Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация требований, предъявляемых предпринимательской деятельности




Регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности

Необходимость государственного регулирования экономики в условиях рынка определяются следующими задачами, связанными с охраной публичных интересов:

1. Осуществление государственных и общественных нужд и приоритетов в экономическом и социальном взаимодействии.

2. Формирование государственного бюджета

3. Охрана окружающей среды и пользование природными ресурсами

4. Обеспечение занятости населения

5. Обеспечение обороноспособности страны

6. Обеспечение свободы предпринимательства и конкуренции

Пределы государственного вмешательства в экономику страны должны быть таковы, чтобы сохранялся интерес к легитимному предпринимательству, чтобы экономика не уходила в тень, а капиталы оставались в стране.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности – представляет собой воздействие государства путем принятие нормативно-правовых актов, либо актов индивидуального регулирования, а также организация контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применение мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.

Акты индивидуального регулирования - это акты, которые направлены на строго определённый субъект:

1. Акты позитивного регулирования – принимаются при отсутствии правонарушения и определяют права и обязанности конкретного лица. К ним относятся: акты регистрации (регистрация ИП, ООО и пр.), акты разрешения (лицензии, допуски и пр.), акты согласия на совершение определенных действий, в государственном и муниципальном секторам экономики применяются акты директивного характера в отношении унитарных предприятий (акты планирования, акты распоряжения)

2. Акты регулирования на правонарушения путем применения санкций и мер ответственности

Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности

Классификация в зависимости от уровня регулирования (трехуровневая система налогообложения)

Классификация в зависимости от отношений между государством и хозяйствующими субъектами (его формы собственности).

В зависимости от того, кто выступает в качестве собственника. Если собственником выступает государство, то правовой формой обеспечивающей эффективное использование такой собственности является планирование. Т.е. в государственном секторе экономики регулирование будет выступать планирование. Планирование:

А) Разработка и утверждение федеральный целевых программ

Б) Разработка и утверждение прогнозного плана приватизации

В) Утверждение показателей экономической эффективности государственного предприятия

Суть общего государственного регулирования заключается в том, что для всех хозяйствующих субъектов устанавливаются единые правила поведения на рынке, соблюдение которых проверяется компетентными государственными органами.

В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов. Прямое регулирование осуществляется путем предъявления обязательных требований. Суть косвенного регулирования заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы.

В зависимости от видов деятельности. Специфика вида деятельности учитывается в процессе государственного регулирования в зависимости от подверженности влиянию стихийных явлений природы, сложности во внедрении научно-технических результатов и т.д.

 

Контроль за осуществлением предпринимательской деятельности

Контроль прежде всего публичный за деятельностью предпринимателей необходим для соблюдения принципов осуществления экономической деятельности. Контроль как способ государственного публичного воздействия представляет собой установление обязанности органов государства и местного самоуправления наблюдать и проверять состояние дел предпринимателя, а в предусмотренных случаях принимать надлежащие меры государственного воздействия.

 

Требования, предъявляемые к осуществлению предпринимательской деятельности

Публичные интересы обеспечиваются путем предъявления государством требований в правовой форме к предпринимателям в процессе осуществления ими этой деятельности. Такие требования формулируются в виде запретов, ограничений, который обязывают к совершению определенных действий.

Запреты означают абсолютную недопустимость видов деятельности, включая недопустимость в выдаче разрешений на них. Ограничения могут также выражаться в виде относительных запретов. Ограничения реализуются путем их соблюдения для чего достаточно не заниматься отдельными видами деятельности. Обязывание устанавливают необходимость совершения активных действий перед государством.

Правовой формой требований предпринимательской деятельности являются законы.

 

Классификация требований, предъявляемых предпринимательской деятельности

В зависимости от этапа становления и развития предпринимательской деятельности:

1. Требования легитимации лиц в качестве предпринимателей, либо легитимации соответствующих видов деятельности.

2. Требования, предъявляемые на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности.

3. Требования, предъявляемые в процессе дальнейшего осуществления предпринимательской деятельности.

 

Лицензирование – это мероприятие, связанное с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действие лицензий, возобновлением или прекращением, а также аннулированием лицензий. Ведение реестров лицензий, предоставление информации из этого реестра.

Лицензионные требования и условия – это совокупность установленных требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензионные требования предъявляются к объектам недвижимости, оборудованию, используемым предметам непосредственной деятельности и квалификации лицензиата. Срок действия лицензии начинается с момента принятия решения о предоставлении лицензии и не может быть менее 5 лет. Территориальные границы действия лицензии установлены в пределах всей территории РФ. Исключение составляют случаи, когда лицензирующим органом выступает органы субъектов РФ.

Техническое регулирование охватывает три области отношений и определяется как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. А также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Вместо государственных стандартов, содержавших обязательные требования к объектам регулирования в настоящее время принимаются технические регламенты. Их значение по сравнению с ГОСТ значительно возрастает, так как технические регламенты должны приниматься федеральным законом или международным договором. Законом предусмотрено принятие технических регламентов двух видов: общие и специальные. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие технические регламенты принимаются по вопросам пожарной, биологической, экологической, ядерной, радиационной безопасности, безопасности эксплуатации зданий и строений, безопасности эксплуатации и утилизации машин и оборудования. В требованиях специальных технических регламентов учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Стандартизация определяется как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, а также повышения конкурентоспособности. Стандарты не должны противоречить техническим регламентам. Законодательно предусмотрены 4 вида стандартизации:

1. Национальный стандарты

2. Правила стандартизации, нормы и рекомендации

3. Общероссийские классификаторы

4. Стандарты организаций.

Для самостоятельного: подтверждение соответствия в виде сертификации или декларирования. Тема: «Пределы контроля предпринимательской деятельности в современной РФ». Принести эссе.

Органы государственной власти и местного самоуправления непосредственно не осуществляют предпринимательскую деятельность. Деятельность осуществляется опосредованно через создаваемые унитарные предприятия и учреждения. Вместе с тем, государство и муниципальные образования, являясь собственниками принадлежащего им имущества, распоряжаются им, например, в процессе приватизации, передают в аренду или иным образом используют его, получая доход. Государство не занимается предпринимательской деятельностью, исходя из следующих положений закона. В силу гражданского кодекса, предпринимательской деятельностью занимаются только те лица, которые зарегистрированы в установленном законом порядке. Конституция российской Федерации говорит об управлении государственной собственностью, не квалифицируя эту деятельность в качестве предпринимательской.           

Признаки субъектов предпринимательского права:

1. Обладание комплексной правосубъектностью, которая охватывает как частно-правовые, так и публично-правовые аспекты предпринимательской деятельности.

2. Наличие обособленного имущества, принадлежащего хозяйствующему субъекту на праве собственности, а унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Обособленное имущество учитывается организацией на самостоятельном балансе, а арендуемое – за балансом.

3. Самостоятельная имущественная ответственность.

4. Сочетание ведения хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности и руководства ею.

5. Легитимация. Хозяйствующие субъекты должны быть зарегистрированы и приобрести статус юридического лица или индивидуального предпринимателя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 560.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...