Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уверенность в Себе – первый шаг духовной практики




И ЕГО ТАЙНЫ

 

 

Сборник бесед Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы

Во время Дасары

1976

Прашанти Нилаям

УМ

И ЕГО ТАЙНЫ

 

 

Сборник бесед Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы

Во время Дасары

1976

Прашанти Нилаям

                   © Sathya Sai Books and Publications Trust

© Организация Сатья Саи русскоговорящих стран

 

Перевод с английского Бориса Кочеткова и Татьяны Кочетковой

 

 

Человеческий ум создает окружающий мир, определяет его мировоззрение, образ мысли и действия. Каков ум, таков и человек. Ум обладает огромным могуществом, и, тем не менее, у него есть хозяин, чье могущество несравненно больше – сам человек. Но человек забывает о своих правах и становится рабом собственного ума – клубка мыслей и желаний, падает до жалкого уровня слуги, марионетки, орудия – вместо того чтобы по праву властвовать, управлять, распоряжаться своим инструментом и превратить его из средства закрепощения в средство освобождения. Беседы Бхагавана – о тайнах ума, о способах его воспитания и подчинения. 

 

 

Оглавление

 

Беседа первая

Уверенность в Себе – первый шаг духовной практики

Беседа вторая

Ум не имеет формы

Беседа третья

Привязанность связывает человека, а

непривязанность освобождает

Беседа четвертая

Взращивайте благие мысли,

чувства и желания

Беседа пятая

Чтобы обезвредить ум,

уменьшите свои желания

Беседа шестая

Счастье и страдание –

порождение ума человека

Беседа седьмая

Чистая пища и благое общество

помогут контролировать ум

Беседа восьмая

Цель религии – обуздание ума

Беседа девятая

Очищайте свой интеллект и развивайте

силу различения

 

 

Беседа первая

Уверенность в Себе – первый шаг духовной практики

 

    Суть всех ведийских текстов

   Я раскрою одним предложением так:

   одно и то же духовное сознание

  пронизывает вас, как и все живые существа.

     Всегда помните эту истину.

                                                    (стих на телугу)

 

Воплощения Божественного Атмана!

Современная цивилизация привела к тому, что мир сегодня сталкивается с многочисленными проблемами. Вся жизнь стала цепью проблем. Самое прискорбное, что современный человек не способен обрести даже толики покоя и счастья, здоровья и долголетия, которыми обладали его предки. С развитием транспортного сообщения и средств связи мир стал меньше. Стираются границы между различными странами. Сегодня проблемы и трудности какой-то одной страны не ограничиваются рамками этой страны. Напротив, словно бушующее пламя, они распространяются повсюду, заставляя мир содрогаться от их последствий. Сегодня положение человека в этом мире объектов таково, что у него есть все, чего он пожелает, но нет счастья и покоя ума.

Современный человек пребывает в иллюзии, что покой и счастье находятся снаружи, и потому ищет их в окружающем мире. Он пытается искать покой во внешнем беспокойном мире, не понимая, что он сам и есть воплощение покоя. Человек борется за свои права, забыв, по существу, о своих обязанностях по отношению к ближним и своей стране. Основная причина такого положения дел состоит в том, что он утратил веру в себя и ищет утешение в обретении мирских объектов. В результате он развивает внешнее видение вместо внутреннего и забывает свою истинную природу. Человек не ведает о своей истинной природе. Он стал настолько слеп, что не в состоянии осознать истину: внешний мир – не что иное, как отражение чувств в его собственном уме; он не способен увидеть, что за все это в ответе его собственный ум. Вне ума мир вовсе не существует! Поэтому необходимо осознать, что весь объектный мир - порождение человеческого ума.

Вонзившийся в ногу шип вызывает боль. Но другим шипом можно удалить тот, что вонзился в ногу, и, тем самым, устранить боль. Ум можно сравнить с шипом. Именно ум человека способен как накапливать грехи, так и удалять их. Более того, именно ум несет ответственность как за рождение человеческого тела, так и за предание его земле. Поэтому каждый человек должен осознать истинную природу ума. Сказано: «Лишь ум – причина закрепощения или освобождения»(манаэва манушьянам каранам бандха мокшайо). Следует осознать эту истину и постараться очистить свой ум, устраняя иллюзии и взращивая священные и благородные мысли. Это – первейший долг духовного искателя(садхаки).

Сегодня человеку кажется, что весь мир находится в состоянии хаоса, поскольку его собственный ум в беспокойстве. Однако на самом деле причина беспокойства человека – его собственные проблемы, а не проблемы этого мира. Покой подобен источнику, что струится изнутри; его невозможно обрести во внешнем мире. Чистый ум – словно ожерелье из хрустальных бусин, нанизанных на нить Божественности. Если ожерелье сделано из чистого хрусталя, эта нить хорошо видна. Но если оно сделано из рудракши[1], нить не видна. Поэтому нужно постоянно следить, чтобы ум оставался чистым и прозрачным и сквозь него было видно проявление Божественности. Вместо того чтобы стремиться к такой чистоте ума, мы добавляем в уже затемненный ум еще больше тьмы невежества. Все больше и больше погружаясь в чувственные удовольствия, мы блуждаем во тьме невежества и, в конце концов, падаем в бездонную пучину.

Человек сегодня не способен верить своим собственным глазам. Он столь невежествен, что пытается смотреть западными глазами, слушать западными ушами и познавать мир западным сердцем. Его жизнь стала настолько зависимой, что он утратил свою собственную индивидуальность. На самом деле, настоящий человек – тот, кто смотрит своими собственными глазами, слушает собственными ушами и обретает опыт через собственное сердце. Только такой человек может быть назван личностью в подлинном смысле. Сказано: «Те, чьи мысли, слова и дела в совершенной гармонии – благородные души, а те, у кого нет такой гармонии – порочны» (манасьекам вачасьекам карманьекам махатманам; манасьаньят вачасьаньят карманьаньят дуратман). Человек сможет утолить свой голод только тогда, когда съест пищу сам. Он не насытится, если вместо него поест кто-то другой. Чтобы излечить свою болезнь, человек сам должен принять лекарство. Глупо, если кто-то примет лекарство за него. Точно так же, чтобы излечиться от болезни чувственных влечений (бхавароги), или цикла рождения-смерти, нужно стремиться заслужить милость Бога. Невозможно облегчить свои страдания, подражая другим или следуя их опыту. Поэтому самым первым шагом в духовной практикесчитается развитие уверенности в себе.

Поймите, что только уверенность в себе даст вам право вступить на поле духовности. Тот же, кто лишен уверенности в себе, никогда не сможет попасть в духовное пространство, какой бы интенсивной ни была его садхана, каким бы начитанным он ни был, и какими бы великими ни были люди,которых он видел, касался и слушал. Такой человек превратится в слабоумного, так никогда и не вступив на священный путь духовности. Сегодня люди следуют за невеждами, становясь все более и более невежественными, подобно тому, как один слепой следует за другим. Отрыжка сопровождается запахом той пищи, которую съели вы сами, а не той, что съели другие. Слепо следуя и подражая другим, люди теряют веру в себя.

Воплощения Священного Атмана! Постоянное созерцание Господа следует воспринимать как путь, проложенный людьми этой священной страны, Бхараты. Будет считаться верхом невежества, если, получив рождение на этой земле Вед и называясь бхаратийцами, вы не сможете осознать свою истинную природу. Вся Вселенная – не что иное, как отражение Божественности. Одно и то же солнце многократно отражается во множестве наполненных водой горшков. Сосуды могут быть разными, но отражающееся в горшках с водой солнце одно и то же. Лишь глупец считает, что в каждом горшке отражается по солнцу. Тело каждого человеческого существа подобно горшку. Бог, отраженный в теле конкретного человека как воплощенная душа(атма-сварупа) – это Параматман (Вселенская душа). Этот факт должен прорасти в уме каждого садхака.

