Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
К. Маркс «Человек и природа»
Человек (как и животное) живет неорганической природой, и чем универсальнее человек по сравнению с животным, тем универсальнее сфера той неорганической природы, которой он живет. Подобно тому как в теоретическом отношении растения, животные, камни, воздух, свет и т. д. являются частью человеческого сознания, отчасти в качестве объектов естествознания, отчасти в качестве объектов искусства, являются его духовной неорганической природой, духовной пищей, которую он предварительно должен приготовить, чтобы ее можно было вкусить и переварить, — так и в практическом отношении они составляют часть человеческой жизни и человеческой деятельности. Физически человек живет только этими продуктами природы, будь то в форме пищи, отопления, одежды, жилища и т. д. Практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку оно служит, во-первых, непосредственным жизненным средством для человека, а во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности. Природа есть неорганическое тело человека, а именно — природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы. Источник: Радугин А. А. - ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.А.Радугин. – М.: Центр, 2001. 75 с. Режим доступа: http://www.rulit.me/books/hrestomatiya-po-filosofii-chast-2-read-19399-1.html Дата обращения: 12.02.2018 Тест 1. Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию: а) иррационализм; б) рационализм; в) эмпиризм; г) скептицизм. 2. Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания: а) философия жизни; б) неорационализм; в) прагматизм; г) феноменология. 3. К представителям «философии жизни» относится: а) Ф. Ницше; б) И. Фихте; в) К. Поппер; г) Дж. Локк. 4. Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал: а) А. Шопенгауэр; б) О. Шпенглер; в) В. Дильтей; г) Г. Зиммель. 5. Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира… а) волю к власти; б) волю к жизни; в) мировой дух; г) жизненный порыв. 6. Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущность человека, обосновывались в философии: а) неопозитивизма; б) экзистенциализма; в) структурализма; г) психоанализа. Родоначальник позитивизма - а) Огюст Конт; б) Фридрих Ницше; в) Анри Бергсон; г) Эдмунд Гуссерль. 8. Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означает: а) развитие; б) познание; в) существование; г) любовь. 9. Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма: б) бытие природы; в) бытие общества; г) индивидуальное бытие человека. 10. Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что: б) человеческие поступки определяются бессознательными желаниями, о которых мы можем не догадываться; в) человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность; г) что бы человек ни предпринимал, всё, в конечном счёте, зависит не от него, а от судьбы, рока.
Литература 1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 161 2. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф.Собр. соч., изд. 2, т. 20, c. 22 3. Маркс К. Капитал. Послесловие ко второму изданию // Собр. соч., изд. 2, т. 23, c. 21 4. Энгельс Ф. Материалы к Анти-Дюрину // Маркс К., Энгельс Ф.Собр. соч., изд. 2, т. 20, c. 66 5. В. Ленин, "О значении воинствующего материализма". “Под Знаменем Марксизма” № 3, март 1922 г. 6. [Электронный ресурс]. Учебное пособие/А. А. Радугин.- М.: Центр, 2001. 79 с. Режим доступа: http://www.rulit.me/books/hrestomatiya-po-filosofii-chast-2-read-19399-1.html Дата обращения: 12.02.2018 Электронные информационные ресурсы
1. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/ 2. Философский портал http://www.philosophy.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ 4. Портал «Философия online» http://phenomen.ru/ 5. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru 6. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/ 7. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru http://filosofia.ru - Сайт современных научных статей по философии
Глава 8. Русская философия 8.1 Общая характеристика, особенности и этапы русской философии. 8.2 Славянофилы и западники. 8.3 Философия всеединства В. Соловьева. 8.4 Проблемы веры и разума. Л. Шестов 8.5 Философия Н. Бердяева. 8.6 Философия русского космизма. Общая характеристика и этапы русской философии. Русская философия — одно из направлений в мировой философии. Русская философия, как и другие национальные философии, выражает самосознание и менталитет народа, его историю, его культуру и духовные искания. Основой духовного самосознания и менталитета народа в русской философии является русская идея. Русская идея — это вопрос о существовании России во всемирной истории. Русская философия, являясь составной частью мировой философии, имеет вместе с последней общие вопросы и проблемы исследования (метафизика, онтология, гносеология, социальная философия и т.д.), общий категориальный аппарат и т.д. Вместе с тем русской философии присущ и ряд характерных особенностей, присущих только ей. Это религиозная философия, где в центре внимания стоят вопросы духовно-ценностной ориентации человека, проблемы философской и религиозной антропологии. К отличительным особенностям, характеризующим проблематику русской философии, можно отнести концепцию мирового всеединства, русского космизма, русскую религиозную этику, русскую герменевтику, идею соборности и т.п. Основной вопрос русской философии — это вопрос об истине — смысле бытия человека, его космического и земного назначения. Решается этот вопрос в духовно-религиозной теории истины. Формирование русской философской мысли было обусловлено двумя традициями: славянской философско-мифологической традицией и греко-византийской религиозно-философской традицией. Русская философия прошла длительный путь своего развития, в котором различают ряд этапов: 1) становление русской философской мысли (XI — XVII вв.); 2) русская философская мысль эпохи Просвещения (философские и социологические идеи русских просветителей XVIII в.); 3) становление русской философии (философия революционных демократов, славянофилы и западники, народничество — начало и середина XIX в.); 4) русский духовный ренессанс, «серебряный век» русской философии (последняя треть XIX — начало XX в.), которые в совокупности сформировали русскую классическую философию.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 644. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |