Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Результат и возможные пороки процесса дубления




Конечным результатом процесса дубления должна стать твердая и гибкая кожа красно-коричневого цвета, причем как на поверхности, так и в поперечном разрезе После сгибания кожи не должно оставаться никаких сле­дов.

Признаки плохо продубленной кожи:

светлый оттенок (от желтого до светло-коричневого);

неровность окраски: поверхностный слой кожи

имеет более темный цвет, чем внутренний;

наличие темных полос;

рыхлость кожи (при сгибании на ней остаются следы);

ломкость лицевой поверхности.

Основным недостатком неправильно произведенного дубления является "недодуб". Недодубленная кожа отличается низкой влагостойкостью, в результате чего может легко загнить. Внешними признаками недодубленной ко­жи служат:

темная полоса на срезе кожи. Возможная причина: при залички голье поместили в очень крепкий дубильный раствор, в результате чего продубился лишь верхний слой кожи, а до нижележащих слоев дело не дошло.

желто-зеленый оттенок кожи. Возможная причина: при заличке голье подвергли не всем 4 дубам, а лишь 2-м или 3-м.

Такую кожу называют "кожей с живцом". К другим порокам дубления относятся:

дубодавины (при растительном дублении) — отметины от недостаточно измельченной коры;

помкая лицевая поверхность образуется в том случае, когда голье помещают в изначально очень крепкий или очень горячий дубильный раствор;

слишком темный цвет нередко приобретают те кожи, которые находятся в дубильном чане сверху. Это объясняется тем, что они были покрыты недостаточным количеством дубильного вещества (коры) — и во время процесса дубления вступали в контакт с воздухом, в результате чего темнели.

Нейтрализация

Нейтрализация (или уморение) — это процесс удаления из дубленого полуфабриката избытка кислоты и солей.

Сразу после дубления голье накрывают и откладывают в сторону на 1-2 дня. Затем обязательно должен следовать процесс нейтрализации, призванный восстановить нормальный щелочной баланс кожи, равный 4,5-5,5.

От нейтрализации зависит качество дальнейших процессов жирования и крашения: проведение нейтрализации обеспечит равномерное окрашивание и жирование. Сам процесс нейтрализации состоит из 3 стадий:

—первичной промывки голья проточной водой;

—собственно нейтрализации кожи аммиачной водой, бикарбонатом натрия или кальцинированной содой;

- (расход нейтрализующего вещества: 2-3% от массы голья);

—    второй промывки с целью удаления солей. Продолжительность нейтрализации в специальных

вращающихся барабанах составляет 1 час, в покое — 10-18 часов.

Отделочные операции

Жирование

Цель — введение в состав кожи жиров, благодаря чему она становится мягкой, эластичной и одновременно прочной и водонепроницаемой. Кроме того, жирование улучшает внешний вид кожи. В качестве жирующих средств применяются естественные жиры (растительные и животные), переработанные естественные жиры и синтетические жиры (например, хлорированный парафин), а также готовые жирующие пасты. Среди естественных жиров на­иболее предпочтительны тюлений или сурковый жир а также некоторые виды растительного масла (льняное конопляное, горчичное и касторовое).

Во время жирования лицевая сторона кожи смазыва­ется чистым жиром или растительным маслом с добав­лением 1/8 части сала (бараньего, говяжьего, свиного или конского). Бахтарма смазывается дегтем или 1/2 ча­стью сала и 1/2 частью масла. Перед жированием кожу нагревают, например, на металлической плите, после че­го при помощи швабры смазывают с обеих сторон рас­плавленным жирующим веществом. Смазанные шкуры складывают вчетверо лицевой стороной внутрь и оставляют в таком виде на 8-10 часов. По прошествии указан ного времени кожи топчут ногами или отбивают деревян­ными молотками.

Хорошо продубленная кожа как правило смазывается раствором из поваренной соли и хромовых квасцов с добавлением глицерина (по желанию). При этом хромовые квасцы, прежде чем вводить в соляной раствор, отдель­но растворяют в воде из расчета 8 грамм на 1 литр. Об­работанные шкуры складывают бахтарма к бахтарме и оставляют на несколько часов, Соляно-квасцовый рас­твор можно заменить нерастворимым в воде жиром (на­пример, скорняжным маслом или кишечным жиром).

Крашение

Перед окраской шкуры промывают и вымачивают от 3 дней в воде (по возможности, в барабанах). Затем их скла­дывают стопкой в помещении для крашения, чтобы стекла вода. Красители заготавливают заранее: квасцы (для чер­ных и красных шкур) измельчают в ступе и просеивают че­рез сито; сандал сначала вымачивают сутки в холодной воде и затем 5 часов кипятят и т.д.

Чтобы достичь состояния готовности, кожа проходит через целый ряд химических операций, что не идет ей на пользу. Если не соблюдать ряд правил, то кожа станет су­хой и ломкой, так как в процессе дубления и последующей окраски вымываются все жиры, входящие в ее состав. Плохо продубленная кожа может не "вынести" процесс ок­раски. Чтобы восстановить утраченные жиры и дубильные вещества, нередко бывает необходимо дополнительное дубление или обмазка кожи дубильным раствором с по­следующим жированием.

