Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные категории налоговой системы РФ




Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные фонды, установленные на принципах и в порядке, определенных федеральными законами РФ, и взимаемых на территории РФ, составляет налоговую систему Российской Федерации.

Согласно Налоговому кодексу в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

- федеральные налоги и сборы;

- налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы);

- местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих субъектов РФ.

Такое деление позволяет определить долю налогов каждого вида в общей сумме налоговых поступлении и соотнести ее (через расходы) с объемом функций органов власти каждого уровня, а также степень централизации управления в стране.

В зависимости от плательщиков налоги можно делить на налоги:

- с физических лиц (подоходный, на имущество физических лиц; на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, и др.);

- с юридических лиц и их филиалов, подразделений, имеющих отельный баланс и счет (налог па прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), сбор па нужды образовательных учреждении, транспортный налог и др.);

-  смешанного состава, то есть взимаемые и с физических, и с юридических лиц (таможенная пошлина, госпошлина, земельный налог и др.).

В зависимости от того, является ли юридический плательщик одновременно фактическим плательщиком, налоги подразделяют на:

- прямые;

- косвенные.

Субъект налога – лицо, с которого налог взимается, на которое законом возлагается налоговое обязательство. Законодатель определяет:

- общие признаки субъекта налога – юридическое лицо или его филиал (подразделение), имеющее отдельный баланс и счет, физическое лицо;

- специальные признаки субъектов налогообложения, осуществляющих предпринимательскую деятельность, получающие доход, являющихся собственниками определенных в законе видов имущества, принявшие наследство и т.п.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Под имуществом, например, понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

Остальные налогоплательщики – физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от формы (денежная или натуральная) выражения налоговой базы ставки бывают: процентные (налог на прибыль, НДС, акцизы и др.); в твердой денежной сумме (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и др.); смешанные, в которых сочетаются денежная и процентная формы (налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, подоходный налог с физических лиц); прогрессивные – ставки, увеличивающиеся с ростом объекта налога.

Льготы – факторы (способы) уменьшения налогоплательщику суммы налога на условиях и в порядке, определяемых законодателем. Применяются следующие формы льгот:

- установление необлагаемой налогом части объекта обложения (необлагаемого минимума);

- изъятие из объекта налога отдельных его составляющих (частей);

- освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий плательщиков полностью или на определенный срок;

- понижение налоговых ставок и др.

Порядок уплаты налогов - это способ, форма и сроки уплаты налога. Уплата может производиться частями – внесением платежей (в том числе авансовых) в течение налогооблагаемого периода в установленные сроки и окончательным расчетом и уплатой суммы налога по окончанию периода; разовой уплатой всей суммы налога; в наличной форме или путем безналичных расчетов; в валюте РФ, если иное не предусмотрено правовым актом.

Сроки уплаты определяются календарной датой, периодом времени, исчисляемым годами, месяцами, декадами, неделями, днями, а также указанием на событие или действие, которое должно наступить или произойти.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

 

Контрольные вопросы

1. Виды налогов и сборов, применяемых в РФ.

2. Субъекты и объекты налогообложения.

3. Что понимают под налоговой базой и налоговой ставкой.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 401.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...