица пестрая - кулик. Ноги - крючья, нос длинней, Чем олений прут хорей. Огдо Аксенова Итак, кулик - птица перелетная или зимующая? Как поет кулик? (Ответы.) Демонстрация слайдов. Воспитатель.А про этих птиц я и сама могу рассказать. Это гуси. Они прилетают к нам в тундру весной, селятся в водоема У гусей шея длинная, лапки красные - у уток клюв широкий и приплюснутый, чтобы удобней было рыбу ловить. Гуси рыбу не ловят, они траву щиплют. Гуси выводят птенцов в тундре. Птенцы к зиме подрастают и улетают с родителями в теплые края. Люди охотятся на гусей: их пухом и перьями подушки набивают, а мясо в пищу употребляют. Физкультминутка. По тундре мы гуляем, за природой наблюдаем (ходьба на месте с поворотами вправо, влево). Вверх на солнце посмотрели, и нас лучикисогрели (поднимают голову вверх). Птички в гнездышках сидят приседают Птички по небу летят (взмахивают руками И по кочкам скачут (подпрыгивают подпрыгивают на местее). И никто не плачет (улыбаются). Воспитатель.Вижу, собрались здесь стоящие знатоки наших пернатых Давайте узнаем, кто лучший знаток? Конкурс загадок. Угадайте, что за птица? Света яркого боится, Клюв торчком, Глаза пятачком. (Сова.) Нырял, нырял, сухим остался. (Гусь.) Над водой летает, Пароходы провожает, Рыб поднимает. (Чайка.) Комья снежные лежат, Комья снежные дрожат. Это птица, а не снег. Обитает возле рек. Только клювик и глаза Выдают ее всегда. Она белая, как ватка. Кто же это? (Куропатка)
Продуктивная деятельность
Дети приклеивают недостающие детали изображенным на листах птицам(3вучит фонограмма голосами птиц.) дemu no просьбе воспитателя на один стол кладут листы с изображением перелетных птиц, на другой - зимующих. Все вместе рассматривают их, повторяют названия Занятие по ознакомлению с окружающим Тема: «Путешествие на Север» Задачи. - Учить детей уважать культуры, отличные от их собственной. - Формировать первоначальные представления детей об образе жизни людей на Севере, о зависимости образа жизни людей от климатических условий. Предварительная работа.Чтение сказки С. Топелиуса «Сампо-Лоренок». Материалы, инструменты, оборудование.Иллюстрации с изображениями пейзажей Севера в разное время года, традиционных домов одежды жителей Севера. Содержание занятия. Воспитатель читает детям отрывки из стихотворения Ю. Кушака «Почтовая история». Во время чтения воспитатель может пояснять детям слова и выражения, которые окажутся им незначимыми, например «как сообщает пресса», т. е. как пишут в газетах, и берестяном» — сделанном из бересты, коры березы, «полярный летчик», летчик, который работает на Севере, за Полярным кругом и т. д. Один полярный летчик Письмо мне показал. — Какой печальный почерк! — Я с ужасом сказал. — И грустные помарки, И грустный-грустный слог, И грустный — вместо марки — Березовый листок! Хоть верьте, хоть не верьте, Но вот оно само — В берестяном конверте То самое письмо: «Белые мишки, Бедные мишки! О вашем страшном горе Узнали мы из книжки. Как сообщает пресса, Живете вы без леса, Одни, на голой льдине, Где вьюги и мороз, Где меда нет в помине, Ромашек и стрекоз!.. Мы шлем с приветным словом Вам пять больших конфет — На каждой нарисован И напоследок — Целую колоду Липового меду! Ваши бурые родственники!» —А что же дальше? — я спросил. А вот что, — летчик пробасил. Прошло три месяца с тех пор — Пришло письмо в сосновый бор: «Бурые мишки, Добрые мишки, Наши шоколадные Сестренки и братишки! Как видно на картинке — У вас кругом ни льдинки... Письмо мы пишем дома, При звездах, у окна. Спасибо за солому — Она была вкусна. И валенки, и валенки Без дела не лежат — Мы сделали в них спаленки Для наших медвежат. А липкий мед — ну так хорош! Им что ни склей — не оторвешь. И мы вот этим клеем Сейчас письмо заклеим. Мы высылаем пять мешков Сосулек свежих и снежков, Коньки, моржовые клыки... Мороженую рыбу, Мороженого — глыбу, И целую бочку Рыбьего жира! Ваши белые родственники». — С тех пор, — сказал мне летчик, — И в дождик, и в мороз Мешков, посылок, бочек Я много перевез!.. Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им история про белых и бурых медведей, придуманная автором. Воспитатель обсуждает с детьми, почему белым медведям не нужна была солома на подстилку, пробовали ли когда-нибудь белые медведи мед и т. д. Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации с изображением северных пейзажей, обсуждает с детьми, что еще могли бы отправить друг другу бурые и белые медведи. Воспитатель спрашивает у детей, что они знают о жизни на Севере, тепло там или холодно. Воспитатель рассказывает детям, что на Севере зимой бывает очень холодно, и зима длится очень долго — семь месяцев (с октября по апрель). А лето на Севере очень короткое и не жаркое. Летом там очень много комаров и мошки, которая забивается повсюду и кусает. От мошек можно спастись, надев специальный защитный костюм. Воспитатель спрашивает у детей, пробовали ли они когда-нибудь бруснику, клюкву, морошку. Рассказывает, что летом на Севере растет много морошки, клюквы, брусники. На Севере зимой — полярная ночь, а летом — полярный день. Это значит, что зимой во время полярной ночи солнце несколько месяцев не показывается на небе, и даже днем там темно; а летом, наоборот, солнце не заходит совсем, и ночью светло, как днем. Воспитатель рассказывает, что издавна люди, живущие на Севере, наели стада оленей и охотились на тюленей, моржей и китов. Олень — это самое красивое, что есть на севере. Он питается оленьим мхом ягелем и ягодами. Стада оленей переходят (кочуют) с места на место в поисках пищи, многие народы, которые живут на Севере, переезжают вслед за стадами оленей, ведут кочевой образ жизни. Поэтому чум — традиционный дом народов Севера — легко собрать и разобрать, положить на нарты (узкие легкие сани) и увезти с собой. Чум строится из шестов (тонких стволов деревьев) и покрывается сверху сначала брезентом, а затем дерном (кусками земли с травой) или шкурами. В середине чума — очаг, где готовят пищу, по краям — спальные места, есть низкий стол и иногда шкафчик, где хранится посуда. Мелкие вещи хранят в карманах, пришитых изнутри чума. Воспитатель показывает детям, как собирается чум — соединяет между собой несколько карандашей и накрывает их сверху куском ткани. Люди, живущие на Севере, научились строить дома даже из снега, называются такие дома — иглу. Воспитатель обсуждает с детьми, будет ли холодно людям в таком доме. Вспоминает с ними, что они узнали о воздухе, который не пропускает тепло. Делает с детьми вывод, что и доме, построенном из снега, не холодно, потому что людей согревает воздух, находящийся между снежинками. Олени дают северным народам пищу, одежду, из их рогов делают пуговицы, игрушки, вытачивают детали, необходимые для жизни в чуме. Северные народы носят одежду, сшитую из меха животных, украшенную разноцветными узорами (орнаментами) из бисера, ниток, кусочков кожи. Детские игрушки делают из дерева, кости, веточек (например, погремушка — сосновая веточка со снятой корой, на конце которой осталась кисточка хвои). Любимые детские игры — в оленей, рыб и птиц. Воспитатель обсуждает с детьми, как нужно вести себя на улице зимой. |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 670. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |