Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цель религии – обуздание ума




 

Тот, кто почитаем мусульманами как Аллах,

христианами как Иегова,

вайшнавами как Лотосоокий Вишну,

шиваитами как Шамба и

Кто дарует долгую жизнь, здоровье, богатство и

 процветание всем и каждому –

Это Высшее «Я» есть Единый и только Он.

                                          (стих на телугу)

 

Воплощение Священного Атмана!

Бхарата – страна, которая в течение многих эпох своими духовным учением дарует всему миру непреходящий покой и счастье. Именно индийский народ распространил по всему миру благородный и священный идеал «да будут счастливы все сущие во всех мирах»(самаста лока сукхино бхаванту). С древних времен цари, императоры, риши, йоги и целомудренные матери этой страны питали и взращивали этот высокий идеал. Однако в средние века появилась тенденция искажения ведийских предписаний, комментаторы придавали им ложный смысл, неверно толковали ведийские мантры, а, кроме того, появилось множество культов и сект на основе неправильно воспринятых форм ведийских божеств. Так появились ганапатьи, шактейи, вирасайвы, суры, чарваки[5] и т.д. В этих сектах были установлены различные формы поклонения избранным божествам. Различались также скульптурные формы божеств и практики, принятые последователями этих сект. Следует иметь в виду, что основанные в разное время различные традиции и практики предназначались для того, чтобы поддерживать человеческие качества, а не для пропаганды догм среди широкой общественности с эгоистическими мотивами. Лежащая в основе различных сект истина одна и та же. Это следует распознать. Различные религии появились с единственной целью: обуздать ум человека и направить его к Божественности. Однако с течением времени такая широта мышления была утрачена. Суть, задача, главный вопрос и цель всех религий – чистота сознания. Между тем, такие благородные и священные помыслы были отодвинуты на задний план, и некоторые узко мыслящие люди с эгоистическими мотивами стали искажать и ложно трактовать великие религии, распространяя по миру анархию. В результате люди указывают обвиняющим перстом на религии и касты, перекладывая на них ответственность за анархию и конфликты в обществе.

 

Воплощения Божественного Атмана! Причина конфликтов и анархии в обществе вовсе не религия и касты. Причина этой ситуации – в эго и зависти некоторых себялюбивых людей. Именно они играют в эти грязные игры, распространяя под маской религии анархию и раздувая конфликты в обществе. Очень важно понять это. Сегодня делается попытка уничтожить религию и касты под ложным предлогом того, что они несут ответственность за все грехи и анархию в обществе. Однако, то, что на самом деле следует сделать, это ликвидировать чувство ненависти и нетерпимости на основе религии и каст, а не разрушать касты и религию. «Есть лишь одна религия – религия любви и есть лишь одна каста – каста человечества». Поэтому нет необходимости обращать кого-то в свою веру. Не следует давать хода подобным вредным мыслям. Какой бы ни была ваша религия и раса, очень важно осознать, что суть всех религий одна и та же.

Тысячелетиями с древнейших времен эта страна, Бхарата, питает и поддерживает Санатана-дхарму[6] (древнюю мудрость). К сожалению, с течением времени принцип единства, изложенный в Санатана-дхарме, в индийской философской мысли уступил место двойственности и множественности. В результате возникли две секты вайшнавов и шиваитов, которые затем подверглись дальнейшему разделению. Учитывая, что даже в недавно возникших религиях, таких как ислам и христианство, появились секты и группы, неудивительно, что в такой древней вере, как Санатана-дхарма, возникло множество сект и их подразделений. В исламе есть две секты шиитов и сунитов. В христианстве тоже есть две большие секты католиков и протестантов с бесчисленными разветвлениями.

Не следует отрицать существование самого Бога только потому, что религия разделена на секты и группы. Человек не может отрицать Ишвару, Аллаха, Христа или иного Бога. В разных религиях люди поклоняются Богу под различными именами, но Бог – один. Например, мусульмане обращаются к Богу как Аллаху. Молитва у них называется намазом, пандиты (ученые-богословы) –хаджами, Шастры – Уллой. Так же как Ведыпредставляют основу индуизма, Коран является основой ислама. Таким образом, хотя названия различны, глубинный смысл и внутренний поток любви во всех религиях один и то же. Следует это понять. Осознав эту истину, пророки различных мировых религий распространяли евангелие единства всех вероисповеданий. Через это единство они пытались поднять человечество до уровня Божественности.