Только для того, чтобы дать возможность людям осознать эту духовную истину, в Бхарате ежегодно проводятся многочисленные священные праздники. Каждому празднику придается особое значение, ибо в нем заключен глубокий внутренний смысл. К сожалению, люди не осознают внутреннего значения праздников и проводят эти дни в легкомысленной и бесполезной деятельности, вроде застолья с роскошными блюдами. Внутренний смысл праздника Наваратри состоит в том, чтобы выйти за пределы трех качеств природы (гун): саттвы, раджаса и тамаса, которые представлены Махасарасвати, Махалакшми и Махадургой[2], и постараться обрести опыт подлинной природы человеческого существа.

Человек должен контролировать эти три гуны, чтобы хоть в некоторой степени осознать трансцендентную природу Божественности. Это та садхана, которой следует заниматься в течение девяти дней праздника Наваратри, и, тем самым, снискать Божью милость. Только тогда можно обрести опыт подлинного покоя ума, а через покой ума достичь счастья. Великий святой и поэт, Тьягараджа, так объяснил это в своем известном киртане: «Сантаму лека соукхьяму леду» (без покоя не может быть счастья). Поэтому для человека очень важен покой. Это, по существу, его жизненное дыхание.

К покою не приведут ни физическая сила, ни мощный интеллект, ни богатство, ни многочисленное потомство. Все это было у царя Дхритараштры[3], но он никогда не наслаждался покоем. Почему? У него не было силы дхармы (праведности) и поддерживающей ее Божественности. Поэтому он пал жертвой зломыслия и дурных качеств, что, в итоге, привело его к краху.

Воплощения любви! Сила праведностии сила, исходящая от Бога (дхармабала и дайвабала) – это два наиболее важных атрибута, необходимых человеку для того, чтобы достичь успеха в своих усилиях. Человек должен обрести эти два качества и посвятить свою жизнь служению обществу. Следует осознать, что все божественно: один и тот же духовный (атмический) принцип пронизывает все сущее. Вы не должны пасть жертвой таких дурных качеств, как ненависть, зависть, гордость и показуха. Очень важно, чтобы каждый человек добровольно и с радостью посвятил свою жизнь служению обществу.

Каждый год во время праздника Наваратри над храмом (мандиром) по традиции поднимается флаг Прашанти. Что это означает? Это видимый образ бытия–сознания–блаженства в вашем сердце, что ведет к опыту осознания своей духовной сути  (атма-таттвы). Это не просто подъем флага над мандиром. Нужно постараться водрузить флаг Прашанти в своем сознании, управляющем Царством сердца.

Воплощения Божественного Атмана! Сегодня в Прашанти Нилаяме начался девятидневный праздник Наваратри. В течение этих девяти дней будет проведено несколько программ. Я желаю, чтобы все вы приняли участие в этих программах, взрастили благородные качества и обрели высший покой(прашанти). На протяжении этих девяти дней мы постараемся обрести более глубокое понимание природы ума. В завершении своей беседы Я благословляю вас и надеюсь, что все вы посвятите свое время и энергию постижению концепций, которым вас будут учить в течение последующих нескольких дней.

 

        Беседа вторая

         Ум не имеет формы

 

Совершая дурные дела,

не достичь благих результатов;

совершая благие дела,

Никогда не столкнешься с ущербом;

Посадив саженец лайма,

можно ли ожидать плодов манго?

Посадив саженец манго,

можно ли ожидать урожай лайма?

                                             (стих на телугу)

 

Воплощения Священного Атмана!

