Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кондильяк Этьен-Бонно «Теория познания. О порядке, которому нужно следовать в поисках и изложении истины»




       Согласно Декарту, нужно начинать с построения дефиниции вещи и рассмотрения дефиниций как принципов, пригодных для раскрытия свойств вещей. Я, напротив, полагаю, что нужно начинать с исследования свойств, и мне кажется, что это обоснованно. Если понятия, которые мы способны приобрести, являются, как я это показал, лишь различными собраниями простых идей, которые опыт побудил нас соединить под определенными названиями, то гораздо более естественно составлять их, исследуя идеи в том самом порядке, в котором дает их опыт, чем начинать с дефиниций, чтобы затем выводить различные свойства вещей.

       ... порядок, которому должно следовать в поиске истины, заключается в том, чтобы добраться до источника идей, раскрыть их происхождение и производить различные сочетания или расчленения идей так, чтобы всестороннее сопоставление их друг с другом позволило обнаружить соответствующие между ними отношения...

       Нужно начинать с того, чтобы уяснить себе все знания, имеющиеся по тому вопросу, который мы хотим изучить, раскрыть их происхождение и точно определить образующие их идеи. Что касается истины, которая обнаруживается случайно и в которой нельзя даже удостовериться, то, имея только расплывчатые идеи, рискуешь впасть во множество заблуждений.

Когда идеи определены, их нужно сравнивать; но поскольку сравнение их делается не всегда с одинаковой легкостью, нужно уметь пользоваться всем, что может оказать нам некоторую помощь. Что касается этой помощи, то нужно отметить, что среди привычек, какие создал себе ум, нет ни одной, которая не могла бы помочь нам размышлять. Дело в том, что решительно нет предметов, с которыми мы не были бы в состоянии связывать наши идеи и которые, стало быть, не были бы пригодны для облегчения деятельности памяти и воображения. Все дело в том, чтобы уметь составлять эти связи сообразно с целью, которую себе ставишь, и с условиями, в которых находишься.

Кондильяк. Сочинения. В 3 т. Т. 1. М., 1980. С. 69.

Тест

1. Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была;

а) Англия;

б) Германия;

в) Россия;

г) Франция.

2. Сущность деизма состоит в:

а) сведении роли Бога к творению материи и первотолчку;

б) растворению Бога в природе;

в) признании невмешательства Бога в процессы, происходящие в человеческом обществе;

г) утверждении о наличии у Бога двух ипостасей.

3. Представитель философии Французского Просвещения:

а) Ж.-Ж. Руссо;

б) Б. Спиноза;

в) Г. Лейбниц;

г) Т. Кампанелла.

4. Освобождение от церковного влияния:

а) Экуменизм;

б) Контр-реформация;

в) Секуляризация;

г) Экклезиология.

5. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей:

а) Рационализм;

б) Сенсуализм;

в) Скептицизм;

г) Агностицизм.

6. Центральная проблема в философии французского Просвещения:

а) Человек;

б) Познание;

в) Бытие;

г) Природа.

7. Основная идея философии французского Просвещения;

а) Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества;

б) Агностицизм;

в) Клерикализм;

г) Приоритет чувственного познания мира при решении проблем человеческого общества.

8. К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести:

а) Идею равенства всех людей;

б) Идею приоритета коллективного над индивидуальным;

в) Идею прав и свобод человека;

г) Идею прогресса.

9. Французский философ, сторонник сенсуализма:

а) Локк;

б) Кондильяк;

в) Декарт;

г) Шеллинг.

10. Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал:

а) собственность;

б) власть;

в) наследственность;

г) воспитание.

 

Литература

1.Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009

2. История мировой культуры. Марковой А.Н. 2003г.

3. А.И. Кравченко. Культурология: Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2001.

4. Агафонова, М.Ю. Философия / Ростов н/Д., 2005

5. «Философия» / под ред. Л.А.Никитич. – Москва, «Юнити», 2002.

6. «Философия» / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3е изд., Москва, «Гардарики», 2003.

 

Электронные информационные ресурсы

1. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/

2. Философский портал http://www.philosophy.ru

3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

4. Портал «Философия online» http://phenomen.ru/

5. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

6. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

7. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru

       http://filosofia.ru - Сайт современных научных статей по философии

 

 

Глава 7. Философия XIX века

7.1 Основные направления философии 19 века.

7.2 Проблемы человеческого существования в философии С. Кьеркегора.

7.3 Философия Ницше.

7.4 Метафизика Фихте.

7.5 Диалектика К. Маркса.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 359.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...