 

Шри Ади Шанкарачарья был одним из таких великих сторонников принципа «единства-чистоты-божественности». Он предложил великую философию адвайты (недвойственности). Любимый сын Шивагуру и Арьямбы, благочестивой четы браминов из штата Керала на юге Индии, он еще в очень юном возрасте овладел Ведами, Шастрами и Пуранами. Он призывал на путь джняны (мудрости), нес истину: «Подлинная мудрость состоит в видении единства» (адвайта даршанам джнянам) и пропагандировал эту философию адвайты по всей стране. Он объяснял, что духовная сущность, или истинное «Я» (атма-таттва) в каждом одна и та же, но из-за различий в формах, которыми ее наделяют разные люди, они видят Бога в разных именах и образах. На основе ведийских афоризмов: «Я один, да стану многим», «Единый Господь присутствует во всех живых существах», «Вся Вселенная пронизана единым Господом» (экохам бахусьям, ишвара сарвабхутанам, ишавасьямидам сарвам) он утверждал истину, что всепроникающий Параматман (Высший Дух) – только один.

С учетом того, что обычный человек не способен понять  великую истину философии единства (адвайта-даршаны) и достичь таких облагораживающих высот духовности, Шри Рамануджачарьяизложил ту же самую истину иным путем, в форме вишишта-адвайты (ограниченной недвойственности). Он был любимым сыном Кантимати и Кешавасуры. Рамануджа подчеркивал важность преданности(бхакти) как пути достижения Божественности. Он объяснял, что без преданности невозможно достичь Божественности, что Бог – это Севья (Тот, кому служат), а все человеческие существа – севаки (слуги Бога). Основываясь на такой предпосылке, он предложил философию ограниченной недвойственности, согласно которой, Бог – источник, жизненная сила и цель человеческого существа, и Его можно достичь только путем преданности. Но индивидуальная душа (дживатма) во время своих циклов рождения и смерти отделилась от своего источника, Параматмана (Высшей Души) и должна снова к нему вернуться. Он сравнивал индивидуальную душу с рекой, а Параматмана с морем. Подобно тому, как река течет к морю, чтобы с ним соединится, река, называемая индивидуальной душой, пройдя по пути преданности, в конечном итоге должна влиться в океан Параматмана.

Если провести глубокий анализ философской школы вишишта-адвайты, можно прийти к заключению, что это тоже форма адвайты. Но если взять тот же пример реки, что течет к морю и в итоге сливается с ним, полностью утратив свою индивидуальность, возникает вопрос: откуда взялся поток? Он возник из дождевых капель. Тогда откуда взялись капли дождя? Из облаков. Следующий логический вопрос: откуда берутся облака? Из моря, поскольку под солнцем морская вода испаряется и образует облака. Если провести такой анализ, становится ясно, что морская вода течет обратно к морю, чтобы снова с ним слиться. Этот феномен несет особый, единственный в своем роде смысл. Если человек желает достичь своего источника под названием Параматман, его может доставить туда только поток любви. Вот почему эта школа была названа «ограниченным недуализмом».

Такая священная любовь к Богу относится к бхакти (преданности). И такая любовь должна быть чистой, постоянной и бескорыстной. Истинное бхакти подразумевает, что нет иных желаний кроме Бога. Любовь к Богу не стремится к мирским объектам. Она не жаждет мирского счастья, комфорта и благополучия. Подобно тому, как, глядя в зеркало, человек радуется собственному отражению, он ощущает счастье, созерцая собственное «Я» в зеркале Бога. Такое состояние души можно отнести к бхакти. Шри Рамануджачарья был его выразителем и широко пропагандировал путь преданности.