Оптимальная температура красящего раствора должна составлять 60-65°. При повышении температуры красите­ля, повышается риск загубить кожу, так как в условиях очень высокой температуры плавится белок. Снижение температуры красителя замедлит процесс окрашивания кожи, однако увеличит качество и равномерность окраски.

Большое значение имеет и качество воды (ее жест­кость, наличие или отсутствие солей кальция и магния).

Существует закономерность: чем мягче вода, тем ровнее ложится краска.

Окраска кожи в черный цвет

Горячий способ

В кислое дубло кладут железо (заржавевшие железные предметы) и дают ему настояться, пока дубло не приобретет совершенно черный цвет. Затем в него кладут красители: 2 кг синего сандала и около 800 грамм железного купо­роса (на каждые 2 ведра). Для полной готовности раствор кипятят.

Окраска кожи ведется над котлом, где готовится краси­тель. Кожи вешают на шест, закрепленный над котлом, и обливают из ковшей черной краской. По окончании кра­шения шкуры расстилают на полу и смазывают холодной или немного тепловатойсмесью сала с ворванью. Затем их складывают пополам и оставляют до того момента, по­ка они не высохнут.

Холодный способ

Вариант

Для этого способа готовят настой железа на кислом пиве. В пиво кладут проржавевшие железяки и настаи­вают их в течении 3 дней, после чего жидкость процежи­вают через сито. Сам краситель имеет коасноватый от­тенок, но окрашивает кожу в черный цвет. Пивной рас­твор втирают в лицевую поверхность кожи при помощи шерстяной тряпки или щетки с натуральной щетиной Повторяют окраску до 3 раз. При этом в промежутках между процедурами крашения кожу вывешивают на све­жем воздухе для просушки. Когда шкуры высохнут, при помощи лощила наводят лоск на лицевой стороне чуть влажной кожи. В заключение шкурки выправляют в тисках, дают им время для полного высыхания и наво­дят на лице глянец кислым пивом или соком дикого бар­бариса.

2 вариант

Можно приготовить холодный краситель на основе железного купороса и винно-каменной кислоты. В 1 ведре холодной воды растворяют 1,7 кг железного купороса и 56 грамм винно-каменной кислоты. Полученный раствор настаивают в течении нескольких суток, пока он не станет светлее благодаря выпадению осадка красно-коричневого цвета. Параллельно готовят второй раствор: в кипящую воду кладут 2,5 кг синего сандала, 1,7 кг жел­того дерева и 120 грамм чернильных орешков (все ингредиенты даны с расчетом на 5 ведер воды). Раствор кипятят в течении 2 часов и в горячем виде процежива­ют сквозь марлю или мелкое сито. Затем во второй раствор добавляют 120 грамм виноградного сахара и слитый раствор купороса (без осадка). Следующий шаг состоит в том, чтобы обработать каждую шкуру получив­шимся красителем.

Отвар синего сандала и раствор железного купороса можно не смешивать и наносить на кожу по отдельности. Сначала наносится сандаловый отвар либо при помощи щетки, либо путем погружения шкур в краситель, а за­тем, когда кожа впитает в себя первый раствор, наносится краситель на основе купороса при помощи новой щетки.

Вариант

Кожу можно окрасить еще одним раствором из 160 частей воды, 8 частей буры, 30 частей коричневого шеллака и 8 частей черного нигрозина. Буру разводят в горячей воде и затем постепенно добавляют измельченного шеллака. Раствор кипятят до полного растворения шеллака. Затем небольшую часть раствора смешивают с нигрозином до консистенции жидкой сметаны и добавляют оставшуюся часть раствора. Краситель щеткой втирают в кожу, пока она не приобретет черный оттенок.

После крашения бахтарму чуть влажной кожи обычно смазывают жиром или раствором глицерина, которые должны хорошенько впитаться. Раствор глицерина можно приготовить из расчета 100 г глицерина, 200 г поваренной соли и, по возможности, 70 г искусственного желтка — на 1 литр воды.

Сушка

После жирования или крашения шкуры сушат в расправленном виде в тени таким образом, чтобы они име­ли открытый доступ воздуха со всех сторон. Когда кожи чуть подсохнут, их расстилают на чистой поверхности и натирают сухой мелкомолотой корой или пшеничными отрубями, а с внутренней стороны топчуг ногами. После этого кожи вывешивают для дальнейшей сушки По окончании сушки шкуры кладут под гнет. Кожи, разбухшие под воздействием киселя, обрабатывают деревянными молотками, затем складывают в кучу, сортируя их по размерам, и оставляют в таком виде на срок до 3 недель, чтобы они окончательно высохли.

Кожи нельзя сушить под прямыми солнечными лучами и в условиях высокой температуры. От этого они портятся, нередко становятся ломкими. Оптимальная тем­пература сушки — 30-35°.