Ум чрезвычайно изворотлив. Его действия весьма странны. Не имея собственной формы, он играет двойственную роль, принимая форму того объекта, в котором пребывает. Ум – причина радости и печали, хорошего и плохого, позитивных и негативных состояний. Поэтому первоочередной долг человеческого существа – распознать природу ума. Ум подобен текущей по каналу воде, и так же, как вода, принимает форму тех объектов, на которых сосредоточен.

Рассмотрим, к примеру, огонь. Свет, исходящий от огня, может рассеять окружающую тьму и, тем самым, помочь нам исполнять повседневные дела. Огонь также можно использовать в виде костра, чтобы согреться зимой. Но если этот огонь опалит тело или дом, то причинит большой вред. Кто в этом виноват: огонь или ум, который не применил свою силу различения? Что бы ни случилось, будь то хорошее или плохое, причиной тому – наши иллюзии, сила воли и сила импульсов. Предположим, у нас в руке нож. Его можно использовать для того, чтобы нарезать фрукты и овощи. Но тот же самый нож может причинить вред, если его используют для нанесения ран тому, на кого мы гневаемся или с кем враждуем. Точно так же, ум может быть использован с хорошей или плохой целью. Поэтому человеку следует направить ум в должное русло и, тем самым, освятить свою жизнь.

Под слоем земли течет вода. Но мы не видим эту текущую под землей воду. Почему? Она не видна нам, поскольку ее скрывает слой земли. Но, если вырыть землю и удалить почву, грунтовая вода выйдет на поверхность. Точно так же в каждом человеческом существе непрерывно струится источник покоя – как его внутренняя суть, его внутренние чувства и сознание. Но этот источник покоя не проявлен потому, что его скрывают слои желаний, злобы, ненависти и зависти. В результате человек не способен обрести опыт радости и покоя. Поэтому каждый обязан сознательным усилием устранить эти загрязнения. Но сегодня человек не прилагает такого усилия. Вместо этого он жалуется, что лишен покоя, радости и блаженства. Это – первейший признак невежества. Поэтому долг каждого человека – понять природу ума и направить его путем праведности.

Один и тот же Атман (истинное «Я») пребывает в каждом человеческом существе, хотя кажется в разных людях различным, в соответствии с их богатством, собственностью, поведением и положением в обществе. Людям кажется, что их страдания и трудности, все хорошее и дурное в их жизни, преследующие их неудачи – проявление многочисленных различий между ними. Один может быть миллионером, а другой нищим. Но это только внешние различия; внутренняя суть всех человеческих существ одна и та же. Очень важно осознать, что духовные (атмические) отношения для каждого человека – это основа, цель и ключевой фактор. Именно об этом заявил в Бхагавадгите Господь Кришна, подчеркнув: «Я как семя присутствую в каждом живом существе» (биджам маам сарвабхутанам). Глядя на дерево, мы можем подумать, что ветки, листья, цветы и плоды отличаются не только по названию и форме, но и по содержанию. Однако это лишь внешние различия; семя, из которого все это проявилось – одно и то же.

Воплощения Божественного Атмана! На древе этой Вселенной человечество проявляется большим разнообразием цветов и плодов. Однако очень важно осознать, что эти человеческие существа с различными именами и формами проявились из одного и того же источника, из одного семени – духовной сущности(атма-таттвы). В этом ключ к духовности. Фактически, атма-таттва – тот источник, из которого человек ведет свой род. Поэтому все люди должны жить как братья и сестры. Ключ к духовности – в братстве людей при отцовстве Бога. Это должен осознать каждый человек. Именно с целью осознания этой истины человеку следует бережно заботиться о своем теле и, несмотря на то, что оно обречено рано или поздно исчезнуть, поддерживать его здоровье.

 

Это слабое человеческое тело состоит из пяти элементов. Никто не знает, когда ему придется сбросить эту немощную оболочку. Ученые говорят, что срок жизни человека рассчитан на сотню лет; но это нельзя считать гарантией. Никто не ведает, когда умрет: в детстве, в юности или в старости, и где это произойдет: в городе, в лесу или в воде. Но для человека смерть неизбежна. Поэтому человек должен быть достаточно мудрым, чтобы осознать свою истинную природу, пока он жив. Такова истина, которую открыл вам Саи.