Шри Мадхвачарья, с другой стороны, считал, что человеку не так просто осознать свою внутреннюю божественность путем бхакти (преданности, слияния «я» с Божеством) и джняны (мудрости, постижения единства всего сущего). Поэтому он основал философскую школу двайты (двойственности, дуализма). Его родителями были Ведавати и Мадхьяджеха. Он высказывал мнение, что, полностью утратив свое индивидуальное «я», человек просто перестает существовать и поэтому никогда не сможет обрести опыт Божественности. Согласно его теории, человек всегда будет оставаться дживой («частным») а ПараматманПараматманом («Всеобщим»). Только оставаясь дживой, человек будет иметь возможность обрести опыт сладостной любви Бога. На основании этой теории он создал и пропагандировал философскую школу двайты. В пользу философии двайты можно привести пример с сахаром, который не может осознать свою собственную сладость. Здесь Бог сравнивается с сахаром, а индивидуальная душа (джива)  – с муравьем. Если индивидуальная душа(муравей) вкусит сладость сахара (в данном контексте Параматмана), она все же останется только дживой. Такова суть философии двайты (двойственности), предложенной Шри Мадхвачарьей.

Гуру Нанак, основатель религии сикхов, родился в семье Триптадэви и Шрикаалы. Он распространял концепцию преданности и посвящения себя Богу(бхакти и прапатти) как средств достижения Божественности. Он также отстаивал необходимость мужественно и доблестно защищать свою веру. Один из важнейших принципов сикхизма, предложенный Гуру Нанаком, состоит в том, что человек не должен посягать на чужую собственность. Он считал: чтобы защитить свою преданность Богу, необходимы мужество и доблесть.

 

Буддизм был основан Гаутамой Буддой, сыном царя Суддходаны и царицы Майядэви. Он порицал напрасную трату человеческих сил из-за неправильного использования дарованных Богом органов чувств. Он проповедовал, что осознать истину и тем самым победить страдания можно лишь в том случае, если правильно применять ум и интеллект. С помощью надлежащего исследования необходимо осознать цель и смысл человеческой жизни. Следует осознать, что страдания и трудности возникают из-за собственных иллюзий человека, и выбраться из этого можно, прибегнув к мудрому исследованию. Три основополагающих принципа буддизма таковы: (1) Я ищу прибежища в различающем интеллекте, буддхи (буддхам шаранам гаччами), (2) Я ищу прибежища в дхарме[7] (дхармам шаранам гаччами и (3) Я ищу прибежища в Общине(сангам шаранам гаччами). Гаутама Будда никогда не произносил слов: «Бог» и «преданность», и, тем не менее, он отстаивал путь дхармы («дамма» в буддизме означает нравственный кодекс поведения), а также качества любви и сострадания, которые необходимо взращивать человеку.

 

Вардхамана Махавира был великим сторонником джайнизма. Он тоже распространял культ преданности и посвящения себя Всевышнемукак средств достижения освобождения(кайвальи). Он подчеркивал, что исполнение своего долга и есть цель человека. Наиболее важным вкладом джайнизма в философскую мысль Индии был принцип ахимсы (ненасилия), возведенный в высшую степень воздержания от причинения страданий любой форме жизни в Божьем творении. Махавира убеждал: поскольку вся Вселенная – Божье творение и Бог присутствует в каждом живом существе, ничто во Вселенной не должно использоваться неправильно; нельзя причинять боль и наносить вред живым существам.

 

Зороастризм, называемый также религией парсов или персидской религией – одна из ранних форм религии. Основателем этой религии был Зороастр, или Заратустра. Эта религия призывает к тому, чтобы плохие мысли и желания, которые постоянно возникают в нашем уме, сжигались в огне мудрости. И этот свет мудрости будет всегда сиять в нашем сердце, которое должно стать священным алтарем. Религия зороастрийцев говорит, что каждый объект, сущность и даже атом во Вселенной рано или поздно будут превращены этим огнем в прах. Огонь уничтожает все объекты Вселенной, и их конечная субстанция – пепел. Если его бросить в огонь, он останется все тем же пеплом. Внутренний смысл этого в том, что огонь мудрости превращает в пепел все мирские желания. В этом суть учения, которое распространял Зороастр.

В итоге этого краткого анализа становится ясно, что все мировые религии делают акцент на двух основных средствах богореализации, а именно: мудрости(джняне) и преданности(бхакти). Каждая из этих религий названа по имени своего пророка. Но «религия Саи» является сутью всех религий, эту истину следует развивать и распространять. Суть, внутренний смысл и цель всех мировых религий одна и та же. Ни одна религия мира не учит ненависти, конфликтам и безнравственности.

