Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Н. А. Бердяев «Критика идеи прогресса»




         В последний период человеческого сознания вера в прогресс была подвергнута сомнению, кумиры прогресса свергнуты и уже многое сделано для критики этой идеи. Основное противоречие, которое нужно вскрыть в учении о прогрессе, заключается в ложном отношении учения о прогрессе к проблеме времени – к прошлому, настоящему и будущему. Учение о прогрессе есть, прежде всего, совершенно ложное, не оправданное ни с научной, ни с философской, ни с моральной точки зрения обоготворение будущего за счет настоящего и прошлого...

 

...Учение о прогрессе предполагает, что задачи всемирной истории человечества будут разрешены в будущем, что наступит какой-то момент в истории человечества, в судьбе человечества, в которой будет достигнуто высшее совершенное состояние, и в этом пыешем совершенном состоянии будут примирены все противоречия, которыми полны судьбы человеческой истории, будут разрешены все задачи. В это верили и Конт, и Гегель, и Спенсер, и Маркс. Правомерно ли такое предположение? Какое мы имеем основание в это верить, и если бы даже мы это основание имели, то почему это может вызвать в нас энтузиазм, почему это должно быть нами нравственно принято и почему такого рода надежда может быть для нас радостной? Оснований для этого Нет никаких, кроме того, что в учении о прогрессе бессознательно заложено, тайно пребывает некоторое религиозное упование на разрешение всемирной истории. Это есть надежда, что трагедия всемирной истории придет к концу...

 

...Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждое лицо человеческое, каждую эпоху истории в средство и орудие для окончательной цели – совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором никто из нас не будет иметь удела. Внутренне неприемлема, религиозно и морально недопустима позитивная идея прогресса, потому что природа этой идеи такова, что она делает невозможным разрешение муки жизни, разрешение трагических противоречий и. конфликтов для всего человеческого рода, для всех человеческих поколений, для всех времен, для всех когда-либо живших людей с их страдальческой судьбой. Это учение заведомо и сознательно утверждает, что для огромной массы, бесконечной массы человеческих поколений и для бесконечного ряда времен и эпох существует только смерть и могила. Они жили в несовершенном, страдальческом, полном противоречий состоянии, и только где-то на вершине исторической жизни появляется наконец на истлевших костях всех предшествующих поколений такое поколение счастливцев, которое взберется на вершину и для которого возможна будет высшая полнота жизни, высшее блаженство и совершенство. Все поколения являются лишь средством для осуществления этой блаженной жизни, этого счастливого поколения избранников, которое должно явиться в каком-то неведомом и чуждом для нас грядущем.

Бердяев Н. А. Смысл истории. –М., 1990.– С. 146–147.

 

 

                        

Тест

1.Идея всеединства - центральная в философии:

а) В.Соловьева;

б) Н.Бердяева;

в) С.Франка.

2. Автор формулы «Благо - Истина - Красота»:

а) Л.Толстой;

б) Ф.Достоевский;

в) В.Соловьев.

3. Самобытность русской истории определяется своеобразием русской духовной жизни. Таково содержание понятия:

а) западники;

б) евразийцы;

в) славянофилы.

4. Основная ценность национальной жизни:

 а) соборность;

 б) Православие;

 в) общинность.

5. «Тема свободы, творчества и бога - главное в философии», - утверждал:

а) Н.Бердяева;

б) И.Ильин;

в) С.Франк.

6. «Свобода нужна христианину, чтобы исполнить свой долг», - утверждал:

а) С.Франк;

б) Л.Толстой;

в) Н.Бердяев.

7. Кому принадлежит это высказывание: «Личность — не часть космоса, напротив, космос — часть человеческой личности»:

а) Л.Толстой;

б) Ф. Достоевский;

в) Н. Бердяев.

8. Развитие русской культуры философии связано, прежде всего с:

а) крещением Руси и ее христианизацией;

б) освобождением от татаро-монгольского ига;

в) развитием торговых связей.

9. Непосредственным субъектом всех изменений в мире у Соловьева выступает:

а) разум;

б) мировая душа;

в) вера.

10. Наиболее яркий представитель русского экзистенциализма:

а) Н. Бердяев;

б) И. В. Киреевский;

в) Л. Шестов.

Литература

1. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. - Л.: ЭГО, 1991.

2. История философии в СССР. В.С.Соловьев. - М.: Наука, 1968.

3. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли ХIХ и начала ХХ века. - М.: Наука, 1990.

4. В.В. Ильин, А.С. Карамин, В.П. Огородников. Философия. - Лидер, 2009

5. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания. // Соч. в 2-х т. Т. 2. - М.: Мысль, 1988.

Электронные информационные ресурсы

1. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/

2. Философский портал http://www.philosophy.ru

3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

4. Портал «Философия online» http://phenomen.ru/

5. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

6. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

7. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru

       http://filosofia.ru - Сайт современных научных статей по философии

Глава 9. Философия XX века

9.1 Общая характеристика философии XX века.

9.2 Представители философии XX века.

9.3 Учения представителей философии XX века.

9.4 Основные направления философии XX века.

9.5 Заключение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 656.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...