(стих на телугу)

 

Следует понять, что человеческое рождение дано нам для того, чтобы осознать свою истинную природу, а не для того, чтобы тратить драгоценную человеческую жизнь только на потребление пищи, сон и увеличение потомства, тем самым, оскверняя святость человеческого тела.

Общеизвестно: для того, чтобы в этом мире выполнять даже небольшую работу, очень важно здоровье. Сказано: «Достижение любой из целей человеческой жизни (праведности, благосостояния, исполнения желаний и освобождения) требует здоровья» (дхарма артха кама мокшанам арогьям муламуттанам). Какую из четырех целей мы бы ни избрали, чрезвычайно важно здоровье. Существует пословица: «В здоровом теле – здоровый дух». Чтобы наслаждаться таким состоянием совершенного здоровья, следует взращивать благие качества. Это действует подобно сандживи (средству, возвращающему молодость).

Нет более благородного качества, чем служение человечеству. Сева (служение) разрушает эго и превращает дживу (отдельное существо) в Дэву (Бога). Чтобы быть способным развить такое благородное качество служения, следует растить в себе бескорыстную любовь (прему), сострадание(дайю) и жертвенность(тьягу). Жертвенность может даровать человеку единение с Богом(йогу) и, тем самым, блаженство. Сева – это не то, чему можно научиться, читая книги. В древние времена обители отшельников(ришикулы) создавались главным образом для поддержания качества служения человечеству. В Трета-югу Господь Шри Рама в ришикуле мудреца Вишвамитры занимался под его руководством различной деятельностью по служению, и через это служение раскрыл Свою Божественность. В Двапара-югу Господь Кришна и Его старший брат Баларама, обучаясь в ашраме Сандипани, выполняли разнообразные виды служения своему гуру, в том числе, рубили дрова и носили их из лесу. Их божественность расцвела только через служение. В наше время люди забыли ценность такого смиренного и бескорыстного служения. Очарованные богатством и собственностью, они оставили привычку тяжело трудиться. Люди забыли о самой цели человеческого рождения и теряют возможность служить. Возможность служить другим и обществу – это божественный дар человечеству. В былые времена каждый, кто приходил в ашрам в качестве ученика, первые несколько лет должен был заниматься таким служением, как полив растений и уборка помещений ашрама. Лишь после того, как ученик проходил основательную подготовку в таком служении, он получал право на упадешу (наставление). В чем скрытый смысл того, чтобы проводить людей через такой «тренинг»? Такое служение должно выполняться новыми учениками, чтобы дать им возможность избавиться от чувства эго и развить духовное чувство (атма-бхаву). Пока человек захвачен эго, он не может увидеть свою духовную суть (атма-таттву). Опыт истинного «Я»не может быть достигнут, если просто, как попугай, повторять определенные слова. Необходимо приложить усилия – служить обществу и стране с твердой решимостью и духом жертвенности по отношению к плодам действий. В древние времена ашрамы (обители отшельников) развивали такой священный дух служения. Сегодня такое благородное и священное служение превратилось в показную деятельность с целью обретения власти и постов. А в то время в ашрамах мудрецов служение выполнялось как бескорыстная и посвященная Богу работа в духе жертвенности. Поэтому они и назывались ришикулами. Сегодня они превратились в обычные школы, дающие светское образование. Выполняемое этими учреждениями служение искусственно и ограничено узкими рамками.