 

Все религии учат лишь добру. Осознав эту истину, следует вести себя осмотрительно, с должным пониманием. Если у человека развита способность к различению, может ли какая-то религия казаться ему плохой? Слушай, о, храбрый сын Бхараты!

                                                             (Стих на телугу)

 

Из этого ясно, что источником всех религий является матхи (разумное мышление), или буддхи (интеллект, или различающий разум).

В течение последних восьми дней мы прилагали усилия, чтобы понять природу ума, который является движущей силой любых действий человека. Семья и обязанности, возложенные на домохозяина, формируют основу всей деятельности по служению, включая соблюдение традиций и выполнение практик. Лишь тогда, когда в нашей семье есть гармония, мы сможем исправить другую семью. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы установить покой и гармонию в своем собственном доме. Члены семьи должны стараться понять друг друга и осознать священные отношения друг с другом. Если мы сможем достичь покоя и гармонии в семье, это приведет к возрождению древней ведийской дхармы и принципа единства, а это и есть Божественность. Мы сможем возродить древнюю культуру Бхараты, которую тысячелетиями превозносили многие поколения и миллионы голосов по всему миру.

Воплощения Божественного Атмана! Я хочу, чтобы вы распознали принцип единства, чистоты и божественности, присущий всем мировым религиям, и жили как братья и сестры независимо от своей религиозной принадлежности и расы, распространяя по всему миру послание «братства людей при отцовстве Бога». Самое главное, чтобы мы стремились воплотить на практике духовное мировоззрение, великие принципы жертвенности и любви к родине, которые издавна запечатлены в сердцах бхаратийцев. Для человека очень важна вера в свою религию и религиозные практики, а также чистая, бескорыстная любовь. Эгоизм, самомнение и злой умысел – худшие враги человеческого существа. Постоянным созерцанием Бога и чистой бескорыстной любовью следует изгнать этих врагов и предоставить в своем сердце место благородным качествам. Это – признак истинно верующего. Извращенные взгляды, страх и иллюзии не присущи настоящему человеку. Это внешние влияния. В человеческой природе нет места подобным качествам. Тот, кто почитает истину и праведное поведение, ничего в мире не боится.

Воплощения Божественного Атмана! Человеку следует развивать устойчивость ума и твердость взглядов. Это первоочередная задача. В делах веры в Бога человек должен стоять как скала, а это возможно, если ум устойчив. На своем пути можно столкнуться с множеством препятствий и преград, но, несмотря на эти препятствия, мы должны достичь цели. Никогда не следует уклоняться от своей цели.

 

Если вы решили чего-то достичь,

Не отказывайтесь, пока не достигните желаемого;

Если вы чего-то желаете,

Не отказывайтесь, пока ваше желание не сбылось;

Если вы о чем-то просите,

Не отказывайтесь, пока не получите того, что просили;

Если вы что-то задумали,

Не отказывайтесь, пока ваши мысли не будут реализованы;

Не в силах вынести вашей настойчивости,

Он исполнит ваши желания или

Вы сами попросите устранить ваше телесное сознание;

Но бросать все на полпути и возвращаться назад

Не подобает настоящему преданному.

(Стих на телугу)

 

Сегодня нам следует развить такой устойчивый ум. Ум нужно тренировать, приучая его только к благим мыслям и тенденциям. Я уже объяснял вам, что ум не имеет собственной формы. Ум принимает конкретную форму в соответствии с текущими мыслями и чувствами человека. Поэтому человек никогда не должен позволять дурным мыслям и чувствам проникать в свой ум. Даже если они вошли, следует постараться удалить их из ума и заменить, насколько это возможно, благими мыслями и чувствами. Однажды осознав истину, что люди разных верований – лишь части одного и того же Параматмана, вообще не останется места для разногласий на почве религий, каст, рас и пр., для зависти и ненависти.

Те из вас, кто присутствовал на этих беседах в течение последних восьми дней, должны быть готовы, если кто-то спросит вас об этом, с уверенностью утверджать, что Саи-религия – это суть всех религий. Я завершаю Свою беседу с горячей надеждой и благословениями, чтобы все вы обрели такое мужество, веру и энтузиазм.

 

 

Беседа девятая










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 444.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...