Окончательная отделка

Высохшие шкуры увлажняют при помощи мокрых тряпок, смоченного веника или пульверизатора. При этом не следует их мочить слишком рьяно! Увлажненные кожи складывают в "книжки": укладывают друг на друга лицом к лицу и несколько раз сгибают. "Книжки" накрывают рогожей и выдерживают в таком виде всю ночь, чтобы кожи окончательно отсырели. Утром начинают окончательную отделку, которая состоит из следующих друг за дру­гом процедур.

I способ:

— кожу мнут коленом в деревянном беляке или топчут ногами;

прокатывают с внутренней и лицевой сторон
бахтармицей шкуру кладут на каток и платируют (вытягивают и сглаживают);

—опять мнут коленом;

—снова прокатывают более частой бахтормицей;

—стругают стругом на колоде (для этого процесса существует название — першевание);

—с обеих сторон катают частой бахтормицей;

—проходят стеклом по лицевой стороне кожи.

Цветные кожи, в отличие от белой, смачивают силь­нее и дополнительно выглаживают с лицевой стороны стальной циклеей (оттяжкой).

 

2 способ (когда вместо бахтормиц и струга исполь­
зуют три вида специальных ножей):

—кожи топчут ногами, при этом левой ногой кожу прижимают к полу, а правой с силой толкают в направле­нии от себя;

—отбивают деревянными молотками;

— обрабатывают кожу трехчетвертным ножом, ко­торый удаляет прожилки и приставшую кожу;

— обрабатывают кожу половинным ножом, пред­назначенным для соскабливания оставшегося мяса от самого верхнего слоя кожи;

— сглаживают все неровности кожи четвертным ножом;

— обрабатывают кожу меренной доской (бахтармицей).

Мерея — это бороздчатая структура лицевой поверх­ности кожи, которая образуется в результате особого способа обработки кожи при помощи мерейной доски. Направления натирки кожимерейной доской зависит от сырья: черные коровьи кожинатирают от хвоста к голо­ве и в поперечном направлении; белые коровьи кожи, смазанные салом, — только в поперечном направлении; телячьи кожи — от хвоста к голове и слегка поперек. Все кожи, за исключением черных, перед обработкой мерей­ной доской смачивают. Это ускорит процесс окончатель­ной обработки кожи.

3 способ, не требующий особых инструментов
и приспособлений

Самый простой вариант окончательной отделки за­ключается в нанесении казеинового покрытия или в об­работке дубленого голья молоком.

Казеиновое покрытие готовят следующими способа­ми:

— на протяжении 1 суток в воде размачивают казеин (белок молока), чтобы он набух, затем добавляют 10-15% от массы голья 25%-го аммиака и полученную смесь нагревают до 60° при постоянном помешивании;— в 2 литрах воды последовательно разводят 40 грамм нигрозина в порошке, 14 грамм зеленого красителя, 55 грамм сухого казеина, 50 грамм свежего мо­лока, 40 грамм свежей крови или кровяного альбумина, 40 грамм ализаринового масла и 30 грамм глицерина. Полученную смесь многократно наносят на голъс при помощи щетки с мягкой щетиной. Затем го­лье обрабатывают раствором 40%-го формалина (35 грамм — на 1/2 литра воды), который позволит закре­пить эффект.

Второй рецепт казеинового покрытия годится только для черных кож, так как в его состав входят красители.

 




Лощение и разводка

Разводка — это процесс разглаживания лицевой поверхности кожи, приводящий к полному или частичному устранению морщин. При правильной разводке площадь шкуры увеличивается на 3-5%.

Лощение (наведение лоска) обычно производят тупым стеклом или пикалкою (лощилом). Нюансы наведения лоска стеклом не вызывают проблем. Лощило же представляет собой кусок железа или меди толщиной в 5-10 мм. Внешне этот инструмент напоминает тупой плотничий топор. По ходу работы держать его следует перпендикулярно коже. Для лощения кожи можно использовать и специаль­ные составы. Например, состав, приготовленный из 200 грамм столярного клея, 100 грамм белого мыла, 17 грамм серной кислоты и около 1,5 литров воды. Клей заранее вымачивают в холодной воде. Все компоненты со­става кипятят при постоянном помешивании. После вто­рого вскипания состав снимают с огня и охлаждают. Затем наносят на кожу тонким слоем раствор траганта (40 грамм траганта на 2 стакана воды), а когда он высохнет — приготовленный состав. Высохшую кожу полируют фланелью. Другой полирующий состав: 1/10 часть ведра свежей бычьей крови, 1/20 часть ведра раствора черного анили на, 1 ложка деревянного масла, 1 ложка молочных сли­вок и 5 капель серной кислоты. Кровь взбить метелкой и процедить сквозь сито. Добавить раствор черного анилина, масла, сливок и серной кислоты. Все тщательно перемешать. Хранить состав в холодном месте.


 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...