Фактически из всех видов деятельности в этом мире первое место занимает служение, выполняемое врачами. Их служение – наиболее свято. Оно поистине божественно. Поэтому сказано: «Врачи – воистину воплощения Божественности (вайдьо нараяно харихи). Больше, чем от других, мы ожидаем от них благородства, любви, сострадания и бескорыстной помощи больным людям. Если врачи с чистым сердцем и улыбкой на лице принимают пришедших к ним на лечение пациентов, беседуя с ними нежно и с любовью, болезнь наполовину вылечена. Этому вполне соответствует высказывание: «Только ум – причина закрепощения или освобождения»(манаэва манушьянам каранам бандха мокшайо). Если врач принимает пациента с открытым сердцем, с нежными словами, любящей заботой и вниманием, велика вероятность того, что болезнь будет быстро излечена. Поэтому если вы хотите, чтобы пациент быстро поправился, применяйте принцип: 50% лекарства, 50% любви. Вот почему древняя система медицины в Индии назвалась «Аюрведа», что значит «Веда, дарующая долголетие(аюш)». В этом контексте слово «веда» предполагает исполнение человеком своих обязанностей в соответствии с предписаниями Вед. Для людей, которые заболели, вполне естественно идти на лечение к врачу. Однако лучше не болеть, чем потом пытаться вылечиться.

Если исследовать причины любой болезни, станет ясно, что в основном это пища и привычки. Следует убедиться, что эти два аспекта чисты и отрегулированы. Кроме того, очень важно поддерживать чистым свое окружение. Одежда также должна быть чистой. Даже если невозможно обеспечить себя питательными продуктами, та пища, которая доступна, должна быть чистой и свежей. Общеизвестно, что вокруг того места, где мы живем, кишат миллионы бактерий. А если окружение нечисто, ситуация становится еще хуже. Эти бактерии попадают в организм. В этом причина определенных предписанных ритуалов очищения, таких как ежедневное омовение. Ежедневное омовение необходимо не только для того, чтобы поддерживать чистоту тела, но также для предотвращения болезней.

Обычно, когда человека спрашивают, зачем он принимает лекарство, он тут же отвечает: чтобы вылечиться. Но это неправильный ответ. Лекарство принимается лишь с целью избежать последующих болезней и лечения от них. Таким будет правильный ответ на этот вопрос. Точно так же, если вас спрашивают, зачем вы родились, вам не следует отвечать: чтобы умереть. Мы родились, чтобы не родиться в этом мире снова. Правильный тип духовной практики (садханы) состоит в том, чтобы развить такую твердую решимость и стремление поддерживать «в здоровом теле здоровый дух». Если вы пренебрегаете телом и его благополучием, то никакие песнопения, молитвы и медитация  (бхаджаны, джапа, дхьяна)не приведут к желаемому результату. Если у вас не все в порядке со здоровьем, будете ли вы с энтузиазмом участвовать в бхаджанах, сидеть в медитации или перебирать бусины четок (джапамалы)? Это невозможно. Вот почему Организация Сатья Саи по Служению стремится проводить соответствующие мероприятия по созданию чистой и священной окружающей среды для жизни людей. В некоторых деревнях в результате отсутствия канализации люди страдают многочисленными заболеваниями из-за  грязи внутри и вокруг их хижин. Члены Организации Сатья Саи по служению должны заняться очищением таких мест. Им также следует рассказывать проживающим там людям о вредных последствиях загрязнения среды и необходимости содержать свои дома и прилегающие территории в чистоте. Так они могут помочь крестьянам сохранять тело здоровым и крепким, а затем направить их на духовный путь. Это правильный подход.

Воплощения Божественного Атмана! Пока мы живы, даже если это небольшой отрезок времени, следует постараться жить счастливо, поддерживая хорошее здоровье. На самом деле в самсаре (цикле рождения-жизни-смерти) нет счастья. Все мы об этом знаем. Но, тем не менее, живем в надежде, что в этой самсаре все же возможно какое-то счастье. Истина, однако, свидетельствует о другом. Мир полон страданий, а тело полно болезней. Самсара – все равно, что кишащая клопами кровать. Способен ли кто-нибудь насладиться крепким сном в такой кровати? Вероятно, нет. Вот почему поэт однажды с долей юмора так описал эту ситуацию:

 

Господь Шива живет на Кайласе,

Солнце и Луна – высоко в небесах,

Господь Вишну покоится в Океане,

Не потому ли, чтобы избежать

       постельных клопов!

 

Господь Шива живет на Кайласе, надеясь, что клопы не смогут добраться до снежных вершин. По той же причине Солнце и Луна находятся так высоко в небе в надежде, что клопы не смогут достичь этих высот. Господь Вишну избрал своей обителью океан, в надежде, что клопы не полезут в воду. Что это значит? Это значит, что эти боги пребывают за пределами самсары и гун (атрибутов), занимаясь чистым и бескорыстным служением человечеству. Таков внутренний смысл этих строк, и его следует помнить.

По их примеру человек должен стремиться к постепенному отказу от своих желаний. Только тогда человеческое существо(нара) может стать Богом(Нараяной). Вот почему сказано: «Жизнь + желание ═ нара, а жизнь – желание ═ Нараяна». Что подразумевается под словом Нараяна? В действительности Нараянатва (Божественность) находится внутри нас. Сказано: Господь Нараяна пронизывает всю Вселенную – внутри, снаружи, везде (антхар бахища тат сарвам вьяпья нараяна ститах). Я много раз вам это объяснял. Возьмите, к примеру, падди (неочищенный рис). Пока он покрыт шелухой, это – падди. Но если шелуху удалить, он уже называется рисом. И рис и падди содержат один и тот же продукт. Но в состоянии падди он прорастает везде, где бы вы его ни посеяли, что напоминает нам строфу: «Рождение и смерть, снова и снова» (пунарапи джананам пунарапи маранам). Однако как только вы удалите шелуху, рис уже не сможет прорасти, даже если вы посадите его в самую плодородную почву и будете поливать. «Вообще никакого перерождения»!(пунарджанма на видиатхе). Индивидуальная душа(джива) подобна рису, а желание – шелухе. Пока есть шелуха желания, джива не может избежать цикла рождения и смерти. Желая избежать цикла рождения–смерти и достичь бессмертия, вы должны расстаться с шелухой желаний и постараться стать рисом. Поскольку наша жизнь – долгое путешествие, мы должны следовать принципу: «Чем меньше багажа, тем приятнее путешествие». В этом путешествии по жизни следует постараться уменьшить багаж желаний. На языке Вед это называется вайрагьей (непривязанностью).

Воплощения Божественного Атмана! Наша жизнь – священна. В течение этой священной жизни человек должен стремиться осознать суть своей собственной природы. Эта сила осознания собственной природы дарована Богом только человеческим существам. Поэтому не следует растрачивать дарованную Богом силу, и, пока человек жив, он должен посвятить свою жизнь служению другим. Это – его долг. Старайтесь жить с любовью в сердце и растить эту любовь независимо от того, где и как вы устроены в жизни. Это – подлинная садхана. Воспитывайте в себе чувство: «Все, что есть в других – есть и во мне, духовная суть (атма-таттва) в каждом одна и та же», и тогда ваш ум ни в коей мере не будет затронут, если кто-то вас задевает или причиняет вам вред. Небольшой пример. Когда мы жуем бетель, может случиться, что мы до крови прикусим язык. Но станем ли мы наказывать зубы за то, что они поранили язык? Нет, никогда! Причина в том, что и язык, и зубы – это части нашего собственного тела. Поэтому мы прощаем зубам случайную оплошность. Так, развив чувство, что атма-таттва в каждом человеке одна и та же, вы не будете пытаться кого-то задевать или кому-то вредить. Следует развить такой широкий подход. Конечно, это очень трудная садхана. Но вы должны приложить усилие. Основа такого усилия – лишь любовь. Поэтому взращивайте такую священную и бескорыстную любовь.

 

 

Беседа третья










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...